Бухгалтерский учет и налоги в Канаде

Бухгалтерский учет и налоги в Канаде

15.03.2011 распечатать

Первое, с чем ассоциируется Канада у большинства людей, это клен и хоккей. При этом многие знают, что именно эта страна открыта для иммигрантов. И сюда едут, потому что Канада – это государство с хорошо развитыми социальными гарантиями, а вот как обстоят дела с бухучетом и налогами, выяснили  <b>Наталья Алексина</b> и <b>Светлана Кузина</b>.

Канада занимает второе место в мире по размерам территорий, уступая лишь России. Состоит из десяти провинций и трех территорий. Государство образовалось после  слияния французских провинций и английских колоний, поэтому влияние двух великих культур ощущается повсеместно.

Официальный символ страны – сахарный клен. Растет он далеко не на всей территории страны, а только в восточной ее части. Для европейцев, которые приезжали в Канаду в XVII–XVIII веках, он был диковинкой, которую доселе они не видели, так как по высоте и пышности кроны этот вид превосходит все остальные. К тому же осенью листья дерева пламенеют всеми оттенками красного, привлекая внимание и раскрашивая действительность.

Общеканадским символом клен стал в 1860 году, когда страна готовилась к торжественной встрече принца Уэльского. Иммигранты из разных стран должны были украсить свою одежду символами родины. У англичан таким символом была красная роза, у шотландцев – чертополох, ирландцы использовали листик клевера. А у тех, кто родился в Канаде, такого символа не было, и на фоне прочих флористических символов было решено использовать для украшения листья клена. В 1964 году выбор был сделан в пользу нынешнего флага – с кленовым листом посередине.

Путь в профессию

Ремесло бухгалтера считается в Канаде весьма престижным и высокооплачиваемым. В стране существует два вида финансовых работников: book-keeper и accountant. Первые занимаются учетом хозяйственных операций, обработкой первичной документации и ведением регистров, – в общем, на них возложена вся самая скучная и рутинная работа. Accountant – высшая ступень. Эти работники сродни нашим главным бухгалтерам и финансовым директорам. В их ведении отчетность и различные управленческие решения, то есть самая ответственная и творческая часть работы.

Небольшие фирмы из соображений экономии часто не берут в штат главного бухгалтера, ограничиваясь рядовыми сотрудниками, а для подготовки отчетности прибегают к услугам аудиторских фирм. Кроме того, сторонние аудиторы могут давать советы и рекомендации штатным бухгалтерам в процессе их трудовой деятельности. В Канаде распространены фирмы, предлагающие бухгалтерское сопровождение, а также частнопрактикующие бухгалтеры. На рынке труда наблюдается устойчивый спрос на финансовых работников, однако любой желающий называться профессионалом бухгалтерского дела знает, что для успешной карьеры необходимо иметь сертификат одной из профессиональных ассоциаций бухгалтеров.

На сегодняшний день в Канаде имеются три профессиональных бухгалтерских ассоциации.

В 1902 году была образована первая из них – Chartered Accountants of Canada. Специалисты, имеющие сертификат СА, считаются настоящими профи. Примерно 40 процентов его обладателей занимаются аудитом или трудятся в бухгалтерских фирмах. Основная часть специалистов пополняет бухгалтерии крупных производственных предприятий в качестве финансовых контролеров различных федеральных и муниципальных ведомств или же занимается преподавательской деятельностью. Многие известные преподаватели в Канаде обучались по программе СА. Обучение длится около трех лет и включает в себя как теоретические курсы по различным предметам, так и практическую деятельность в виде стажировки под руководством сертифицированного бухгалтера. Чтобы сдать выпускной экзамен на получение сертификата, необходимо иметь законченное высшее образование по экономическим специальностям (степень бакалавра) и опыт работы аудитором не менее трех лет. Если сравнивать уровень подготовки специалистов во всех трех ассоциациях, то получить сертификат СА сложнее и дороже всего.

Самой быстрорастущей ассоциацией является Certified General Accountants – CGA. Она была основана в 1913 году и сейчас стала второй по значимости после СА. Специалисты, получившие этот сертификат, чаще всего работают на позиции главного бухгалтера фирмы. Для допуска к сдаче экзамена необходимо пройти около 20 курсов обучения по разным предметам. Но есть возможность «перезачесть» курсы, которые были пройдены за время обучения в университете. Сроки обучения определяются самостоятельно, но для получения сертификата необходимы степень бакалавра, пройденные по программе курсы, а также двухгодичный опыт работы бухгалтером. Многие поступают на программу сразу после школы и совмещают учебу с университетом. Программа столь популярна благодаря своей гибкости и лояльности. Нет жестких сроков и регламента обучения, помимо этого можно учиться онлайн.

КанадаТретьей в списке является Society of Management Accountants of Canada. Ассоциация начала свою деятельность в 1920 году. Уклон сделан на изучение управленческого учета и развитие навыков управленца. Готовит финансовых аналитиков, контроллеров. Для получения CMA требуется сдать вступительный экзамен, пройти ряд курсов, иметь степень бакалавра и опыт работы по специальности. После основной программы студенты приступают к занятиям, в основе которых лежит стратегическая программа лидерства (Strategic Leadership Program), по окончании которой они сдают выпускной экзамен.

Рассказывает Риан Вельдма, бухгалтер (CGA) в IT-компании в Ванкувере: «Спрос на бухгалтеров в Канаде достаточно велик, но наиболее всего здесь ценится опыт. Разумеется наличие образования, то есть степени бакалавра, – это обязательно. Образование может быть и не профильным, в этом случае можно окончить специальные курсы. Ради того, чтобы сделать первые шаги в этой области, будущие бухгалтеры готовы начинать с помощников: они рассчитывают зарплаты, ведут учетные записи, выполняют поручения главных бухгалтеров. Дальнейшее продвижение зависит от самого человека, его стараний и способностей. Иногда повышения можно ожидать уже через полгода работы, но в среднем для того, чтобы начать трудиться бухгалтером полноценно, уходит два-три года.

В среднем профессиональный бухгалтер зарабатывает 70–80 тысяч канадских долларов в год – это весьма солидная зарплата. Управляющий бухгалтер может получать в два раза больше, а то и вовсе иметь свой процент в компании. Бухгалтеры в Канаде  вполне могут работать аудиторами, без какого-либо дополнительного образования или курсов. Некоторые специалисты, особенно уровня СА, могут трудиться в двух или трех компаниях, по нескольку часов в день или несколько раз в неделю – это обычная практика здесь».

О налогах

Никто не расскажет о налоговой системе Канады лучше ее жителей, и тем более эмигрантов, которым есть, с чем сравнивать. Владислав Куликов живет в Ванкувере уже порядка семи лет и работает программистом в крупной компании: «Канада – страна, которая позиционирует себя как государство с развитой социальной защитой населения. Разумеется, средства на это поступают из налоговых отчислений. Здесь есть налоги федеральные, налоги провинций, а также городских муниципалитетов. Все цены – в магазинах, ресторанах, отелях, на заправках практически всегда даны без учета налогов, потому что в каждой провинции и городе свой налог. Например, на ценнике написано «100 долларов», а заплатить надо будет порядка 112–118. Со временем начинаешь привыкать просчитывать это заранее».

Налог на зарплату зависит от ее суммы и может достигать 30 процентов. Правда, если доход составляет менее десяти тысяч канадских долларов на человека в год, то от налогов этот гражданин освобождается. Помимо федерального налога на зарплату также платится провинциальный налог – от 6 до 11 процентов. Налоги можно уменьшить, если доход вложить в накопительные фонды, например. Всеми отчислениями с заработной платы занимается бухгалтер компании, но каждый житель Канады обязан каждый год до 30 апреля заполнять декларацию и отсылать ее в налоговую. Проще всего сделать это по электронной почте, для чего существует специальная форма.

Облагается налогом и недвижимость. Его необходимо платить каждый год и в среднем он составляет 1-2 процента от стоимости жилья. Те, кто снимают жилье, также платят данный налог, потому что он уже включен в стоимость аренды. Отчисления на дом с землей значительно выше, чем на квартиру.

В Канаде выгоднее быть семейным человеком с детьми, так как женатые люди освобождаются от части налогов и в целом проценты выплат для них снижены с учетом того, что приходится содержать жену и детей.

«Помимо всего прочего, существует масса социальных налоговых отчислений, благодаря которым в Канаде достаточно солидные пособия по безработице, выплаты на детей, «декретные», пенсии и бесплатная медицина, – добавляет Владислав Куликов. –  Правда лечения иногда можно ждать месяцами, если речь не идет о чем-то экстренном; но в целом лекарства и медицинское обслуживание действительно бесплатны! На пособия по безработице некоторые живут годами – государственные выплаты вполне позволяют так жить. Вот не знаю, правда, хорошо это или плохо».

Канадская налоговая система занимает 28-е место в мировом рейтинге НС. По данным исследования, в стране применяются девять видов налогообложения. Время на их исчисление и уплату занимает в среднем 119 часов в год, а общая налоговая ставка составляет 45,4 процента. Фискальный год в Канаде начинается 1 апреля и оканчивается 31 марта.

Разработкой налогового регулирования занимается Отдел бюджетной политики и экономического анализа Министерства финансов Канады. А сбор налогов ведет Министерство национального дохода. Аналогом российской ФНС является Canada Revenue Agency. 

В Канаде действует трехуровневая налоговая система. На федеральном уровне собирается примерно половина всех налоговых поступлений. Доходы провинциального уровня составляют около 40 процентов, а на местном уровне собираются оставшиеся 10 процентов. На каждом из трех уровней власти формируется собственный бюджет, устанавливаются налоговые ставки и размеры налоговых сборов.

Особенностью канадской налоговой системы является программа выравнивания социального уровня жизни, проводимая федеральными властями. В рамках нее  происходит перераспределение налоговых поступлений в дефицитные бюджеты провинций, чтобы обеспечить всему населению страны единые социальные гарантии. Для своевременного учета всех изменений в экономической жизни провинций программа пересматривается раз в пять лет.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...