Как избежать выездных налоговых проверок?

20.07.2011

План налоговых выездных проверок формируется не случайной выборкой, а с помощью четких критериев. А значит, можно рассчитать, к кому нагрянут ревизоры. Мы выяснили, как с помощью анализа деятельности фирмы избежать контрольных мероприятий.

С позиции налоговиков выездная проверка – наиболее эффективная мера контроля, в ходе которой можно выяснить правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, и, как показывает практика, многие правонарушения выявляются как раз в ходе таких мероприятий. Однако данная процедура может парализовать деятельность компании, поэтому руководство предприятия должно принять все меры, чтобы ревизоры обошли офис фирмы стороной. Сотрудники ФНС физически не могут проверить всех до единого налогоплательщиков и вынуждены достаточно внимательно планировать свою деятельность. О том, какими критериями руководствуются инспекторы при выборе организаций для контрольных мероприятий, рассказала юрист юридического бюро «Виртус-Лекс» Екатерина Бражник.

Скидки на убытки

Разрабатывается множество методик, в соответствии с которыми проводятся отборы налогоплательщиков для проведения проверки их деятельности. Большинство из них распространяются между сотрудниками строго под грифом «для служебного пользования» (к таким можно отнести, к примеру, приказ МНС РФ от 18 августа 2003 г. № БГ-4-06/23двп «Об утверждении регламента планирования и подготовки выездных налоговых проверок»). Тем не менее в 2007 году приказом ФНС от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее по тексту – Концепция), которая является общедоступной. Поэтому в настоящее время у каждой компании есть шанс самостоятельно оценить вероятность проведения выездной налоговой проверки, изучив данную Концепцию.

налоговые проверкиНа что стоит обратить внимание? Во-первых, если в отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов были отражены убытки, то риск включения в список для выездной проверки существенно повышается. Однако 22 сентября 2010 года приказом ФНС № ММВ-7-2/461@ были внесены изменения в данный критерий. Как известно, после мирового финансового кризиса многим компаниям стоило огромных усилий остаться на плаву, поэтому часто в отчетности за 2008 год были показаны убытки. Теперь налоговики делают на это «скидку»: налоговый орган может не учитывать данный показатель при условии, что компания обоснует документами объективные причины сложного финансового состояния организации. Во-вторых, риск проведения выездной проверки увеличивается, если на предприятии работникам выплачивается ежемесячная зарплата ниже среднего уровня по среднеотраслевому показателю экономической деятельности, установленному в субъекте РФ. Правда, для того чтобы узнать эти данные, придется обратиться с запросом в налоговый орган или Росстат.

В-третьих, «миграция» хозсубъекта из одной инспекции в другую повышает бдительность инспекторов. Сюда относится внесение изменений в регистрационные данные, касающиеся местонахождения юрлица, два и более раз в течение налогового периода, если это влечет постановку на учет в другой ИФНС. Можно сказать, что такими действиями можно только усложнить ситуацию, поскольку приостановление или отмену выездной проверки «переход» в другую налоговую не повлечет. Акт оформит именно тот государственный орган, который принял решение о проведении контрольного мероприятия.

Также компания попадет в «зону риска», если ее финансово-хозяйственная деятельность построена на основе «цепочки контрагентов» и без наличия разумной экономической цели. Обстоятельства, свидетельствующие о получении организацией необоснованной налоговой выгоды, указал Пленум ВАС РФ в своем постановлении от 12 октября 2006 г. № 53.

Новые расчеты

Внимание налоговиков способны привлечь и ошибки, противоречия, обнаруженные в представленных документах, выявленные в ходе «камералки». Компания должна направить пояснение на уведомление о выявлении несоответствия показателей деятельности. Отсутствие этого документа может, в свою очередь, стать поводом для проведения контрольных мероприятий. Настороженность у налоговиков вызывают и компании, у контрагентов которых отсутствуют личные контакты руководства, документальное подтверждение полномочий представителя, информация в СМИ, Интернете. Весь перечень признаков «неблагонадежности» приведен в приказе ФНС от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333.

В приоритетном порядке включаются в план проверок компании, в отношении которых имеется информация об их участии в «схемах» ухода от налогов и сведения о предполагаемых правонарушениях.

Также ежегодно актуализируются данные, характеризующие отклонение среднестатистических показателей по видам экономической деятельности: размер налоговой нагрузки и уровня рентабельности. Порядок расчета этих параметров также определен в приказе ФНС от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333, в который не так давно были внесены изменения приказом ФНС от 22 сентября 2010 г. № ММВ-7−2/461.

Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение общей суммы уплаченных налогов к выручке, за вычетом НДС и акцизов. В случае если показатель окажется ниже среднего по отрасли, то шансы фирмы попасть в претенденты на выездную проверку увеличиваются. Что касается рентабельности, то отклонение ее уровня не должно быть более 10 процентов от показателя в сфере деятельности по данным Росстата. Однако здесь возникает закономерный вопрос: ведь практически любая компания работает в нескольких сферах. Как же тогда определить уровень налоговой нагрузки и рентабельности? Думается, что бухгалтер должен произвести расчет по основному виду деятельности.

Подсказки для проверки

При отборе компаний налоговики руководствуются не только данными своего ведомства, но и информацией, полученной от внешних источников – правоохранительных и иных контролирующих органов. В приоритетном порядке включаются в план контрольных мероприятий компании, в отношении которых имеется информация об их участии в «схемах» ухода от налогов и сведения о предполагаемых правонарушениях.

Если налоговая нагрузка окажется ниже средней по отрасли, то шансы фирмы попасть в претенденты на выездную проверку значительно увеличиваются.

Результатом работы инспекторов является формирование «досье» на каждого налогоплательщика. В конечном итоге, в отношении компании составляется заключение, содержащее рекомендацию для проведения выездной проверки с обязательным обоснованием причин. Каким образом юрлицу можно избежать включения в план проверок или хотя бы минимизировать последствия? ФНС разработал форму Пояснительной записки (Приложение № 5 к приказу № ММ-3-06/333@), в которой бухгалтер может разъяснить, например, выбор контрагента или основные моменты проведенной финансовой операции (сделки). Кроме того, организация может сделать перерасчет налоговых обязательств с учетом выявленных фактов ведения деятельности с высоким риском и представить в ИФНС уточненную декларацию. Если показатели, которые вызывают повышенное внимание у инспекторов, не носят системный характер и не связаны с умыслом получения необоснованной выгоды, руководству компании удастся избежать выездной проверки.

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA