Когда и кому ждать налоговой проверки

20.12.2011

Чиновники рассчитали новые показатели налоговой нагрузки и рентабельности организаций для каждого вида деятельности по данным за 2010 год. Теперь именно от этих двух показателей зависит, придет ли к вам ревизор. Кому именно ждать проверяющих?

12 «заповедей» налоговиков

Каждый бухгалтер в своей деятельности наверняка хотя бы раз имел дело с выездной налоговой проверкой. При этом контрольные мероприятия должны отвечать законным интересам налоговиков и не нарушать права налогоплательщиков. Поэтому в 2007 году чиновники ФНС выпустили концепцию плана проведения налоговых проверок (Приказ ФНС от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@. "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых поверок").

Этот документ выпустили с целью повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков. Была создана своего рода шпаргалка, которая дает возможность компаниям сориентироваться в отношении того, обратят ли на них пристальное внимание ревизоры. В ней изложено двенадцать критериев для самостоятельной оценки риска оказаться в плане проверок. Перечислим их:

1. Налоговая нагрузка ниже ее среднего уровня по конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. В бухгалтерской или налоговой отчетности имели место убытки на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. В налоговой отчетности – значительные суммы налоговых вычетов за определенный период.

4. Темпы роста расходов выше темпов роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или деловых целей.

9. Непредставление пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Неоднократное снятие и постановка на учет в налоговой инспекции в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

При оценке вышеуказанных показателей налоговый инспектор в обязательном порядке анализирует возможность извлечения налоговой выгоды. либо наличие необоснованной выгоды.

Более подробно об этих критериях вы можете прочитать на сайте ФНС в разделе «Контрольная работа», подраздел «Выездные налоговые проверки».

После экономического кризиса 2008 года многие из перечисленных выше критериев утратили свою значимость, и поэтому чиновники приказом ФНС от 8 апреля 2011 г. № MMВ-7-2/258@ внесли изменения в концепцию проведения налоговых проверок. При этом было определено, что наиболее важными из данного списка все-таки являются налоговая нагрузка и рентабельность.

Налоговый груз-2010

Итак, если налоговая нагрузка будет ниже среднего по вашему виду деятельности, то в этом году вы автоматически попадете в список проверяемых компаний. Как рассчитать налоговую нагрузку? Для этого нужно сложить все уплаченные за 2010 год налоги, кроме страховых взносов в Пенсионный фонд и НДФЛ, и разделить на сумму выручки за прошлый год. Полученный результат умножаете на 100 процентов. Выручку вы берете из строки 010 формы 2 «Отчет о прибылях и убытках». Напомним, как выглядит такая формула:

где:

НН – налоговая нагрузка,

НУ – сумма всех налогов, уплаченных в 2010 году за минусом НДФЛ и взносов в ПФР.

Обратите внимание на то, что при расчете налоговой нагрузки нужно учитывать сумму именно уплаченных налогов. При этом не имеет значения, за какой период они уплачены, главное, что перечисление было именно в 2010 году. Так, например, плательщики налога на прибыль должны учесть в расчете платеж за IV квартал 2009 года, поскольку срок его уплаты установлен 28 марта 2010 года.

Пример

ООО «Ремстройсервис» занимается производством общестроительных работ. По данным бухгалтерского учета выручка за 2010 год составила 15 000 000руб. Эта сумма отражена в строке 010 формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках». В 2010 году компания заплатила следующие налоги: НДС – 1 500 000 руб., налог на прибыль, всего: 2 500 000 руб., НДФЛ – 250 000руб., налоги с ФОТ – 850 000 руб., налог на имущество – 240 000 руб., транспортный налог – 75 000 руб.

Налоговая нагрузка будет равна:

(1 500 000 + 2 500 000 + 240 000 + 75 000) : 15 000 000 х 100% = 30%.

В 2010 году показатель налоговой нагрузки для строительных организаций составляет 11,32 процента. У организации этот показатель выше на 18,7 процента. Это значит, что по данному критерию ООО «Ремстройсервис» не попадет в список проверяемых компаний в 2011 году.

Как уже было сказано, налоговая нагрузка рассчитывается по каждому виду деятельности. Вот почему, если вы работаете сразу в нескольких отраслях, то расчет нужно делать по каждой из них. Это следует из положений ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»: подпункта 4 пункта 1 статьи 153 НК, пункта 2 статьи 274 НК.

Например, если у вас два вида деятельности – производство и продажа, то наверняка есть раздельный учет доходов и расходов по каждому из видов. Поэтому и налоговая нагрузка у вас будет рассчитана раздельно – по производству и по продаже. Либо если у вас имеется сеть салонов красоты, и помимо услуг вы также осуществляете продажу профессиональной косметики, это опять-таки два вида деятельности. В этом случае налоговую нагрузку нужно рассчитать по двум показателям – оптовая (розничная торговля) и социальные услуги. Закономерно, что в вашей учетной политике должен быть закреплен порядок расчета доли выручки для каждого вида деятельности.

Есть ли прибыль в заработанном рубле?

Еще одним сигналом к тому, чтобы приехать к вам с проверкой, налоговикам послужит ваш показатель рентабельности активов и продаж. А именно – значительное, то есть свыше 10 процентов, отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для этой сферы деятельности по данным статистики. Расчет рентабельности продаж и активов, начиная с 2006 года, по основным видам экономической деятельности приведен в приложении № 4 к приказу ФНС от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@.

Напомним, что рентабельность продаж – это коэффициент, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Рассчитывают его как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) к объему продаж за определенный период (обычно за год). При этом под словом «продажа» понимается реализация товаров, продукции, работ, услуг. Приводим формулу рентабельности продаж:

РП = ЧП : Выр,

где:

РП – рентабельность продаж;

ЧП – чистая прибыль за 2010 года по данным строки 190 формы 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

Выр – выручка от реализации по данным строки 010 формы 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Рентабельность активов – это показатель эффективности деятельности организации. Рассчитывают его как отношение чистой прибыли по данным бухгалтерского учета к стоимости активов:

РА – рентабельность активов;

ЧП – чистая прибыль за 2010 года по данным строки 190 формы 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

А – активы предприятия (основные средства, запасы, нематериальные активы, финансовые вложения).

Чтобы не попасть в план ревизий ваши показатели должны быть больше установленного уровня рентабельности.

Ольга Чугина, эксперт журнала "Расчет"

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA