С 1 января 2010 года контроль за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы. В связи с этим возникла необходимость урегулирования вопросов контроля за исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и возврата излишне уплаченных (взысканных) взносов за расчетные периоды с 2002 по 2009 год." />Как ФНС и ПФР распределили обязанности при администрировании пенсионных взносов
Как ФНС и ПФР распределили обязанности при администрировании пенсионных взносов

Как ФНС и ПФР распределили обязанности при администрировании пенсионных взносов

18.10.2010

С 1 января 2010 года контроль за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы. В связи с этим возникла необходимость урегулирования вопросов контроля за исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и возврата излишне уплаченных (взысканных) взносов за расчетные периоды с 2002 по 2009 год.

Контроль исчисления и уплаты

Учитывая положения статьи 38 Закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ, а также позицию Министерства финансов Российской    Федерации, изложенную  в  письме  от  21 декабря 2009 года  №  03-04-07-02/20, налоговые органы, осуществляя   свою   обязанность   по   проведению    мероприятий налогового контроля, связанного с исчислением и  уплатой    единого социального налога в отношении налоговых периодов, истекших до 1 января 2010  года,  должны  осуществлять контроль   исчисления  и    уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то есть  правильность  применения налогового вычета.
Однако  полномочия  по  принятию    решений о привлечении страхователей к ответственности  за  нарушение    законодательства об обязательном пенсионном страховании в Российской    Федерации либо об отказе  в   привлечении   к   ответственности   за    нарушение указанного законодательства  по  результатам  рассмотрения    материалов проверок налоговым органам не предоставлены. Указанная позиция   основана   на   Определении    Высшего Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  от  04.03.2008  № 2206/08 (письмо  Минфина России от 14.07.2008 №  12-07-07/2733).
Письмом Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 августа 2010 года № АД-30-24/9291/МВ-22-2/422@ предусмотрены их совместные действия по осуществлению контрольных мероприятий за отчетные периоды до 2010 года. Общий порядок таков: проверку (камеральную, выездную) в целях контроля за правильностью   исчисления,   полнотой   и    своевременностью  уплаты   (перечисления)   страховых   взносов   на    обязательное пенсионное страхование проводят территориальные    налоговые    органы. При выявлении задолженности по  плательщикам  страховых  взносов налоговики должны передавать    соответствующему    территориальному органу  ПФР    сведения о  суммах указанной задолженности, а также документы,  подтверждающие  ее  наличие.  Решение  о  привлечении  (об    отказе  в    привлечении)    к    ответственности  за  нарушение    законодательства об обязательном пенсионном страховании вынесет территориальный орган  ПФР.

«Обмен» документами

Все  материалы  проверок,  проводимых налоговым органом в    части контроля   за    правильностью    исчисления,    полнотой    и    своевременностью  уплаты   (перечисления)   страховых   взносов   на    обязательное пенсионное страхование (акты  камеральных  проверок, выписки из актов выездных (повторных выездных) налоговых проверок  и иные необходимые материалы),   передаются  им территориальному   органу    ПФР, где данный плательщик   страховых   взносов зарегистрирован   в   качестве    страхователя. Срок - не позднее двух  рабочих   дней,   следующих   за   днем    подписания акта  проверки   лицами,  проводившими    проверку.
Выписка из акта   выездной   (повторной   выездной)   налоговой    проверки должна соответствовать требованиям к форме акта и состоять  из  вводной, описательной  и    итоговой частей, но только  касательно   проверки   правильности    исчисления,  полноты   и   своевременности   уплаты   (перечисления)    страховых взносов на обязательное пенсионное  страхование. В ней должна присутствовать  также    копия листов акта с  подписями   лиц, проводивших   проверку, подписью руководителя организации (физического лица) (их  представителя) и подписью   должностного   лица   территориального   органа ПФР,    свидетельствующей о получении экземпляра акта и дате  его  получения     (если акт  проверки  был  вручен  налогоплательщику  до  направления    выписки из акта проверки органу ПФР), или с записью об отказе  лица,    в отношении которого проводилась налоговая проверка,  подписать  акт.  Выписка   должна   быть    заверена  руководителем   (заместителем   руководителя)   налогового    органа, составившего выписку. К выписке должны быть  приложены   соответствующие   данной   выписке    материалы проверки. В   случае   направления   акта   проверки    налогоплательщику по почте заказным письмом с уведомлением должна быть приложена копия почтовой квитанции.
При направлении налогоплательщику акта   проверки   по   почте, налоговый  орган   направляет документы  в  территориальный  орган  ПФР,  не    дожидаясь  поступления    почтового    уведомления    о    получении    налогоплательщиком указанного акта.

Рассмотрение материалов проверки и принятие решения


При вручении акта налоговой    проверки проверяемому лицу налоговые    органы должны проинформировать его  о  том,  что  оно, являясь  страхователем, в  течение    15 дней со дня вручения (направления) ему акта вправе представить в  территориальный орган ПФР возражения в  части,   касающейся     исчисления и уплаты страховых  взносов  на  обязательное  пенсионное страхование. В случае поступления таких возражений в налоговый орган, они должны быть переправлены в адрес  территориального органа ПФР не  позднее  двух  рабочих  дней,  следующих  за  днем     получения.
Акт (выписка из  акта)  и  другие  материалы    проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства об  обязательном  пенсионном   страховании,   а   также   представленные    проверяемым плательщиком страховых  взносов   (его   представителем)    письменные возражения    по    указанному    акту    рассматриваются    руководителем (заместителем  руководителя)  территориального  органа    ПФР, и по  ним  принимается  решение  о  привлечении  (об  отказе  в    привлечении) к  ответственности  за  нарушение  законодательства  об обязательном пенсионном страховании.  По   запросу   территориальных    органов  ПФР   налоговые   органы   могут  совместно с ними  участвовать в рассмотрении материалов проверок.
Копия решения о привлечении (об   отказе   в   привлечении)   к    ответственности за  нарушение   законодательства   об   обязательном пенсионном страховании,  принятого  территориальным  органом  ПФР  и  заверенного  его  руководителем       (заместителем       руководителя), передается территориальному  налоговому    органу не позднее двух рабочих дней с даты его вступления в  силу.  В    аналогичном порядке передаются также решения после обжалования их  в    вышестоящем органе ПФР.
Налоговый орган не позднее двух рабочих дней с даты вступления в  силу решения  о    привлечении    (об    отказе    в    привлечении)    налогоплательщика к   ответственности   за   совершение   налогового    правонарушения по результатам   рассмотрения   материалов   выездной    (повторной выездной)  налоговой  проверки  по  вопросу  правильности    исчисления и своевременности уплаты единого социального налога направляет в территориальный    орган ПФР  выписку  из  решения  в  части  изменения  (при  наличии)    налоговой базы для исчисления  ЕСН. 
По  запросу  налоговых  органов  территориальные органы ПФР могут  участвовать  вместе  с  ними в рассмотрении материалов проверок по вопросу  правильности исчисления и своевременности уплаты ЕСН.
Таким образом, проверки по обязательным пенсионным взносам за расчетные периоды
с 2002 по 2009 год проводят налоговые органы, а штрафует за выявленные нарушения Пенсионный фонд.

Возврат переплаты

Суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых пенсионных взносов по состоянию на 31 декабря 2009 года включительно подлежат зачету  (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (п. 3 ст. 60 Закона № 212-ФЗ).
Федеральная налоговая служба и Пенсионный фонд Российской Федерации выпустили совместное письмо от 11 августа 2010 года № ЯК-17-8/58@/АД-30-24/8509, в котором разработали порядок осуществления возврата в 2010 году излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, зачисленных в бюджет Пенсионного фонда  за расчетные периоды с 2002 по 2009 год включительно.
Частью 15 статьи 26, частью 4 статьи 27 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что поручение о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов направляет в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства (далее - орган Федерального казначейства) для осуществления возврата плательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Минфином России.
В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2009 года  № 307-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» и приказом Минфина России от 30 декабря 2009 года  № 150н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды 2002 - 2009 годы является ФНС России. В этой связи положения Порядка применяются только в части возвратов излишне уплаченных страховых взносов (пеней, штрафов), зачисленных в бюджет ПФР в вышеуказанный период.
В соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 5 сентября 2008 года № 92н (далее - Порядок Минфина России от 05.09.2008 № 92н), органы Федерального казначейства осуществляют возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм на основании Заявки на возврат, представленной соответствующим администратором доходов бюджета.
Согласно положениям Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного приказом Федерального казначейства от 10 октября 2008 года № 8н (далее - Порядок Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н), Заявка на возврат оформляется администратором доходов бюджета по администрируемым им КБК с учетом кода главы главного администратора дохода бюджета, в ведении которого находится администратор доходов бюджета.
В 2010 году ФНС России является главным администратором доходов бюджета ПФР за расчетные периоды 2002 - 2009 годов по следующим КБК:
- 182 1 02 02010 06 0000 160 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии»;
- 182 1 02 02020 06 0000 160 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии».
Возвраты излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное страхование, пеней и штрафов, зачисляемых в бюджет ПФР на КБК, главным администратором которых является ФНС России, осуществляются в следующем порядке:

1. Плательщик страховых взносов представляет заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в территориальный орган ПФР по месту своей регистрации.
2. Территориальный орган ПФР рассматривает заявление плательщика страховых взносов с учетом информации, имеющейся:
а) в ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (АДВ-11), утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 года № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 октября 2006 г. № 8392);
б) в декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам по форме, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 февраля 2006 года № 30н «Об утверждении формы декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, и порядка ее заполнения» (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 марта 2006 года № 7583).
3. Территориальный орган ПФР принимает решение по результатам рассмотрения указанных документов о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) и оформляет его по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 11 декабря 2009 года № 979н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование».
4. Территориальный орган ПФР направляет указанное решение в налоговый орган по месту учета налогоплательщика вместе с копией его заявления о возврате страховых взносов, пеней и штрафов.
5. Налоговый орган оформляет Заявку на возврат суммы страховых взносов в течение пяти рабочих дней со дня получения решения территориального органа ПФР о возврате и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
6. Орган Федерального казначейства осуществляет возврат средств согласно Заявке на возврат.
7. Орган Федерального казначейства направляет налоговому органу, как администратору доходов бюджета, документы, подтверждающие проведение операции, предусмотренные Порядком Минфина России от 05.09.2008 № 92н и Порядком Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н после осуществления возврата плательщику излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов).
8. Налоговый орган направляет территориальному органу ПФР копии электронных документов, исполненных органами Федерального казначейства при осуществлении возврата страховых взносов, в рамках Соглашения по  информационному взаимодействию между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионным фондом Российской Федерации от 2 декабря 2003 года № БГ-16-05/189/МЗ-08-32/2-С.

Таким образом, территориальный орган Пенсионного фонда принимает заявление страхователя о возврате, принимает решение о возврате, а налоговая инспекция оформляет Заявку на возврат средств и передает ее в органы федерального казначейства для осуществления возврата средств налогоплательщику.

Начальник отдела регистрации страхователей
и учета страховых взносов Департамента организации администрирования страховых взносов Пенсионного фонда РФ
Г.Я. Шитова

Материалы предоставлены редакцией журнала "Нормативные акты для бухгалтера"

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное