Финансирование бюджетных учреждений осуществляется в зависимости от подчинения тому или иному органу государственной власти или местного самоуправления. В предлагаемой статье обсудим последние разъяснения финансовых органов по вопросу квалификации нецелевого использования бюджетных средств, а также о том какие меры принимаются к нарушителям." />Нецелевое использование бюджетных средств учреждениями
Нецелевое использование бюджетных средств учреждениями

Нецелевое использование бюджетных средств учреждениями

09.09.2010

Финансирование бюджетных учреждений осуществляется в зависимости от подчинения тому или иному органу государственной власти или местного самоуправления. В предлагаемой статье обсудим последние разъяснения финансовых органов по вопросу квалификации нецелевого использования бюджетных средств, а также о том какие меры принимаются к нарушителям.

Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является установленный статей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению принципа адресности, либо к направлению средств на цели, не обозначенные в бюджете, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

Действующее понятие нецелевого использования бюджетных средств, закрепленное в статье 289 БК РФ, устанавливает под нецелевым использованием такое использование средств бюджета, которое выражается в их направлении и использовании на цели, не соответствующие условиям их получения определенным:

- утвержденным бюджетом;

- бюджетной росписью;

- уведомлением о бюджетных ассигнованиях;

- сметой доходов и расходов;

- иным правовым основанием их получения.

Итак, все без исключения средства, выделяемые из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов носят целевой характер. Однако как у сотрудников контролирующих органов, так и у работников предприятий, учреждений, организаций, использующих эти средства, порой возникают затруднения с квалификацией их использования.

 

Бюджетная классификация в 2010 году

 

Порядок отнесения производимых расходов на те, или иные коды бюджетной классификации в 2010 году определен Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными приказом Минфина России от 30.12.2009 № 150н (в редакции Приказа Минфина РФ от 31.03.2010 № 28н). Указания устанавливают правила применения бюджетной классификации участниками бюджетного процесса на всех уровнях бюджетов бюджетной системы РФ.

Справка. Указания утверждаются ежегодно. На 2009 год Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ утверждены приказом Минфина России от 25.12.2008 № 145н, на 2008 год – приказом Минфина России от 24.08.2007 № 74н.

Кроме того, в связи с многочисленными обращениями участников бюджетного процесса о применении классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) Минфин России регулярно выпускает письма, разъясняющие порядок ее  применения. Например, в 2010 году необходимо руководствоваться письмом Минфина России от 05.02.2010 № 02-05-10/383.

В указанном письме, в частности, указано, что КОСГУ является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления. При этом каждая из статей (подстатей) КОСГУ содержит краткие описания экономического содержания отражаемых по ней операций. Минфин России обращает особое внимание на то, что эти перечни не являются закрытыми, так как содержат абзац «другие аналогичные расходы» или приведены после слов «в том числе».

В этой связи вопросы отражения по статьям (подстатьям) Классификации кассовых расходов могут быть урегулированы:

- бюджетной сметой;

- государственным заданием на оказание услуг физическим и юридическим лицам;

- методическими рекомендациями (указаниями) главного распорядителя бюджетных средств;

- иными документами, являющимися правовыми основаниями получения бюджетных средств.

Учитывая изложенное, если расходы проведены по статьям КОСГУ в соответствии с названными выше документами, но при этом по оценке проверяющих порядок их отражения не соответствует методологии применения КОСГУ, осуществление кассовых расходов не может быть квалифицировано как нецелевое использование бюджетных средств.

При возникновении такой ситуации данный вопрос должен быть урегулирован главным распорядителем средств путем внесения в вышеперечисленные документы необходимых уточнений и дополнений по согласованию с соответствующим финансовым органом.

 

Органы контроля

 

Бюджетная система Российской Федерации включает в себя не только федеральный бюджет, но и бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Соответственно, к органам, осуществляющим контроль за целевым использованием бюджетных средств, помимо Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, относятся также контрольные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (как законодательные, так и исполнительные), а также главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

По результатам контрольных мероприятий органы, наделенные бюджетными полномочиями, имеют полное право вынести решение о привлечении учреждений к ответственности.

 

Мера ответственности

 

В соответствии со статьями 282, 283 и 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств является основанием применения следующих мер принуждения:

- наложение штрафов на получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях;

- изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению;

- при наличии состава преступления (совершение деяния в крупном или особо крупном размере) - уголовные наказания, предусмотренные статьями 285.1, 285.2 Уголовного кодекса РФ.

Отметим, что сумма штрафных санкций, возлагаемых на бюджетное учреждение, довольно-таки значительная – от 40 000 до 50 000 рублей (часть 1 ст. 15.14 КоАП РФ). Помимо этого, с должностных лиц «проштрафившегося» учреждения могут взыскать от 4000 до 5000 рублей.

При этом за использование бюджетных средств не по целевому назначению даже в небольших размерах штраф может быть наложен в полном объеме. Например, Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.06.2009 № А69-4910/08 оставлено без изменения постановление Росфиннадзора о назначении  бюджетному учреждению административного наказания в виде штрафных санкций. В итоге, учреждению пришлось заплатить штраф в размере 40 000 рублей за нецелевое использование средств бюджета, выразившееся в оплате сотруднику командировочных расходов за проживание на сумму 531 рублей 25 копеек по подстатье КОСГУ 222 "Транспортные услуги", тогда как данные расходы следовало оплатить по подстатье КОСГУ 226 "Прочие услуги".

Таким образом, банальная ошибка бухгалтера стала причиной разбирательств в суде и привела к дополнительным расходам учреждения в виде штрафа. Поэтому прежде чем отнести расходы, вызывающие сомнения, к той или иной статье, необходимо детально изучить рекомендации Минфина России изложенные в письмах, разъясняющих порядок применения КОСГУ на соответствующий финансовый год.

И несколько слов о такой мере принуждения, как изъятие бюджетных средств. В своем письме от 02.06.2009 № 02-07-10/2211 Минфин России разъясняет, что положение статьи 289 БК РФ, предусматривающее изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, следует рассматривать во взаимосвязи с положениями статьей 239 БК РФ, устанавливающей иммунитет бюджетов бюджетной системы РФ, и, следовательно, не распространяется на бюджетные учреждения. При этом финансисты подчеркивают, что в рамках указанных бюджетных полномочий в субъекте РФ также могут быть установлены иные меры ответственности при установлении случаев нецелевого использования бюджетных средств, не противоречащие БК РФ. 

Эксперт «НА»

Л.С. Рябинина

  

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное