Как подготовиться к годовому отчету 2011

25.01.2012

Все бухгалтеры уже начали готовиться к сдаче годового отчета. Каким он будет? На какие изменения стоит обратить особое внимание?

О ключевых моментах в работе над самым важным документом года мы поговорили с Владимиром Мещеряковым, руководителем авторского коллектива книги «Годовой отчет – 2011».

Подготовка годового отчета – самая ответственная часть работы бухгалтера. Для ее выполнения приходится не только подводить итоги деятельности организации, но и учитывать новшества законодательства. Большая часть вопросов, которые могут возникнуть, уже решена авторами книги «Годовой отчет – 2011» под редакцией Мещерякова В.И. Эксперты проанализировали все изменения, внесенные в действующие ПБУ, изучили новые стандарты, составили пробный баланс и подробно описали порядок заполнения отчетных форм.

Расходы будущих периодов

– Владимир Иванович, в этом году изменились правила формирования отчетных показателей, и без корректировок в учете не обойтись. На что вы посоветуете обратить внимание бухгалтерам?

Вы правы, привычные подходы к порядку формирования отдельных статей бухгалтерского баланса больше не применяются. Поэтому перед составлением отчета некоторые счета нужно «почистить». Например, счет 97 «Расходы будущих периодов». Строки для отражения этих сумм больше нет. Не секрет, что данный показатель использовался бессистемно, но порой на нем учитывались значительные средства. Деньги не должны быть «безликими», в особенности большие.

– Означает ли это, что теперь нужно вносить изменения в учетную политику?

Конечно. Причем действовать эти изменения начали с 1 января 2011 года – с вступлением в силу известного приказа № 186н от 24.12.2010, изданного Министерством финансов. А в пояснительной записке к отчету нужно указать, каким образом (ретроспективно или нет) вы отразили изменения учетной политики в бухгалтерском учете.

– А в чем разница между «ретроспективным» и «неретроспективным» способами?

Ретроспективный метод трудоемок, нужно пересчитать входящие остатки на бухгалтерских счетах по состоянию на 1 января. Показатели отчетности на 31 декабря 2009 и 2010 годов должны быть в уже пересчитанном виде – как будто новый способ учета применялся и раньше.

Надо сказать, что по-хорошему нужно действовать ретроспективным методом. Но в приказе ничего не говорится о каком-либо переходном периоде от одного способа учета к другому, поэтому формально будут правы и те, кто его не применил. В этом случае суммы, которые следует признавать в учете единовременно, нужно списать как расходы текущего периода – на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

В этом году книга впервые предоставляет уникальный сервис: интернет-поддержку бухгалтеров в период сдачи годового отчета. Все, что уже изменено по отчету и все, что изменится в дальнейшем, - вы найдете на сайте:

buhgod.ru

Специально для бухгалтеров разработано приложение «Годовой отчет». Сервис поможет проверить, всё ли учтено при подготовке годового отчета, и ответить на вопрос, можно ли сдавать отчет в налоговую.

Скачать приложение «Годовой отчет»

Оценочные обязательства

– Не секрет, что многие не очень дружат с таким понятием, как «оценочные обязательства». Можно ли их не формировать в учете?

Нет, нельзя. ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» права выбора не дает. Компании должны отражать их в учете. Более того, оценочные обязательства должны быть сформированы как на 31 декабря 2011, так и на 31 декабря 2010 года.

В общих чертах – это те деньги, которые компания будет обязана выплатить третьим лицам при наступлении некоторых обстоятельств. Основные группы оценочных обязательств – гарантии, выдаваемые организацией или ожидаемые результаты судебных разбирательств.

Рассчитать суммы можно по определенной методике. Например, гарантийные обязательства – исходя из объемов, частоты и существенности брака, допускаемого при выпуске тех или иных изделий, по которым фирма предоставляет гарантию покупателям. Что касается судов, то юридические службы должны оценить прогнозируемый исход дела, размеры возможных санкций. Вероятность того, что разбирательство закончится не в пользу организации, высокая? Берите полную сумму требований по иску. Если исход «пятьдесят на пятьдесят» – возьмите половину этих средств.

– А как отразить в учете «оценочные обязательства»?

В бухгалтерском учете они отражаются по кредиту счета 96 в корреспонденции со счетами учета затрат на производство, расходов на продажу, прочих доходов и расходов, активов организации.

Правила исправлений

– Исправлять ошибки в учете отчетности теперь нужно по правилам ПБУ 22/2010. В каких случаях требуется представлять «баланс-уточненку»?

Это зависит от того, когда обнаружена неточность. Если это произошло между датой подписания и утверждения годовой отчетности, ошибку сначала нужно исправить записями по соответствующим бухгалтерским счетам за декабрь отчетного года. Затем разослать исправленный документ по всем адресам, куда он был представлен, и не забыть обосновать причину пересмотра.

Если же ошибка выявлена уже после утверждения бухгалтерской отчетности за текущий год, уточненный баланс делать не нужно. Исправления вносятся в текущем отчетном периоде, по соответствующим бухгалтерским счетам, но в корреспонденции с 84-м счетом – для существенных ошибок или 91-м – для несущественных. Пояснительную записку придется писать в следующем отчетном году.

Основные средства

– Еще в этом году повысили до 40 000 рублей лимит отнесения имущества к амортизируемому. Нет ли и здесь подводных камней?

Есть. Дело в том, что в налоговом учете применять новый лимит можно было с 1 января этого года. В бухучете – тоже, но известно об этом стало только в конце марта. Из-за этого и возникли проблемы. То есть объекты стоимостью дороже 20 000, но дешевле 40 000 рублей, приобретенные с января по март 2011 года, нужно было принимать в состав основных средств, а в налоговом учете – при вводе в эксплуатацию списывать в состав материальных расходов. Результат – налогооблагаемые временные разницы и отложенные налоговые обязательства, списываемые по мере начисления амортизации. После обнародования приказа многим компаниям пришлось менять учетную политику и корректировать учет.

– Вы сказали «многим». А почему не всем?

Установление лимита стоимости основных средств в бухгалтерском учете – это не обязанность, а право компании. Поэтому некоторые организации все объекты со сроком службы больше 12 месяцев считают основными средствами. Таким фирмам можно было в начале года не менять учетную политику. Но вот налог на имущество им приходится переплачивать.

– Как бухгалтеру можно поправить ситуацию?

Если какие-то из купленных после 1 января 2011 года объектов соответствуют новым критериям, их нахождение в составе основных средств нужно просто «отменить»: сторнировать записи по счетам 08, 01, 02, 77 и 68. Потом отразить стоимость объекта на счете 10 в составе материалов и единовременно списать на расходы.

– Еще вопрос по основным средствам. Если объект продан, передан покупателю, но не прошел регистрацию, должен ли продавец продолжать учитывать его на своем балансе, или его можно списать?

Исключить из состава основных средств такой объект можно, но списать с баланса, пока право собственности покупателя еще не зарегистрировано, нельзя. Самым правильным решением будет перевести имущество на отдельный субсчет счета 45 «Товары отгруженные».

– А как быть с теми объектами, по которым документы на регистрацию еще не поданы, но они уже эксплуатируются?

Начиная с отчетности 2011 года объекты недвижимости, находящиеся во временной эксплуатации, нужно отражать в составе основных средств, даже если документы на госрегистрацию не поданы. Если они числились на счете 08, их следует перевести на счет 01 – субсчет «Объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы».

Резерв по долгам

– Еще одно нововведение, которое прибавило хлопот бухгалтеру. Это резервы сомнительных долгов.

Да, теперь это не право, а обязанность каждой организации. Долги нужно анализировать и принимать отдельное решение – создавать на каждый из них резерв или нет. Но на практике все не так страшно. Если должник – ваш постоянный покупатель, и вы уверены в том, что он выплатит деньги, хоть и с просрочкой, начислять резерв не надо. То же касается и ситуации, когда есть кредиторская задолженность, в счет которой можно провести зачет.

– Владимир Иванович, и все-таки большинство бухгалтеров в недоумении: зачем нужно было так кардинально менять все бухгалтерские формы?

Во-первых, для повышения качества отчетной информации. Во-вторых, этого требует переход на новые стандарты бухгалтерского учета, в основу которых положены правила МСФО. Международные стандарты устанавливают приоритет содержания над формой. Именно поэтому уже сейчас бухгалтерам нужно начать привыкать вести учет, опираясь на статьи не плана счетов, а бухгалтерского баланса.

Беседовала Ирина Голова, эксперт журнала "Расчет"

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA