Кто ответит за штатного стоматолога?
15.07.2010 распечататьСколько времени теряет работник организации, обращаясь за медицинской помощью или проходя плановый осмотр на общих основаниях? Порой недопустимо много. Из этой ситуации есть выход – организовать собственный медицинский кабинет! Какие расходы можно признать в целях налогообложения прибыли и для кого это приемлемо – рассказывают финансисты.
Налоговый кодекс относит расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда и содержание помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Что на практике можно отнести к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль? С этим вопросом в Минфин России обратился налогоплательщик.
Расходы по содержанию помещений и инвентаря медпункта компания учитывает в составе прочих расходов комбината, связанных с производством и реализацией. Кроме того, налогооблагаемая прибыль уменьшается на суммы оплаты труда работников медпункта (заведующая, медсестра, уборщик помещений).
Организация интересуется, можно ли принять в штат предприятия других специалистов: терапевта, гинеколога, стоматолога и учитывать их заработную плату в расходах в целях налога на прибыль как затраты по оказанию доврачебной помощи и обеспечению нормальных условий труда?
Вернемся к суммам, потраченным на функционирование медицинских пунктов. Финансисты отметили, что расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации, должны быть обоснованы и документально подтверждены.
Что в этом случае понимается под обоснованностью? Здравпункты создаются на вредном производстве с целью соблюдать санитарно-гигиенических требований для безопасных условий труда, предупреждения и профилактики профессиональных заболеваний, обеспечения сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, поддержания чистоты и порядка на производстве. Какое производство можно считать вредным, определяет Минздравсоцразвития (постановление Правительства РФ от 27 октября 2003 г. № 646). Так, приказом Минздравсоцразвития РФ от 16 августа 2004 г. № 83 (далее – приказ № 83) установлен перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (далее – Перечень вредных (опасных) факторов). Среди них:
– химические: кислоты органические (муравьиная, уксусная), пыль животного и растительного происхождения (хлопка, льна, бумаги, шерсти, пуха, натурального шелка);
– физические: производственный шум, пониженная температура воздуха (на открытой территории при средней температуре в зимнее время от – 10 ºС и ниже), подъем и перемещение груза вручную в течение смены (разовое: мужчины – более 30 кг, женщины – более 10 кг);
– факторы трудового процесса: работа с персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ) для лиц, профессионально связанных с эксплуатацией ПЭВМ и др.
Тем же приказом утвержден и перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические осмотры (обследования) (далее – Перечень работ). Это, к примеру:
– работы в нефтяной и газовой промышленности, выполняемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пустынных и других отдаленных и недостаточно обжитых районах, а также при морском бурении;
– работы в военизированной охране, службах спецсвязи, аппарате инкассации, банковских структурах, других ведомствах и службах, при которых разрешено ношение огнестрельного оружия и его применение;
– подземные работы;
– работы в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, в том числе на транспорте и др.
Кроме того, приказом № 83 утвержден порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее – Порядок проведения медосмотров). Частота их проведения определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации. Но периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже чем один раз в два года. Лица, не достигшие 21 года, проходят их ежегодно (ст. 213 ТК РФ).
Председателем медицинской комиссии назначается врач-профпатолог или врач иной специальности, имеющий профессиональную подготовку по профпатологии, членами комиссии – специалисты, прошедшие в рамках своей специальности подготовку по профессиональной патологии. Комиссия определяет виды и объемы необходимых исследований с учетом специфики действующих производственных факторов, медицинские противопоказания работника к труду в действующих условиях или продолжение работы. Таким образом, расходы на содержание здравпунктов будут признаваться в составе расходов, учитываемых при налогообложении прибыли организаций, при условии соответствия Переченю вредных (опасных) факторов, Переченю работ и Порядку проведения медосмотров.
А что наш стоматолог? Минфин на этот вопрос ответить не вправе: необходимость содержания в штате налогоплательщика должностей терапевта, гинеколога и стоматолога на конкретном предприятии должен определить Минздравсоцразвития. Без его одобрения стоматолога придется оплачивать за счет других источников.
«Штатка» для медпункта
Организация-налогоплательщик уже имеет свой медпункт, где оказывается первая доврачебная помощь работникам, проводятся обязательные медосмотры работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, ежедневные контрольные предрейсовые осмотры водителей и работников электровоза, работает физиокабинет, проводится вакцинация от сезонных инфекционных заболеваний.Расходы по содержанию помещений и инвентаря медпункта компания учитывает в составе прочих расходов комбината, связанных с производством и реализацией. Кроме того, налогооблагаемая прибыль уменьшается на суммы оплаты труда работников медпункта (заведующая, медсестра, уборщик помещений).
Организация интересуется, можно ли принять в штат предприятия других специалистов: терапевта, гинеколога, стоматолога и учитывать их заработную плату в расходах в целях налога на прибыль как затраты по оказанию доврачебной помощи и обеспечению нормальных условий труда?
О «вредных» порядках и «опасных» перечнях
Надо сказать, что на вопросы о расходах на содержание медицинских пунктов Минфин России отвечал не раз (письма от 18 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/356, от 5 марта 2005 г. № 03-03-01-04/1/90), но вот о штатном стоматологе речь идет, пожалуй, впервые (письмо от 4 марта 2010 г. № 03-03-06/1/109).Вернемся к суммам, потраченным на функционирование медицинских пунктов. Финансисты отметили, что расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации, должны быть обоснованы и документально подтверждены.
Что в этом случае понимается под обоснованностью? Здравпункты создаются на вредном производстве с целью соблюдать санитарно-гигиенических требований для безопасных условий труда, предупреждения и профилактики профессиональных заболеваний, обеспечения сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, поддержания чистоты и порядка на производстве. Какое производство можно считать вредным, определяет Минздравсоцразвития (постановление Правительства РФ от 27 октября 2003 г. № 646). Так, приказом Минздравсоцразвития РФ от 16 августа 2004 г. № 83 (далее – приказ № 83) установлен перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (далее – Перечень вредных (опасных) факторов). Среди них:
– химические: кислоты органические (муравьиная, уксусная), пыль животного и растительного происхождения (хлопка, льна, бумаги, шерсти, пуха, натурального шелка);
– физические: производственный шум, пониженная температура воздуха (на открытой территории при средней температуре в зимнее время от – 10 ºС и ниже), подъем и перемещение груза вручную в течение смены (разовое: мужчины – более 30 кг, женщины – более 10 кг);
– факторы трудового процесса: работа с персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ) для лиц, профессионально связанных с эксплуатацией ПЭВМ и др.
Тем же приказом утвержден и перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические осмотры (обследования) (далее – Перечень работ). Это, к примеру:
– работы в нефтяной и газовой промышленности, выполняемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пустынных и других отдаленных и недостаточно обжитых районах, а также при морском бурении;
– работы в военизированной охране, службах спецсвязи, аппарате инкассации, банковских структурах, других ведомствах и службах, при которых разрешено ношение огнестрельного оружия и его применение;
– подземные работы;
– работы в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, в том числе на транспорте и др.
Кроме того, приказом № 83 утвержден порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее – Порядок проведения медосмотров). Частота их проведения определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации. Но периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже чем один раз в два года. Лица, не достигшие 21 года, проходят их ежегодно (ст. 213 ТК РФ).
Председателем медицинской комиссии назначается врач-профпатолог или врач иной специальности, имеющий профессиональную подготовку по профпатологии, членами комиссии – специалисты, прошедшие в рамках своей специальности подготовку по профессиональной патологии. Комиссия определяет виды и объемы необходимых исследований с учетом специфики действующих производственных факторов, медицинские противопоказания работника к труду в действующих условиях или продолжение работы. Таким образом, расходы на содержание здравпунктов будут признаваться в составе расходов, учитываемых при налогообложении прибыли организаций, при условии соответствия Переченю вредных (опасных) факторов, Переченю работ и Порядку проведения медосмотров.
А что наш стоматолог? Минфин на этот вопрос ответить не вправе: необходимость содержания в штате налогоплательщика должностей терапевта, гинеколога и стоматолога на конкретном предприятии должен определить Минздравсоцразвития. Без его одобрения стоматолога придется оплачивать за счет других источников.
Ю. Пименова,
редактор-эксперт журнала «Практическая бухгатерия»
Подписка на новости и полезные материалы
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com