Сверка с налоговой инспекцией

23.08.2011

«Сверка с налоговой инспекцией»... Если при прочтении данной фразы по спине побежали мурашки, а откуда-то изнутри вырывается жалобный стон, значит, вы уже проходили сверку и получали справку об отсутствии задолженности перед бюджетом.

Право или обязанность?

Если мы внимательно перечитаем Налоговый кодекс, то убедимся, насколько разительно отличается законодательство от его практического выполнения. За примерами далеко ходить не нужно. Так, нормативными актами установлено, что осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также получение акта совместной сверки – это право налогоплательщика (плательщика сбора) (п. 5.1 ст. 21 НК РФ), но никак не обязанность, в то время как фискальные органы довольно своеобразно воспринимают данную норму закона (подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ). На практике, приходя в налоговую, понимаешь: выполнять свои обязанности по сверке взаиморасчетов сотрудники ИФНС как раз таки не спешат. В каждой инспекции существует свой обряд получения «священной коровы» – акта сверки. А поскольку чаще всего документ этот необходим предпринимателю для участия в тендерах или с целью привлечения банковских кредитов, то проявлять инициативу и выполнять в точности все условия ИФНС приходится именно налогоплательщикам.

Существует «Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами» (далее – Регламент), утвержденный приказом ФНС от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444@ (в ред. от 2 ноября 2009 г.), где в третьем разделе описан порядок проведения сверки расчетов с налогоплательщиками. В бумаге, в частности, сказано, что сверка расчетов проводится обязательно в следующих случаях:

  • ежеквартально – с крупнейшими налогоплательщиками;

  • при снятии компании с учета (при переходе из одной налоговой инспекции в другую);

  • при ликвидации (реорганизации) компании;

  • по инициативе налогоплательщика.

Хаотичное движение

В своей деятельности многие бухгалтеры замечали, что сотрудники ИФНС не любят представителей организаций, которые часто сдают отчеты по почте. Многие из поданных таким образом деклараций не будут отражены в лицевом счете. И как следствие – вам, скорее всего, придется донести «недостающие отчеты». А пока налоговая служба их обработает, может пройти и месяц, а там уже и за новой сверкой пора идти.

Примечательно, что при работе с крупнейшими налогоплательщиками действия ИФНС более законны. В начале квартала сотрудники налоговой направляют по ТКС акт сверки. Бухгалтеры проверяют данные, распечатывают, подписывают «С разногласиями» или «Без разногласий» и передают на подпись налоговикам.

Правила безопасности

Конечно, в данной ситуации желание подать жалобу сначала начальнику отдела по работе с налогоплательщиками, а потом, если не будет ответа, – начальнику ИФНС (а копию – в вышестоящее управление) понятно. Но это все же крайние меры.

Для начала советуем изучить Регламент и просто сообщить сотруднику налоговой инспекции о вашей осведомленности в отношении данного документа, попросив и их придерживаться указанных норм. В которых, ничего не сказано про реестр и про бегунок.

Если акт сверки необходим налогоплательщику, то он заявляет об этом своем намерении посредством подачи в налоговый орган заявления.

И если сверка вам не к спеху, то заявление можно отправить по почте. Но для сокращения затрат времени на эту процедуру лучше два экземпляра этого документа отвезти в налоговую лично, дабы на одном канцелярия проставила отметку в его получении.

Примите к сведению, что некоторые налоговые инспекции не принимают данное заявление без приложения к нему реестра всех платежей и начислений за интересующий вас период и по указанным налогам (сборам). Встречались и такие случаи, когда ИФНС не принимала заявление от представителя организации, так как при нем не было доверенности и паспорта. Имейте это в виду, когда отправитесь в налоговую.

При получении второго экземпляра заявления с проставленным в нем входящим номером стоит уточнить ваши последующие действия. Помните, что в каждой инспекции свои нюансы работы с компаниями. При этом в Регламенте говорится, что «Срок проведения сверки, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней». Поэтому вам лучше по истечении, скажем, дней пяти позвонить в отдел по работе с налогоплательщиками и узнать о судьбе документа. Ведь если обнаружилась какая-то ошибка, вас уведомят по почте, а это лишние две недели как минимум.

