Постановка на налоговый учет филиалов

20.02.2012

Компании, в составе которых имеются самостоятельные территориально удаленные структуры, сталкиваются с трудностями при постановке на учет в ИФНС.

Дело в том, что налоговое законодательство, равно как и разъяснения ведомств, не позволяют однозначно ответить на некоторые вопросы, возникающие в ходе создания филиалов и других обособленных подразделений (далее по тексту – ОП. – Прим. редакции).

Ставить на учет или нет?

Итак, в соответствии со статьей 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах:

  •  по месту нахождения организации;
  •  по месту нахождения ее обособленных подразделений;
  •  по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств;
  •  по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

Организация, в состав которой входят «обособленцы», расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего ОП. Сделать это следует независимо от того, есть ли у компании обязанности по уплате налогов или сборов. Дело в том, что согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ под обособленным подразделением фирмы понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Последние считаются таковыми, если они создаются на срок более одного месяца. В таком случае рабочие места для работников филиала оборудуются в арендуемом офисе.

Несколько лет назад компаниям нередко приходилось искать ответ на вопрос: является ли обособленным подразделение, находящееся по адресу, отличному от адреса регистрации головного предприятия, но на территории, подконтрольной той же налоговой инспекции, что и само предприятие? Как показывает арбитражная практика, такие структуры и прежде не признавались судами обособленными (постановление Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5). Не меняли точку зрения служители Фемиды и в дальнейшем (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 января 2006 г. № А56-31316/03). В конце концов этот вопрос был решен на законодательном уровне. Так, Законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2007 года, внесены изменения в статью 83 НК РФ. Пунктом 4 данной нормы установлена обязанность юрлица встать на учет в инспекции по месту нахождения своего обособленного подразделения только в том случае, если сама компания не состоит на учете в одной из ИФНС того же муниципального образования.

Таким образом, с 1 января 2007 года обязанность повторной постановки на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения (в налоговом органе того же муниципального образования) действующим законодательством не предусматривается.

В то же время остается следующая дилемма: что делать налогоплательщику, если ему необходимо зарегистрировать несколько ОП, находящихся в одном муниципальном образовании, но на территориях, подведомственных разным налоговым органам?

Мнение Министерства финансов по данному вопросу однозначно: подобные структуры являются ОП и их необходимо ставить на учет (письмо ведомства № 03-02-07/1-68 от 18 февраля 2010 г.).

В целом эту точку зрения вполне можно признать логичной, т. к. в данной ситуации формально обозначены все признаки ОП. Однако можно поспорить с контролерами относительно термина «территориальная обособленность». Ведь признаки муниципального образования – это наличие территории с четко установленными границами и осуществление местного самоуправления непосредственно населением или через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 2 Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 7 мая 2009 г.)). Получается, что налицо один и тот же территориальный признак, но курируется все другим налоговым органом. Описанный момент, конечно, скользкий, но коль скоро финансисты вполне определенно выразили свое мнение, у компаний по крайней мере появился ориентир. Так что в случае, если предприятие создает несколько ОП в одном муниципальном образовании, но на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, оно может встать на учет один раз в любой из этих ИФНС по своему усмотрению (абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ, п. 4 приказа № 114н, письмо Минфина России от 21 апреля 2008 г. № 03-02-07/2-73).

О своем решении организация обязана сообщить письменно в выбранную ею инспекцию. Специально утвержденной формы такого сообщения о выборе подразделения для постановки организации на учет нет. ФНС рекомендует направлять в инспекцию по месту нахождения выбранного подразделения сообщение по форме, содержащейся в Приложении к приказу от 24 марта 2010 г. № ММ-7-6/138@ и в письме ФНС от 16 марта 2010 г. № МН-22-6/179@.

К слову, в последнем документе даны разъяснения нижестоящим налоговым органам по применению отдельных положений Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 5 ноября 2009 г. № 114н.

Постановка на учет каждого ОП в налоговом органе, указанном в сообщении организации, производится в течение пяти рабочих дней. В тот же срок инспектор, осуществивший эту процедуру, обязан выдать (направить заказным письмом) компании уведомление о постановке на учет по форме, установленной приказом ФНС № САЭ-3-09/826@. Сделать это он должен по каждому ОП.

Право или обязанность?

Теперь попробуем разобраться, обязаны ли инспекторы поставить организацию на учет по месту нахождения одного из ее ОП при наличии соответствующего обращения, или это лишь право налоговиков.

Согласно абзацу 3 пункта 4 статьи 83 НК РФ в случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, то поставить на учет ее может ИФНС по месту нахождения одного из филиалов на выбор компании. Вторым документом, согласно которому фирма вправе определить налоговый орган таким же образом, является письмо Минфина от 21 апреля 2008 г. № 03-02-07/2-73.

В своем письме от 18 февраля 2010 г. № 03-02-07/1-68 Минфин отмечает, что организации предоставлено право выбора налогового органа для постановки на учет ее ОП в приведенном выше случае.

Следовательно, если компания воспользуется своим правом, то налоговый орган не может отказать ей в регистрации ОП в инспекции по ее выбору. Мало того, при наличии соответствующего обращения заявителя налоговики просто обязаны поставить фирму на учет по месту нахождения одного из ее «обособленцев».

И все же формулировка «определяемым организацией самостоятельно» звучит неоднозначно. Как именно следует понимать этот термин – как право организации на учет по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, или как ее право самостоятельно выбрать обособленное подразделение для постановки на учет в налоговом органе?

Напомним, что о своем выборе компания сообщает письменно в тот налоговый орган, в котором намерена поставить на учет такие ОП на территории одного муниципального образования. Постановка на учет структурного подразделения может быть осуществлена в налоговом органе, находящемся в пределах только данного муниципального образования, поэтому, собственно, выбор невелик.

Будьте бдительными!

К сожалению, несмотря на издание необходимых подробных инструкций по рассматриваемому вопросу, могут возникать проблемы, в том числе на этапе подготовки документов по структурному подразделению, по срокам их подачи и получения из ИФНС.

Налогоплательщик при отправке документов в инспекцию по почте, дабы не запоздать с информированием ИФНС, обязан обратить внимание на сроки уведомления налоговых органов. Их отсчет начинаетсяс даты фактического создания ОП. Так, если компания не зарегистрировала в налоговой инспекции свое подразделение в течение месяца после его образования, ей грозит штраф в размере 5 тысяч рублей; при опоздании свыше 90 дней – 10 тысяч рублей (ст. 116 НК РФ). Более серьезное наказание предусмотрено статьей 117 НК РФ – при уклонении организации от постановки на учет своего ОП. В этом случае она обязана будет заплатить 10 процентов от дохода, полученного от данного подразделения, или 20 процентов, когда организация не регистрирует его более 90 дней.

Кроме того, необходимо еще раз проверить все реквизиты в сообщении, а особенно корреляцию дат во внутренних документах, касающихся создания ОП (например: даты принятия решения о его создании, заключения договора аренды и трудовых договоров с сотрудниками). Очевидно, что работник не может быть принят на работу в ОП ранее даты его создания, но по невнимательности этот момент может быть упущен. В дальнейшем это может повлечь неприятные последствия – датой создания подразделения будет признана ранняя из дат, а следовательно, будет начислен штраф, если дата окажется просроченными.

Сообщения, подаваемые в налоговую инспекцию, обязательно должны быть подписаны уполномоченным представителем организации – его исполнительным органом в лице руководителя или лицом, действующим на основании доверенности, выданной руководителем предприятия. В последнем случае необходимо также прикладывать копию доверенности. Все копии подаваемых документов также должны быть заверены подписью руководителя и печатью предприятия.

Рекомендуется уточнить телефон, по которому через пять отпущенных на регистрацию дней нужно будет позвонить и выяснить, готовы ли документы, либо узнать номер кабинета (номер окна), куда надо будет обратиться лично. Это важно сделать, когда ОП регистрируется на стыке отчетных периодов, и подавать декларации в этом случае необходимо в выбранный налоговый орган с указанием соответствующих ИНН и КПП в декларации.

О произведенной регистрации фирма должна сообщить в налоговый орган по месту нахождения головной организации. Это касается момента создания всех ОП, в том числе находящихся в пределах одного и того же муниципального образования (письма Минфина России от 7 марта 2008 г. № 03-02-07/1-90, от 6 марта 2008 г. № 03-02-07/1-84).

Следует отметить, что Приложение к приказу от 24 марта 2010 г. № ММ-7-6/138@ и письмо ФНС от 16 марта 2010 г. № МН-22-6/179@ разъясняют многие организационные моменты в работе налоговых органов при осуществлении процедуры регистрации ОП. В то же время они отнюдь не регламентируют порядок постановки на учет «обособленцев», находящихся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам. Очевидно, что недостающий порядок стоит разработать и учесть при этом все наиболее значимые моменты и вопросы касательно данной темы. Пока же компаниям остается опираться в работе лишь на те документы ведомств, которые у них имеются.

Ирина Сальникова, эксперт журнала "Расчет"

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA