Единое информационное пространство управления ЖКК

05.09.2011 распечатать

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей экономики, оказывающей существенное влияние на все стороны жизнедеятельности общества. В настоящее время эта сфера жизнедеятельности общества находится в кризисном состоянии, исторически обусловленном рядом обстоятельств: неэффективной системой управления, высокими затратами, связанными с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды, хроническими неплатежами.

Жилищно-коммунальный комплекс — территория проблем

Управление жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) имеет крайне низкую эффективность, а отсутствие адекватной информации не позволяет реализовывать на практике основные принципы программно-целевого подхода к управлению. Отсутствует эффективно функционирующая система информационного обеспечения управления, которая могла бы способствовать процессу реформирования ЖКХ и переходу его в качественно новое состояние.

Сегодня жилищно–коммунальный комплекс (ЖКК) представляет собой технически сложное хозяйство, которое требует новых разработок и новых технологий с тем, чтобы обслуживающие структуры «не только нагружали жителей объемами услуг, но и сокращали стоимость этих услуг». А чтобы предоставлять качественные услуги, сфера управления ЖКХ, как и любая другая сфера услуг, нуждается в современных решениях. Внедрение инновационных, «умных» он-лайн технологий, которые сегодня проникают во все сферы нашей жизни, позволяет сделать этот процесс максимально удобным, эффективным и прозрачным.

Жилищно–коммунальный комплекс, становясь частью рыночного механизма, все больше становится похожим на прибыльную отрасль. А это, в свою очередь, заставляет идти в ногу со временем и откликаться не просто на модные новинки, а на необходимые новшества.

Буквально несколько лет назад документация в сфере управления жилыми фондами в большинстве своем обрабатывалась вручную. Бумага, ручка и калькулятор — вот основные пособники бухгалтера среднестатистического ТСЖ. Но ведь управление жилым фондом, как и любой другой организацией, требует четкого, быстрого и эффективного ведения документации.

Помимо этого, в небольшой организации ЖКХ (ТСЖ или ЖСК), как правило, есть только один бухгалтер, силами которого и ведется весь учет, поэтому ему приходится выполнять значительный объем работы. В связи с этим появилась необходимость в программах, позволяющих автоматизировать работу бухгалтера в сфере ЖКХ.

Эти программы рассчитаны на то, чтобы упростить работу бухгалтеру, а также по максимуму исключить возможность возникновения ошибки. Самые главные пункты, по которым производится автоматизация ТСЖ, это учет сведений и состояния счетов каждой квартиры; учет производящихся начислений и их оплаты; создание квитанций для оплаты, заполнение их для каждого лицевого счета. Последняя работа является самой рутинной и длительной, не тяжелой, но довольно утомительной, поэтому облегчить ее может как раз автоматизация ТСЖ.

Среди множества проблем, требующих решения в ходе выполнения жилищно-коммунальной реформы, особое место занимает достоверность и доступность информации, которая создается, используется и распространяется в жилищно-коммунальном хозяйстве. В первую очередь, это сведения о 0жилищном фонде и жителях, о потреблении энергоресурсов, оперативная информация о текущем состоянии объектов ЖКХ, инженерных коммуникаций.

Успешно решать эту проблему можно только на базе передовых информационных технологий. Информатизация ЖКК — необходимое звено реформы ЖКХ.

Жилищно-коммунальный комплекс — территория решений

На сегодняшний день уже идет активная автоматизация отдельных направлений деятельности ЖКХ:

  • начисления и учета сбора коммунальных платежей населения, как по отдельным, так и по всем видам услуг в рамках региона, района, города;

  • учета инвестиций в строящиеся жилые здания и иные сооружения;

  • сбора и обработки телеметрической информации, а также мониторинга показателей функционирования городской инфраструктуры;

  • бухгалтерского учета предприятий и др.

Необходимо начинать автоматизацию объектов отрасли с органов управления муниципальными образованиями посредством создания Единого информационного пространства управления Жилищно-Коммунальным Комплексом.

Состав автоматизированной системы управления ЖКК:

  • Ведомственная транспортная сеть передачи данных и сбора статистической информации с различных систем ЖКХ и передача команд исполнительным устройствам;

  • Программно–аппаратный комплекс, обеспечивающий формирование единого информационного пространства, муниципальных и региональных служб, организаций жилищно-коммунального комплекса и потребителей жилищно-коммунальных услуг, а также автоматизацию технологических процессов субъектов ЖКХ по предоставлению жилищных и коммунальных услуг;

  • Автоматизированная система коммерческого учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, обеспечивающая автоматизированный сбор и передачу показаний приборов учета и позволяющая фиксировать информацию за любые периоды времени;

  • Системы для аналитической обработки и формирования статистических и отчетных данных по предоставлению жилищно-коммунальных услуг, мониторинг и прогноз баланса энергоресурсов, анализ эффективности реализуемых организациями жилищно-коммунального комплекса инвестиционных и производственных программ;

  • Центр информирования потребителей и Интернет-портал, обеспечивающие информационно-справочное обслуживание потребителей жилищно-коммунальных услуг, повышение прозрачности реализуемой тарифной политики, публичный контроль исполнения действующих нормативно-правовых актов и регламентов, мониторинг общественного мнения.

По сути, автоматизированная система управления ЖКХ — это совокупность технических и программных средств (ПК, средств связи, устройств отображения информации, передачи данных и т.д.) и организационных комплексов, обеспечивающие рациональное управление сложными системами ЖКХ.

Внедрение информационных технологий позволит создать качественно новую систему управления ЖКК и регламентированного взаимодействия с исполнительными органами государственной власти.

В основе должна быть информационная система, которая позволит преодолеть разрыв между уже относительно развитой нормативной базой и правоприменительной практикой, а также повысить качество принимаемых решений, социальную защищенность населения и усилить контроль за жилищно-коммунальной сферой деятельности.

Структура Информационной Системы Управления ЖКК

Создание Единого информационного пространства ЖКК возможно посредством внедрения отраслевых решений, разработанных на высокотехнологичной платформе «1С:Предприятие 8.2», основным из которых является «1С:Управление Предприятием ЖКХ». Это сочетание возможностей типового решения класса ERP и учет отраслевой специфики, позволяющее создать эффективный инструмент оперативного контроля и управления жилищно-коммунальным комплексом на региональном и муниципальном уровнях.

Программные продукты «1С:Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК» и «1С:ВДГБ: Сайт управляющей компании ЖКХ, ТСЖ и ЖСК» подойдут как для небольшого ТСЖ, так и для крупной управляющей компании или расчетного центра.

С помощью программ «1С» для ЖКХ собственники жилья смогут сами через Интернет-сайт своей УК (ТСЖ, ЖСК) отслеживать информацию о показаниях узлов (приборов) коммерческого учета (счетчиков), делать заявки аварийно-диспетчерской службе и видеть, как расходуются средства, ежемесячно выделяемые на капитальный ремонт.

Приведем некоторые конкретные варианты применения Информационной Системы Управления ЖКК (ИСУ ЖКК).

В структурных подразделениях органов исполнительной власти региона:

1. Создание на базе типовых или собственных программно-технологических решений многофункциональных ИАС (информационных автоматизированных систем):

  • для учета жилищного фонда субъекта РФ, объектов и сетей инженерной инфраструктуры;

  • для анализа тарифов на товары и услуги организаций ЖКК;

  • для сбора и формирования консолидированной нормативной отчетности о работе регионального ЖКК;

  • для аналитической оценки экономической эффективности регионального ЖКК;

2. Создание в сети Интернет специализированных порталов, информирующих граждан и организации о решениях, принимаемых органами государственной власти по вопросам функционирования регионального ЖКК; о социально-экономических показателях регионального ЖКК; получение государственных и муниципальных услуг в области ЖКК.

В органах местного самоуправления в муниципальных районах:

Создание на базе типовых или собственных программно-технологических решений многофункциональных ИАС:

  • для учета муниципального жилищного фонда;

  • для учета граждан, нуждающихся в получении социального жилья;

  • для сбора и анализа цен (тарифов) на ЖКУ;

  • для сбора и формирования консолидированной нормативной отчетности о работе муниципального ЖКК;

  • для аналитического оценивания экономической эффективности муниципального ЖКК.

В управляющих компаниях:

  • Учет имущества и объектов инфраструктуры;

  • Учет владельцев имущества;

  • Управление отношениями с владельцами имущества;

  • Управление лицевыми счетами;

  • Управление договорами;

  • Планирование реализации коммунальных услуг и работ;

  • Расчеты и начисления квартирной платы жильцов многоквартирных домов и подготовка для них соответствующих платёжных документов;

  • Оплата услуг потребителям;

  • Управление арендой имущества;

  • Возможность создания на базе типовых или собственных программно-технологических решений многофункциональных информационных систем как на этапе внедрения, так и в ходе эксплуатации подсистемы.

На ресурсоснабжающих и сервисных предприятиях ЖКХ:

  • Учет коммунальной инфраструктуры;

  • Управление техническим обслуживанием и ремонтом;

  • Управление энергоэффективностью ЖКХ;

  • Интеграция с системами контроля приборов учета;

  • Работа с лицевыми счетами;

  • Расчеты и начисления;

  • Работа с должниками.

В расчетных центрах ЖКК:

  • Начисление ЖКУ, согласно назначенных услуг на лицевые счета в различных разрезах учета (УК, дома, ТСЖ);

  • Поступление отплаты от населения (касса, банк, терминалы) в разрезе лицевых счетов;

  • Интеграция информационной системы (ИС) с платежными терминалами самообслуживания, с ИС банков и с ИС других организаций, принимающих коммунальные платежи от населения;

  • Распределение поступивших денежных средств пропорционально оказанным услугам, непосредственно на конкретную услугу или за исключением какой-либо услуги;

  • Проведение перерасчетов согласно 307-му постановлению и снятию конкретных видов услуг по требованию управляющих компаний, как не оказанных;

  • Предоставление информации о финансовых потоках, поступающих через кассы РКЦ на счета обслуживающих организаций, для УК; 
  • Предоставление информации управлениям социальной защиты, отделам субсидий в части оплаты за потребленные ЖКУ, вносимую льготниками, или гражданами, получающими государственную поддержку в виде начисления жилищных субсидий; 

  • Предоставление информации ресурсоснабжающим компаниям по поступившим на счет платежам населения с разбивкой по конкретным видам услуг, поставляемых ими.

Для потребителей жилищных и коммунальных услуг:

  • создание информационного портала ИСУ ЖКК для приема коммунальных платежей с использованием электронной карты гражданина;

  • создания и распространения терминалов самообслуживания для приема коммунальных платежей с использованием электронной карты гражданина;

  • создание информационного портала ИСУ ЖКК для доступа жильцов к своим учетным данным в информационных системах ЖКК;

  • создание и установка в офисах управляющих организаций и в многоквартирных домах электронных справочных терминалов для общего доступа жильцов к своим учетным данным в информационных системах ЖКК. 

В диспетчерских службах предприятий ЖКК и дежурно-диспетчерских службах (ДДС) муниципальных районов:

  • ведение журнала заявок на работы;

  • распределение заявок на исполнение;

  • планирование загрузки исполнителей;

  • списание материалов и контроль затрат на выполнение заявки;

  • закрытие заявок и оценка качества выполнение заявки;

  • отчеты по загрузке исполнителей и состоянию заявок на работы возможность организации информационных систем на технологических платформах Call-центров, за счет централизованного сбора информации по обращениям.

Мы можем, таким образом, видеть, что программный комплекс ИСУ ЖКК охватывает в Единое Информационное пространство практически все необходимые сегменты поддержки управления ЖКК. Его структурной особенностью является масштабируемость и гибкость.Единое информационное пространство ЖКК обеспечивает консолидацию данных из существующих информационно-аналитических систем, связанных с управлением жилищно-коммунальным комплексом в регионе и иных информационно-аналитических систем. И как следствие повышает качество и эффективность государственного управления жилищно-коммунальным комплексом.

Управляющие инструменты, в качестве которых можно рассматривать программные решения на платформе «1С:Предприятие 8» являются неотъемлемым условием обеспечения прозрачности бизнес-процессов в управлении предприятием ЖКК, что в свою очередь повышает эффективность управления жилищно-коммунальным комплексом.

Качественное управление ЖКК посредством Единого Информационного пространства дает нам:

  • сокращение роста тарифов;

  • возможность оперативно реагировать на обращения граждан;

  • дополнительные средства на обустройство придомовых территорий и мест общественного пользования;

  • прозрачность бизнес-процессов (например, прозрачность накоплений на капитальный ремонт) и т.д.

И, самое главное, оптимизацию и экономию усилий, направленных на улучшение жизни общества, в таком важнейшем секторе, как жилищно-коммунальное хозяйство.

Никитин И., консультант 1С, компания «1С:ВДГБ»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...