И вот оно, счастье – получен наконец-то долгожданный акт с данными налоговой. В идеале цифры чиновников совпадут с вашими. Тогда смело можно расписываться в бумаге, написав заветное «Согласовано без разногласий», и – наши поздравления.

Однако если данные, присланные из налоговой, вам малопонятны, то тут начинается дополнительная работа. Нужно выявить причины расхождений.

А в чем подвох?

Чаще всего расхождения бывают двух видов – появившиеся из-за ИФНС и по вине самой компании.

По первой причине чаще всего бывают следующие искажения:

  • потеряно платежное поручение на уплату налога. Чаще всего данный факт обнаруживается по ЕСН. Этот налог заменен страховыми взносами, поэтому его лучше всего выверить, дабы не было никаких недоразумений в будущем;

  • дублирование начислений налогов в лицевом счете налогоплательщика. Для решения данного вопроса в налоговую инспекцию необходимо представить все отчеты и платежные документы, дабы инспектор нашел «задвоение». Если же вы пользуетесь системами электронного документооборота, то можно и самостоятельно выявить ошибку. И тогда нужно направить в налоговый орган не весь пакет документов за период сверки, а конкретные бумаги.

Вторая причина – вкравшиеся в акт ошибки бухгалтера:

  • в платежном поручении были неверно указаны реквизиты. Чаще всего это КБК. В данном случае необходимо написать соответствующее заявление. Есть, конечно, и те инспекции, которые уточнят реквизиты, если вы просто принесете платежное поручение и скажете, какие из них считать верными. При этом общение с сотрудником налоговой массу времени не займет, если, конечно, не подведет техника.

Но не только эту новость можно отнести к хорошим для налогоплательщиков известиям. В соответствии с приказом ФНС России от 25 декабря 2008 г. № ММ-3-1/683 @ налоговики вправе самостоятельно зачесть переплату по одному налогу в счет недоимки по другому. Но, к сожалению, для этого необходима опять-таки сверка расчетов с налогоплательщиком. Кроме того, в наших инспекциях и без того огромный объем работы по сверкам, поэтому самостоятельно искать недоимки и переплаты у инспекторов нет возможности. Так что пока данная норма работает плохо. Поэтому лучше следить за лицевым счетом компаниям самим.

Есть альтернатива

Согласитесь, что по получении акта специалисту не всегда понятно, откуда там взялись те или иные цифры. Именно поэтому многие налогоплательщики предпочитают время от времени брать в налоговой инспекции соответствующую справку. Такую возможность нам предоставил приказ Минфина от 18 января 2008 г. № 9н «Об утверждении административного регламента ФНС по исполнению государственной функции по бесплатному информированию». В разделе 16 «Последовательность действий должностных лиц налоговых органов при индивидуальном информировании налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам» говорится о том, что компания может получить из инспекции не акт сверки, а «Справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам». Она выдается по письменному запросу. Причем как запрос, так и сама справка могут быть предоставлены лично, по почте или по электронным каналам связи. 

Но здесь тоже встречаются нюансы. Если компания не исполнила свои налоговые обязательства, то есть своевременно не отчиталась перед налоговой инспекцией или сделала это с нарушением сроков, то в данной ситуации вы, скорее всего, получите вместо справки письмо о неисполнении государственной функции. Кстати, при более удачном раскладе данную справку чиновники должны подготовить через пять дней после поступления от вас запроса.

В результате мы видим, что сверка может оказаться процессом длительным (около 3-4 месяцев). И в этот период, возможно, у бухгалтера возникнет очень большой соблазн пойти в налоговую и топать ногами, стучать кулаком по столу в надежде отыскать правду. Но это не всегда помогает. И может, лучше просто понять, что в инспекторском кресле сидит не просто инспектор, а человек, и это означает, что всегда можно попробовать найти с ним общий язык. Будьте вежливы и обаятельны, но при этом давайте понять, что намерены дойти в этой процедуре до конца, и у вас все получится. Ведь невыясненные вопросы с инспекцией могут обернуться неприятностями для предприятия: блокировкой счета, начислением пеней, безакцептного списания денежных средств с расчетных счетов.

Светлана Щепетильникова, эксперт журнала "Расчет"

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA