Странные особенности нового порядка сдачи электронной отчетности

12.01.2012

Уже более года назад ФНС ввела в действие новый порядок сдачи электронной налоговой и бухгалтерской отчетности предприятий.

А именно, с 17 ноября 2010 года. Порядок регламентирован Методическими рекомендациями по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» (далее – Методические рекомендации), утвержденными приказом ФНС РФ от 02.11.2009 № ММ-7-6/534@ (далее - 534-е Методические рекомендации). Именно ввела, в приказном порядке, поскольку никаких действий по приданию этому документу законной юридической силы Налоговой службой предпринято не было. 

Несмотря на то, что документ был «принят» вот уже более года назад, он так и не был зарегистрирован должным образом в Министерстве юстиции и опубликован в законном порядке в уполномоченных для такой публикации СМИ. Таким образом, однозначно был нарушен порядок вступления в силу ведомственных нормативных актов, утвержденный Указом Президента РФ от 23.05.1996 № 763 (согласно которому такие акты должны публиковаться в «Российской газете»)и приказом Минюста РФ от 04.05.2007 № 88 (устанавливающим, что они подлежат госрегистрации).

Следует также отметить, что «вводил» Методические рекомендации в действие другой «ведомственный документ» - приказ ФНС РФ от 17.11.2010 № ММВ-7-6/610@ «О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего исполнение Методических рекомендаций...», который также не прошел госрегистрацию и не был официально опубликован. Поэтому формально говорить о вступлении в юридическую силу нового порядка сдачи электронной отчетности предприятий сегодня не приходится.

Несмотря на все это новый регламент активно применяется для сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде с 2011 года. Проблема в том, что исполнение предписаний 534-го приказа может привести к неоднозначным последствиям для предприятия.

...регламент сдачи электронной отчетности не вступил в юридическую силу, однако активно применяется...

Ваши документы

В соответствии с Методическими рекомендациями налогоплательщик — пользователь системы электронного документооборота отчетности — в подтверждение отправки и принятия у него налоговиками документов получает от них следующие электронные юридически значимые (т. е. подписанные электронной цифровой подписью) документы:

  • подтверждение даты отправки. Формируется посредником – специализированным оператором связи. Спецоператоры связи — это компании, которые имеют лицензии и по соглашению с налоговыми органами и внебюджетными фондами предоставляют программное обеспечение для сдачи отчетности через Интернет и обеспечивают конфиденциальность пересылаемых файлов;
  • извещение о получении;
  • квитанция о приеме;
  • извещение о вводе.

Время исправлять ошибки

Указанный пункт 2.10 вызывает сразу два вопроса.

Во-первых, в течение какого срока налогоплательщик должен устранить ошибки и повторно представить декларацию? Этого в приказе не сказано. Неясно, будет ли считаться отчетность представленной, если налогоплательщик опоздает с исправлением ошибок? Ведь ему тогда снова пришлют еще одно подтверждение даты отправки, в котором будет зафиксирована новая дата. И если она будет более поздней, чем срок представления отчетности, оштрафуют ли предприятие или же зачтут первую дату отправки? Однозначного ответа на это Методические рекомендации не дают, но, судя по общему духу приказа, не зачтут.

Стоит отметить, что в действовавшем ранее регламенте электронного документооборота отчетности (приказ ФНС РФ от 12.12.2006 № САЭ-3-13/848@) такой срок – 5 дней – давался и отчетность не считалась непредставленной, даже если файл поступал с ошибками или не распаковывался. А приказ ФНС РФ от 06.02.2008 № ММ-3-6/50@ в любом случае признавал датой представления отчетности дату ее отправки в полном соответствии с НК РФ.

НК РФ не указ

Во-вторых, Налоговый кодекс, документ более высшего ранга, однозначно утверждает, что отчетность (налоговая декларация), переданная по ТКС, считается представленной с даты ее отправки (абзац 3 п. 4 ст 80 НК РФ).

Налицо явное противоречие положений Методических рекомендаций с НК РФ. ФНС фактически не считает дату отправки декларации датой ее представления, если в декларации есть какие-то ошибки, возникшие по вине налогоплательщика или нет, а Кодекс считает в любом случае. Теперь понятно, почему рекомендации не отдали на рассмотрение в Минюст - он бы просто отказал в государственной регистрации. И был бы прав.

Шарады для налогоплательщика

Стоит отметить еще одну особенность рассматриваемых Методических рекомендаций. После внесения декларации в «информационные ресурсы» налогового органа ФНС формирует и высылает налогоплательщику электронные извещение о вводе или уведомление об уточнении. Как следует из текста рекомендаций, уведомление об уточнении - это документ, который подтверждает факт приема декларации, содержащей ошибки, с указанием таких ошибок, а также включает сообщение о необходимости представления пояснений или внесения соответствующих исправлений.

То есть налогоплательщик, получив такой документ, должен. Но приказ не устанавливает сроков, в течение которых налогоплательщик обязан прислать необходимые пояснения или внести исправления , и даже не вводит никаких механизмов воздействия на тех, кто не сделает этого . Наверное, налогоплательщику представляется возможность самому догадаться, что произойдет, если он не пришлет необходимые уточнения, и принята ли у него все-таки отчетность или нет. Как быть в том случае, если квитанция о приеме поступит из ФНС позже сроков сдачи отчетности, тоже остается загадкой. Штрафы ведь никто не отменял.

...налогоплательщику остается самому догадываться, что произойдет, если он не пришлет уточненную декларацию...

Однако ответ на вопрос о сроках предоставления уточнений косвенно дан в другом документе - приказе Минфина от 18.01.2008 № 9н, который утверждает административный регламент ФНС по информированию налогоплательщиков. Справедливости ради отметим, что в отличие от 534-го и 610-го приказов, этот документ, без сомнения, является действующим нормативным актом, вступившим в силу в законном порядке. В нем (так же, как и в прежнем регламенте, упомянутом выше) сказано, что при выявлении ошибок или противоречий в декларациях налогоплательщик должен в течение 5 рабочих дней представить пояснения или исправления (абзац 2 п. 156).

Но следует обратить внимание, что означенный приказ Минфина является внутренним административным регламентом действий его должностных лиц, а не налогоплательщиков, и эта норма права не сформулирована в нем прямо. Скорее всего, данное положение будет предметом постоянных разбирательств в судах.

Кокарев Юрий, независимый наблюдатель

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное