Способы управления    налоговыми затратами

Способы управления налоговыми затратами

27.01.2010 распечатать

Как известно, в декабре-январе организации обычно пересматривают и корректируют свою налоговую стратегию на предстоящие 12 месяцев. При этом участникам процесса приходится учитывать и оценивать множество факторов. Например, насколько велика налоговая нагрузка на бизнес; готова ли компания к агрессивной налоговой оптимизации, или же, напротив, выгоднее больше заплатить в бюджет, нежели нести судебные издержки. О том, какую стратегию выбрать для управления налоговыми затратами бизнеса, рассказал Иван Родионов, партнер, руководи- тель группы услуг в области управления налоговыми рисками в СНГ компании Ernst & Young.

Классификация издержек

Важно помнить, что под налоговыми затратами понимается не только сумма налоговых платежей в бюджет. Формулировка эта охватывает множество различных издержек в рамках организации. Поэтому для начала разберемся, о каких расходах идет речь. Естественно, в первую очередь к ним относятся налоговые платежи, выплаты по НДС, ННП, и др. Это то, что составляет налоговую нагрузку на бизнес в целом. Однако некоторые компоненты налоговых затрат не всегда очевидны и порой не осознаются в полной мере.
Второй компонент – это претензии налоговых органов, которые, как правило, возникают неожиданно. Именно из-за этого «свойства» данные издержки представляют особую проблему для финансовых департаментов и бухгалтерий фирм. Дело в том, что налоговые платежи можно планировать, прогнозировать и закладывать их в бюджеты, в финансовые модели. Претензии же налоговых органов труднопредсказуемы и могут привести не только к существенному оттоку денежных средств как таковых, но и к временной заморозке и необходимости привлечения краткосрочных кредитов под высокие процентные ставки для последующего погашения. Так выглядит ситуация в классическом понимании, это то, с чем работают финансовые специалисты повседневно, пытаясь управлять общей налоговой нагрузкой. В то же время есть и другие, не менее существенные, виды издержек. Например, это такой вид затрат, о котором нечасто задумываются в рассматриваемом контексте, а именно – внутренние затраты на управление
налогами. Они, в свою очередь, состоят из расходов на содержание налогового департамента, если он присутствует отдельно в корпорации, или налоговой «составляющей» бухгалтерии, которая, как правило, вовлечена и в расчет налогов, и в управление рисками. Сюда же отнесем и налоговых юристов. В зависимости от ситуации, складывающейся в отдельно взятой компании, в налоговый процесс могут быть вовлечены и другие сотрудники предприятия. Расходы на их содержание тоже включаются в налоговые затраты бизнеса.
Важно отметить, что сейчас все больше и больше компаний используют IT-системы, порой достаточно дорогостоящие, ERP-системы, которые могут представлять собой довольно весомый компонент общих затрат на управление бизнесом. Это вдвойне ощутимо, если в компании или холдинге предприняты попытки по автоматизации налоговых процессов порядка расчета деклараций и т. д. Немаловажный компонент внутренних затрат – издержки на привлечение внешних консультантов. Такие траты, как правило, организации стараются сокращать в первую очередь, поскольку те лежат на поверхности. То, что мы описали, в целом понятный состав затрат, который в большинстве случаев одобряется финансовыми службами и руководством. Это то, что бизнес тратит на управление налоговой нагрузкой.
На деле же довольно редко вспоминаются некие косвенные затраты на управление налогами. Такие, как, например, проценты на привлечение срочного кредита для погашения налоговых претензий, закрытие «дыры» в бюджете на неожиданные налоговые проверки, или опять-таки те затраты, которые связаны с кассовым разрывом в результате не
очень удачного налогового планирования и налогового бюджетирования. На практике же все эти издержки являются косвенными – их, по сути, можно отнести к общим налоговым издержкам бизнеса.
К слову, довольно редко организации относят к общеналоговым затратам расходы на услуги внешних аудиторов. Сегодня эти специалисты, конечно, снизили ценовой порог. Однако и при более мягких стоимостных условиях пользователи таких услуг, в свою очередь, провели масштабные сокращения персонала, в том числе и в бухгалтерских отделах. Естественно, подобная «оптимизация» не могла не отразиться на качестве налоговой составляющей – возросло количество ошибок
в налоговых декларациях, проявились исторические налоговые риски. Это привело к увеличению затрат на аудит подобной отчетности. Более наглядно классификация налоговых затрат представлена на схеме 1.

Пути оптимизации

Далее поговорим о том, каким образом можно повлиять на каждый компонент затрат, оптимизировать его. Конечно, в первую очередь стоит рассмотреть основной и самый крупный компонент налоговых затрат бизнеса, а именно – налоговую нагрузку. Необходимо понять, что с ней можно сделать, как ее оптимизировать, и стоит ли вообще этим заниматься. Очевидно, что здесь может быть несколько направлений. Для начала это собственно номинальное и общее снижение объема налоговых обязательств, которое
выражается, во-первых, в более полном использовании инструментов налогового планирования, применении всевозможных предусмотренных законом льгот, преференций, пониженных налоговых ставок в отдельных регионах и так далее. Затем могут использоваться другие инструменты, правда, не столь очевидные, не столь простые в применении, как те, что были описаны выше. В основном они годятся для крупных групп компаний, у которых в составе, в организационной структуре, много юридических лиц, и общая налоговая нагрузка, соответственно, от этого сложнее, управлять ею труднее. Речь идет об использовании более сложных инструментов налогового планирования, таких как общая налоговая структура группы, структурирование финансовых потоков, лицензионных платежей, процентных платежей, дивидендных потоков, внутригруппового финансирования и др.



Еще одним инструментом классического управления является учетная политика, поскольку она позволяет выбрать законные методы оптимизации налогообложения, хотя многие налоговые специалисты и бухгалтеры ее недооценивают в данном качестве. Хотелось бы отметить самый очевидный, фактически лежащий на поверхности, пример – это метод налоговой амортизации. Понятно, что он будет иметь немалый фискальный эффект, например, при выборе нелинейного метода. Однако его применение, внедрение, на практике часто сопряжено с огромными трудностями и в автоматизации и в регистрации данных.
То, что мы перечислили, – первое направление оптимизации налоговой нагрузки, которой, по большому счету, сейчас львиная доля компаний занимается. Можно с уверенностью утверждать, что в подавляющем большинстве из них была сформулирована задача пересмотреть, например, или более внимательно начать относиться к невычитаемым при налогообложении прибыли затратам и к общей их сумме, которую компания показывает.
Другое, менее тривиальное, направление оптимизации – оптимизация денежного потока по НДС, денежного потока по налогам в целом. Это то, чем занимаются на практике единицы компаний. Речь идет и о мерах по ускорению вычета «входящего» НДС, и об ускорении использования налоговых активов, таких как убытки, попытка их более эффективно использовать и т. д. Это тоже достаточно очевидное направление возможной оптимизации налоговой нагрузки. Третье, еще менее популярное, еще реже встреча-
ющееся направление – это оптимизация налоговых активов в международной ежегодной отчетности. Данный вариант связан с возможным применением бухгалтерских методов налогового планирования, которые также позволяют оптимизировать итоговую налоговую нагрузку, эффективную налоговую ставку, отражаемую в международной финансовой отчетности.
И последнее направление – оптимизация системы внутреннего контроля. Необходимость в введении такого контроля можно рассмотреть на примере процесса работы с НДС. Это особенно актуально для фирм, у которых есть не облагаемая налогом деятельность или экспортные операции. Организация системы внутреннего контроля позволяет в таких случаях выявить серьезные резервы. Последние в итоге приведут к оптимизации денежного потока, то есть к ускорению реализации налоговых активов, и как следствие – к ускоренному вычету НДС, получению его от налоговых органов исключительно за счет повышения качества документооборота. Мы рассмотрели основные направления, в рамках которых организации могут действовать,  снижая общее налоговое бремя. Более наглядно они представлены на схеме 2.

Декларации и учет

Разберемся, из чего состоят внутренние затраты на управление налогами. Для этого можно использовать некую концепцию «налогового жизненного цикла», который представляет собой упрощенную модель того, чем занимается налоговый отдел или налоговая составляющая бухгалтерии практически любой компании (см. схему 3).
В каких-то организациях затрагиваются все указанные на рисунке аспекты, какие-то занимаются отдельными функциями налогового жизненного цикла. Например, абсолютно во всех фирмах налоговый отдел или бухгалтерия готовят налоговые декларации и ведут налоговый учет. В принципе, это ключевая функция данных подразделений в компании. И сократить эту функцию, естественно, нельзя – организация не вправе «просто решить» в определенный момент, что подавать декларацию она не будет. Так же естественно, что налоговые специалисты принимают участие в налоговых спорах. А вот налоговым планированием компании занимаются в меньшей степени, а во многих организациях этот процесс и вовсе игнорируется. Налоговые отделы или бухгалтерия находятся посередине этого жизненного налогового цикла, и их задача – используя имеющиеся ресурсы, эффективно управлять всеми его аспектами.
Начнем с классических задач. Очевидно, что затраты на выполнение функции по подготовке налоговых деклараций и ведению учета – это в первую очередь затраты на зарплату сотрудников. Добавим в основные компоненты издержек на налоговое управление и расходы на автоматизацию учета, особенно если используются ERP-системы. Они могут быть довольно существенными. Что же можно сделать с этими затратами? Обычно здесь используется традиционный подход: есть задача сократить общие расходы – значит уменьшается численность задействованного в налоговых процессах персонала, в том числе и бухгалтерии. Причем о последствиях таких действий в полной мере представления нет. Можно порекомендовать менеджменту взять на вооружение несколько иные методы «оптимизации». Например, заменить ручной труд автоматизированной системой. При этом высвободятся сотрудники. Однако это отнюдь не означает, что данный персонал больше не понадобится компании. Речь идет о том, чтобы задействовать его для выполнения более важных и приносящих бизнесу пользу задач, нежели просто подготовка налоговой отчетности и повседневная обработка данных.
Второй вариант – создание единого центра обслуживания. Практика его применения в России уже сложилась за последние несколько лет. Это очень удобный инструмент при территориально распределенной структуре бизнеса. В особенности это дает очевидный эффект, если группа насчитывает десятки юрлиц, объединенных общей географией. Функцию подготовки отчетности можно при этом оптимизировать, для чего выделить отдельную бухгалтерскую компанию (единый центр обслуживания), которая будет обслуживать группу внутри.
Начать оптимизацию процесса подготовки отчетности и учета нужно с инвентаризации используемых IT-систем. Затем – провести функциональный анализ, понять, какой персонал задействован в данных процессах, сколько времени тратится на выполнение аналогичных задач. Это позволит понять общую картину, сложившуюся в компании, и выявить неэффективные звенья и процессы. После этого предстоит сократить общие расходы. Перед тем как сделать выбор, куда следует двигаться – в сторону формализации процессов или их автоматизации, надо заранее оценить затраты и преимущества внедрения этих проектов.


Налоговое планирование

Следующий компонент налогового цикла – налоговое планирование. Правда, к сожалению, не многие компании выработали устойчивые подходы в данной области. И напрасно, поскольку каждый час, вложенный в обдумывание идеи налогового планирования, в оптимизацию общего налогового бремени, может привести к экономии существенных сумм. Это та задача, в которую следует инвестировать средства, персонал, время. В общем случае затраты на налоговое планирование состоят из зарплаты соответствующих сотрудников и расходов на услуги внешних консультантов. Здесь есть два варианта оптимизации: либо отказаться от помощи внешних специалистов и привлечь в штат более квалифицированных собственных экспертов (а возможно, повышать уровень уже имеющихся сотрудников); либо – сокращать свой персонал и передавать функцию налогового планирования на аутсорсинг.
Первый вариант довольно затратный и трудоемкий. К тому же есть риск того, что оставшийся персонал налогового департамента или бухгалтерии будет заниматься только текущими вопросами учета и подготовки налоговых деклараций, а до налогового планирования руки у него так и не дойдут. Второй вариант также имеет отрицательные черты. Дело в том, что внешний консультант может, конечно, изучить бизнес, разработать полный комплекс мероприятий и процедур по внедрению налогового планирования… Да вот какая закавыка – у компании может не оказаться ресурса, который качественно реализовал бы эти рекомендации. Кроме того, фирмы зачастую запрашивают ненужную информацию у консультантов и в итоге получают не то, что им действительно пригодилось бы.
Поэтому лучше тщательно проработать эти два варианта и понять, какой из них больше подходит компании (или совместить в нужных пропорциях функции собственных сотрудников и внешних экспертов).
Есть еще один важный аспект налогового планирования – у руководства компании должно быть четкое представление о том, что именно понимать под налоговым планированием, именно оно должно обозначить ключевые критерии приемлемой оптимизации налоговой нагрузки. Следует определить некую систему координат (какой риск приемлем для организации, а какой – нет); выделить целевые показатели; понять, к чему в конечном счете должно привести налоговое планирование (к общему снижению
эффективной налоговой ставки до какого-то средне-го уровня, к оптимизации затрат; оптимизации денежного потока по налогам и др.).  Это первый, самый важный, этап. Затем идет формализация процесса, разработка нужных политик и процедур. Важно встроить процесс налогового планирования в повседневную деятельность компании:
в согласование сделок, в планирование сделок, существенных операций, приобретений.После того как процесс выстроен, необходимо внедрить систему внутреннего контроля, которая позволит следить за тем, чтобы налоговое планирование осуществлялось эффективно. Ключевая задача на этом этапе – хорошо прописать внутренние регламенты, процедуры, и подкрепить их системой мотивации. Только при помощи формализации и мотивации можно заставить систему внутреннего контроля работать.


Налоговые споры и суды

Последний компонент – налоговые споры и суды. Очевидно, что затраты на этот блок складываются из зарплат внутренних юристов, налоговых специалистов, расходов на услуги адвокатов, сторонних специалистов, и непосредственно на судебные издержки. Здесь оптимизация возможна по тем же сценариям, которые мы рассмотрели в рамках налогового планирования.
В то же время функция налоговых диспутов, споров и судов, как правило, является функцией «пожаротушения». Если нет управления налоговыми рисками, то каждая новая налоговая проверка выдает совершенно новые неожиданные результаты, и мы пытаемся «затушить» этот «пожар» с помощью юристов, налоговиков, а иногда и задействуя административный ресурс. При активном налоговом управлении в акте, решении налоговой инспекции вы ничего для себя неизвестного не увидите. К этому вы будете готовы. Вы будете знать об этих вопросах, поскольку выяснили, что ваших конкурентов и соседей, например, по этим аспектам уже проверяли, что были какие-то суды. Быть может, вы самостоятельно анализировали налоговое законодательство и понимаете, из чего состоит ваша декларация, где в ней имеются неопределенные налоговые позиции. Вы подготовились к решению этих задач, знаете, как защищать свою позицию в суде, какие у вас есть аргументы «за» и «против». По сути, некогда все изучив, вы уже приняли решение в отношении того, что этот риск приемлем и вы готовы его защищать; либо он неприемлем, а выгоднее сразу заплатить налоги в бюджет. Компании, которые уделяют больше времени налоговому планированию, проработке и управлению налоговыми рисками, тратят гораздо меньше денег на адвокатов, консультантов, и, собственно, на налоговые споры и суды.    
Подготовила Арина Виноградова
Материал предоставлен журналом "Расчет"
Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...