Уплата земельного налога при реорганизации

02.05.2012

С юридической точки зрения обязанность по уплате земельного налога возникает в момент появления вещных прав на земельный участок. С первого взгляда все просто: как только права на угодья оформил – приступай к расчетам с бюджетом. Но в некоторых ситуациях данная логика не работает. Например, при реорганизации.

Земельный налог уплачивают владельцы угодий, обладающие участком на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Иными словами, те землевладельцы, которые обладают вещными правами на землю.

Возникновение обязанностей налогоплательщика (уплата налога, представление отчетности по нему) возникает в момент получения прав на участок. А значит, принципиальным является момент, когда потенциальный налогоплательщик получает вещные права на землю.

Поскольку права на земельные участки подлежат государственной регистрации, вступление в право на участок отсчи тывается с момента отражения сведений о собственности в Еди ном государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).

Как отмечает Минфин России, основанием для признания организаций и юрлиц налогоплательщиками являются выданные в установленном законодательством порядке документы (свидетельства, государственные акты, решения и т. п.) о соответствующем праве на землю, сведения из которых учитываются непосредственно для це-

лей налого обложения, а также документы, служащие основанием для ре гистрации прав на земельные участки (письмо от 9 июля 2008 г. № 03-05-04-02/40).

Регистрация прав на землю

Для регистрации прав на земельный участок необходимо собрать комплект документов, в который входят (приказ Минюста России от 1 июля 2002 г. № 184):

  • заявление о государственной регистрации;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
  • правоустанавливающие документы (например, договор купли-продажи);
  • кадастровый план земельного участка, если он ранее не был помещен в соответствующее дело;
  • документы, подтверждающие право на представление указанных бумаг.

В последнем случае лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юрлица,

предъявляет документ, удостоверяющий его личность, учредительные документы компании или их нотариально удостоверенные копии. Если документы представляются представителем юрлица, помимо названных бумаг сдается документ, подтверждающий полномочия действовать от имени юрлица, или его нотариально удостоверенная копия.

Внимание

Госрегистрация прав может быть приостановлена, если в кадастре недвижимости отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ земельного участка или одна из границ пересекает границу другого земельного участка.

Все документы кроме заявления и актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и судов представляются не менее чем в двух экземплярах (подлинник и копия). Иногда могут потребовать еще один подлинник. Подлинник после государственной регистрации возвращается.

Дополнительные документы могут потребовать только в случаях, установленных законодательством РФ или если представленные бумаги не отвечают установленным требованиям.

Представить документы можно лично или путем почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.

В первом случае заявителю выдается расписка о получении документов.

Если же бумаги были направлены по почте, то расписка отправляется по указанному адресу в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов. При этом расписка направляется только в случае, если в заявлении содержится указание о необходимости ее предоставления.

Отказ в приеме документов не допускается.

Далее происходит правовая экспертиза документов, проверяется законность сделки, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными.

При отсутствии оснований для отказа в ЕГРП вносится запись о регистрации. Заявителю выдается свидетельство о государственной регистрации. С этого момента владелец угодий может быть признан плательщиком земельного налога.

Обратите внимание: если представляемые документы не соответствуют установленными требованиям, госрегистрация прав на землю может быть приостановлена.

Какие требования выдвигаются к документации?

Прежде всего она должна отражать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права. Если того требует законодательство, документы следует нотариально удостоверить, а также скрепить печатями и подписать. Например, договор купли-продажи должен быть подписан продавцом и покупателем.

Наименования юрлиц и их местонахождение указываются без сокращений. Данные физ-лиц (ФИО, адрес) также указываются полностью.

Документы не должны содержать подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления. Не могут быть исполнены карандашом. В документах не допус каются серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание.

Форма декларации об объекте недвижимого имущества должна включать в себя следующие сведения: адрес (местоположение), вид (название), назначение, площадь, количество этажей (этажность), в том числе подземных этажей, год создания, о материалах наружных стен, его подключении к сетям инженерно-технического обеспечения, кадастровом номере земельного участка, на котором расположен объект.

Момент госрегистрации

В некоторых ситуациях переход права собственности на землю происходит по особым правилам. Именно так дело обстоит в случае реорганизации компании.

Напомним, что в общем случае реорганизация осуществляется по решению учредителей или органа юрлица, уполномоченного учредительными документами. Вместе с тем не исключены и ситуации, когда организации «преобразуются» по решению уполномоченных государственных органов или суда.

Существует несколько форм реорганизации компании: – слияние; – присоединение; – разделение; – выделение; – преобразование.

Часто возникает вопрос, в чем различие реорганизации в формах разделения и выделения. Существенное различие состоит в том, что при разделении основная организация прекращает свое существование и на ее базе создаются новые, а при выделении основная организация продолжает свою деятельность.

В любом случае при реорганизации права и обязанности юр-лиц переходят к вновь возникшему юрлицу в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом.

Права и обязанности могут переходить:

  • в полном объеме к одному правопреемнику;
  • в полном объеме к разным правопреемникам, в частях, указанных в разделительном балансе;
  • частично к одному или нескольким правопреемникам.

Передается весь комплекс прав и обязанностей. Невозможно отказаться от каких-либо обязательств реорганизуемого юрлица.

Налоговые обязательства исключения не составляют. Обязанность по уплате налогов, а также пеней и штрафов, возникающих в результате нарушения обязанностей налогоплательщика, возлагается на правопреемника. Они должны уплатить налоги в сроки, которые были предусмотрены для реорганизованного юрлица, и во всех случаях, кроме реорганизации в форме выделения, так как основная организация продолжает осуществлять свою деятельность.

Позиция Минфина

Вопрос уплаты земельного налога при реорганизации рассмотрели чиновники Минфина России в письме от 23 марта 2012 г. № 03-05-05-02/66. Они отметили, что при универсальном правопреемстве вещные права на земельные участки переходят непосредственно в силу закона. А значит, правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права.

Общество считается реорганизованным с момента регистрации вновь возникших юридических лиц. Исключением является присоединение, так как реорганизация будет считаться законченной с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединяемого юрлица.

В связи с тем, что в общем случае обязанность уплаты земельного налога появляется по факту перехода прав собственности на участок, возникает вопрос о моменте возникновения обязанностей налогоплательщика при реорганизации. А именно: после госрегистрации правопреемника или после регистрации перехода прав собственности на землю?

Ответ на данный вопрос приведен в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. № 54. Служители Фемиды указали: при реорганизации правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права. Дело в том, что вещные права на земельные участки в таком случае переходят непосредственно в силу закона.

Эту позицию полностью поддержали чиновники Минфина России в письме от 23 марта 2012 г. № 03-05-05-02/66.

Таким образом, как только будут зарегистрированы вновь созданные в результате реорганизации компании, необходимо приступать к исчислению земельного налога. Ждать момента фиксации прав собственности на участки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество не нужно.

Данные правила действуют при всех формах реорганизации за исключением выделения.

Дело в том, что при данной форме реорганизации правопреемство в части исполнения обязанностей по уплате налогов, пеней и штрафов не возникает. В данном случае будут действовать общеустановленные правила.

Пример

ОАО «Автомост» произвело реорганизацию путем выделения юрлиц. Обязательства по уплате налогов и платежей во внебюджетные фонды были переданы вновь образованным юрлицам согласно разделительному балансу.

Инспекция МНС приняла решение о взыскании недоимки и пеней.

ОАО «Автомост» обратилось с иском к Инспекции МНС о признании недействительным ее решения о взыскании недоимки и пеней.

В обоснование заявленного иска ОАО «Автомост» указало, что обязательства по уплате налогов и платежей во внебюджетные фонды были переданы вновь образованным в порядке выделения юрлицам согласно разделительному балансу.

Суд отказал в удовлетворении иска.

При этом он исходил из того, что в соответствии с пун к том 8 статьи 50 Налогового кодекса при реорганизации юридического лица в форме выделения правопреемства по исполнению налоговых обязательств не наступает.

Других оснований для признания недействительными оспариваемых решений Инспекции МНС ОАО «Автомост» не заявляло.

О.В. Мичугина, юрист

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA