Как бороться с опозданиями сотрудников?

06.03.2012

Опоздания снижают производительность труда компании и негативно влияют на дисциплину в коллективе. С ними нужно бороться решительными, порой даже жесткими мерами. Только тогда сотрудники будут приходить вовремя.

Многие думают, что опоздания — это следствие проблем с тайм-менеджментом в организации. Однако это лишь иллюзия. Потому что пунктуальность — проблема мотивации.

Время от времени сотрудники любой компании, даже с самой жесткой дисциплиной , теряют пунктуальность. Сейчас это особенно актуально: в условиях кризиса многие работники недостаточно мотивированны. А руководство в свою очередь не считает должным стимулировать их приходить вовремя.

В условиях кризиса зачастую снижаются зарплаты, сокращаются премиальные выплаты. Это лишает людей стимула приходить в офис вовремя. Как можно наказать непунктуального подчиненного?

Не стоит забывать, что работа работе рознь. Есть работа, которая требует прихода на работу точно в срок. Операторы колл-центров, рабочие заводов, сотрудники ретейлеров, банковские специалисты и Д многие другие. То есть все те, кто работают в конвейерном режиме или непосредственно контактируют с клиентами, от кого напрямую зависит выручка компании, безусловно, должны приходить вовремя.

Но приход в офис на 25-30 минут позже никак не сказывается на качестве и количестве работы представителей множества профессий. Стоит ли требовать от людей, занятых такой деятельностью, пунктуальности?

Опоздание опозданию рознь

Прежде всего необходимо отметить, что опоздания на работу бывают разные по своему характеру и условно делятся на группы.

1. Опоздания индивидуального характера. Они присущи определенным людям, не способным правильно организовать свое время. Кроме того, существуют так называемые совы, которым очень сложно приходить вовремя, особенно утром. Здесь может помочь народное средство — перевести часы на 10 или более минут вперед.

Но все же в обоих случаях проблема самоуправления, поэтому здесь нужно воздействие со стороны. Необходимо помочь таким людям научиться управлять собой.

2. Опоздания, связанные с недостатком стимула для прихода на работу вовремя. Они наблюдаются у людей недисциплинированных, на которых лучше действует метод кнута и пряника, чем простое желание соблюдать трудовой распорядок.

3. Опоздания, которые являются следствием отдаленности места жительства от работы и проблем с транспортом. В крупных городах, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, часто многое списывают на пробки. Это действительно серьезная проблема, которая вряд ли решится в ближайшее время.

Поэтому необходимо искать выходы из ситуации, если опоздания носят хронический характер. Можно, например, пересесть на другой транспорт. Если это нужно для работы, то стоит подумать над тем, чтобы пересесть с личного авто на метро. Хотя бы в некоторые дни, самые загруженные, – понедельник и пятницу.

4. Ну и заключительная группа — это опоздания, вызванные чрезвычайными обстоятельствами – дорожно-транспортным происшествием, аварией в квартире (замок в двери сломался, кран сорвало) и другими. Но такое может случиться с каждым, поэтому не будем акцентировать внимание на этом.

Универсального средства против опозданий не существует. Однако есть индивидуальные способы решения проблемы. Рассмотрим некоторые из них.

Наказание рублем

Денежный вычет, или депремирование, остается самым популярным у начальства и самым нелюбимым работниками видом наказания. С одной стороны, наказание рублем — мера эффективная. Но применять данный метод нужно очень осторожно. Ведь в трудовом законодательстве такого понятия, как штраф, не существует.

Однако никто не запрещает составить такой внутренний документ, как «Положение о премировании». В нем необходимо максимально четко и подробно зафиксировать, на каком основании, с какой периодичностью сотрудник имеет право на премию. А главное — при каких условиях.

Так, например, когда каждая минута опоздания стоит 100 рублей, все начинают приходить в офис как штык, а чаще всего — еще за несколько минут до начала рабочего дня.

Но, с другой стороны, здесь будет действовать жесткое правило: ваши подчиненные будут делать ровно то, за что им платят. То есть если хорошим работником в вашей компании считается тот, кто приходит вовремя, если вы премируете или лишаете премий именно за это, то сотрудники, безусловно, не будут опаздывать. Но и не ждите от них сногсшибательных результатов , ведь вы сами определили приоритет: приходить вовремя. А это они и делают.

Так что прежде чем штрафовать, нужно определиться с понятием «хороший работник» — тот, кто добивается результатов, или тот, кто сидит в офисе с 9.00 и до отбоя.

Кроме того, как только сотрудники начнут приходить к началу рабочего дня, они и уходить будут сразу же после его окончания. У них появится железный аргумент: «Я работаю с 9 и до 18.00». И возразить на это будет нечего. Так что если ваш бизнес предполагает сверхурочную работу, то нет смысла требовать соблюдения графика.

Опоздал — отрабатывай

Заставлять отрабатывать вечером утреннее опоздание – действенная мера борьбы с опозданиями. Но она чревата иском от сотрудника — за неоплату переработок.

Поэтому ответственно отнеситесь к написанию правил внутреннего трудового распорядка, особенно в части описания взысканий за их нарушение. Так, за каждым опозданием может следовать официальное взыскание с записью в личное дело. Еще одно взыскание — и работник увольняется по статье.

Соблюдение правил внутреннего распорядка нужно сделать одним из показателей, по которым рассчитывается сумма премии. Если сотрудник выполнил работу, но при этом у него более трех опозданий, то к премии применяется понижающий коэффициент. Но система должна быть сбалансирована таким образом, чтобы за пунктуальность не платили больше, чем за основные результаты труда.

Личный пример лидера

Большинство руководителей российских предприятий малого и среднего бизнеса можно условно разбить на две группы. К первой относятся те, кто нерегулярно появляются в офисе лишь для того, чтобы дать определенные указания, реализовать минимально необходимую контрольную функцию и т. п.

Во вторую группу входят топ-менеджеры, которые в буквальном смысле живут работой, приходят на предприятие рано и уходят поздно. В каком-то смысле такое желание держать все под личным контролем похвально. Ведь если руководитель собственным примером показывает, во сколько надо приходить на работу и во сколько уходить, подчиненные начинают следовать этому графику. Приход и уход с работы в определенное время становится показателем личной лояльности.

Такой подход — хороший способ достичь того, чтобы все сотрудники приходили вовремя. Но к результативности деятельности это никакого отношения не имеет.

Крайние меры

Личное воздействие лидера путем разъяснительной беседы с провинившимся подчиненным эффективно только тогда, когда сотрудник либо уважает, либо боится начальника. В другом случае разговор по душам не приведет к желаемым результатам.

Словами до злостных нарушителей трудового распорядка удается достучаться очень редко. Они понимающе кивают головой, демонстрируют искреннее раскаяние, а потом опаздывают снова.

Как показывает практика многих эффективных компаний, иногда достаточно ввести правило трех опозданий в квартал и уволить злостного прогульщика. Тогда другие начнут приходить в офис вовремя.

Зарубежный опыт

На отношение человека ко времени влияют культура и традиции страны проживания. К примеру, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке и на Кавказе задержаться на полчаса или даже на час вполне нормально.

В Европе свои правила. И чем севернее страна, тем нетерпимее относятся к опозданиям. Так, в Испании, Италии и Греции получасовое опоздание не является чем-то экстраординарным. А вот в Германии или Финляндии две минуты — это уже серьезно. Но стоит принять во внимание то, что продолжительность рабочего дня в северных европейских странах в очень редких случаях составляет более 7 часов.

Не стоит думать, что бороться с опозданиями можно лишь посредством наказаний. Есть и другие эффективные методы. Например, можно поощрять тех сотрудников, которые не опаздывают в течение длительного времени (месяца, квартала и т. д.). Так происходит во многих японских компаниях.

В заключение отметим, что на предприятиях малого и среднего бизнеса без персонифицированного подхода и бесед с сотрудниками не обойтись. Чрезмерная жесткость и официальность в виде вычетов из переменной части заработной платы и требования объяснительных большого эффекта не имеют.

Формула успеха одна: чем больше внимания уделяет руководитель подчиненным, тем более лояльными и дисциплинированными они будут.

Игорь Саморуков, финансовый директор компании

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA