Секреты семейного бизнеса

Секреты семейного бизнеса

04.12.2009

В один прекрасный день вам надоест жаловаться на начальника и коллег, а ставшее хроническим желание изменить свою профессиональную жизнь выльется в смелую идею. «А что, если организовать семейный бизнес?», – подумаете вы. И окажетесь не одиноки: в неспокойном современном мире люди все чаще приходят к выводу, что рассчитывать можно только на себя и своих близких. Вести бизнес на паях с родственниками – дело серьезное, таит в себе массу нюансов. Как организовать семейное предприятие с минимальными рисками и затратами и действительно ли сочетание профессионального и родственного может стать идеальным?

Московский бухгалтер

Пекарь+бухгалтер

Членам семьи, решившей  открыть частный бизнес, предстоит ответить самим себе на несколько основополагающих вопросов: чем заниматься, где взять стартовый капитал, как не прогореть в первые же месяцы, как грамотно выстроить отношения между членами семьи – партнерами по бизнесу?  
Первостепенная проблема, конечно, определить профиль будущего предприятия. Самый  основательный и научный метод поиска своей ниши – провести маркетинговое исследование, чтобы понять, каких услуг (продукции) в городе (или в районе) сейчас больше всего не хватает. В результате маркетинговой работы перспективная ниша будет найдена, однако характер востребованного бизнеса может не совпасть с вашим личным опытом или с вашими интересами. Здесь стоит отметить, что работа на себя – дело самоотверженное и требующее 100 процентной отдачи –  обязательно должна доставлять вам удовольствие. Поэтому полагаться только на маркетинговые исследования и забывать о собственных  желаниях  не следует.
Зачастую ответ на  вопрос «чем заниматься?» напрашивается сам собой. Например, в семье есть пекарь и есть бухгалтер. Почему бы не открыть собственную пекарню, в которой супруга (мама, дочь, сестра) будет создавать кулинарные шедевры, а супруг (сын, дедушка, племянник) считать доходы/расходы и отчитываться перед налоговой. Такой способ – распространенный и проверенный, но может случиться и так, что профессии членов семьи окажутся недостаточно востребованными на рынке, что в свою очередь не позволит  организовать успешное предприятие.
Важный вопрос – организационная форма будущего предприятия (ЗАО, ООО, ПБОЮЛ). На первых порах выгоднее всего зарегистрироваться как ПБОЮЛ  – предприниматель без образования юридического лица – тогда налоги вы будете исчислять и платить по упрощенной системе.
Также не обойтись без составления бизнес-плана. Он нужен,  во-первых, для того, чтобы начинающий предприниматель для  себя самого прописал: чего он хочет достичь, каким образом и когда, а  во-вторых,  этот документ потребуется для получения кредита.

Теория семейного бизнеса
Чтобы семейный подряд оказался удачным, можно почерпнуть опыт из книг. Есть немало изданий, которые дают практические советы о том, как добиться успеха на этом поприще. Например, такие:
1. Питер Лич, Тони Богод. Семейный бизнес. Опыт успешного ведения бизнеса, управляемого семьей.
2. Майк Сайтон, Крист Уэст. Заметки на салфетках. Как за кружкой пива придумать бизнес и превратить его в стоящее дело.
3. Кристина Джонс. Семейный бизнес.
4. С.А. Резник. Управление семейной экономикой.

Поиск капитала

Бизнес всегда требует инвестиций. Далеко не у каждого, кто собрался открыть свое дело, на такой случай припасена необходимая сумма. Где взять стартовый капитал? Здесь опять же возможны варианты. Например –  банковский кредит или заем необходимой суммы денег у кого-нибудь из родственников или знакомых.  Есть и третий вариант: начать бизнес, используя опыт и поддержку уже существующей крупной компании. Но и тут свои тонкости, которые необходимо учитывать.  Как правило, говоря об этом виде предпринимательской деятельности, имеется в виду франчайзинг. Маленькая фирма (франчайзи) заключает договор с крупной компанией (франчайзером), покупает франшизу и действует от имени солидной фирмы, используя уже имеющийся бренд, материальную базу и соблюдая установленные франчайзером правила. Подробнее о таком виде сотрудничества вы можете прочитать в «Московском бухгалтере» № 12 в материале «Франчайзинг: бухгалтерские тонкости».
Экономический кризис, повлекший за собой череду массовых увольнений, повысил интерес к франчайзинговому бизнесу. И несмотря на то что начинать дело с нуля, да еще в нестабильной экономической ситуации, довольно трудно, опыт команды франчайзера, которая обещает помочь быстро поставить на ноги проект, привлекает внимание потенциальных бизнесменов.
Казалось бы, минусов здесь меньше, чем в свободном предпринимательстве, но и идеальных схем ведения бизнеса тоже не существует. Не так давно компания RetailIdea провела исследование «Анализ рынка франшиз», которое показало, что, несмотря на рекламируемые франчайзерами быстрые строки окупаемости (от 4 месяцев), на самом деле большая часть розничных франшиз окупается в течение второго года работы магазина, в промежутке между 12 и 24 месяцами. Но иногда сроки окупаемости выходят и за эти пределы. Рассказывает Евгений Елисов,  главный специалист аналитического отдела RetailIdea:
- Окупаемость ряда компаний приближается к сроку в три года, а в отдельных случаях является настолько длительной, что франчайзи затрудняются назвать определенный срок. Кроме того, исследование показало, что только часть компаний оказались «стойкими солдатиками» и не изменили условий во взаимоотношениях с партнерами по франчайзингу. Другие, напротив, увеличили розничные цены, сократили ассортимент, выдвинули жесткие требования к франчайзи либо не смогли, и не могут по настоящее время, выполнять основные функции головной компании — обеспечивать необходимый объем поставок.
 В любом случае, чтобы начать предпринимательскую деятельность, франчайзи необходимо купить пакет прав на готовый бизнес. А это – тот же стартовый капитал.
Разумеется, вышеупомянутые варианты (кредит, заем, франшиза) весьма рискованны. Дело может «прогореть», а возвращать долги все равно придется.
В предыдущих номерах «Московского бухгалтера» мы не раз писали о поддержке начинающих предпринимателей столичным правительством – чиновники обещают помочь с получением кредита, выдать ссуду, помочь с льготами на рекламу. Предоставление бюджетных средств по проектам поддержки малого предпринимательства может быть осуществлено в форме субсидий физическим и юридическим лицам или как оплата товаров, работ и услуг, выполняемых по государственным и муниципальным контрактам. Подробнее об этом - «Московский бухгалтер» № 11, 15, 17, 19; также всю необходимую информацию вам представят в Департаменте поддержки малого и среднего предпринимательства ((499) 259-69-10, www.dmpmos.ru, Москва, Шмитовский пр., д. 2).
Кроме того, этим летом вступил в силу Закон № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (с полной версией этого документа вы можете ознакомиться в справочно-правовой системе КонсультантПлюс).  Кредитная кооперация отличается от банковского займа тем, что деньги друг другу в долг дают пайщики кооперативов, не обращаясь в банк. Отметим, что ставки кредитных кооперативов (28-36 процентов) зачастую превышают тот уровень ставок, который задают банки. Однако идеологи такой кооперации считают, что такие ставки с лихвой окупаются  низкой «платой за вход на рынок, за доступ к кредиту». Кредитная кооперация стала главной темой нашего журнала в сентябре, № 17.

Ничего личного?

Одна  из самых больших сложностей семейного бизнеса  – выстроить правильные деловые отношения  между коллегами-родственниками. Ведь людям может быть психологически тяжело находиться вместе 24 часа в сутки – и дома, и на работе. Кроме того, возникают проблемы и споры при распределении обязанностей (кому быть директором, а кому – заместителем), доходов и т. п.

Дополнительное обучение
Еще одна проблема начинающих бизнесменов – отсутствие необходимых знаний и навыков. Работа во главе собственного предприятия требует серьезной подготовки: нужны навыки управленца, умение составлять бизнес-планы, существует необходимость отслеживать доходы и расходы предприятия, также требуются определенные знания в области логистики, законодательства и налогообложения.
Всему этому за два дня не научишься.  Будущим бизнесменам необходимо пройти дополнительное обучение. В Москве совершенно бесплатно это можно сделать в Московском фонде подготовки кадров (МФПК, тел.: 8 (495) 124-66-00, 125-08-13).

Так, Ирина Шмелева, вспоминая собственный опыт работы с родственниками, отметила повышенные требования, предъявляемые работодателем-тетей к ней и к выполняемой ею работе:
- Мои тетя и дядя организовали небольшое издательство. Позвали меня к себе. Денег обещали не много, график с 10.00 до 16.00, я тогда училась на первом курсе, на вечернем отделении, и меня все это устраивало. Но спустя какое-то время я поняла, что и мне и им сложно проводить грань между работой и семьей. Я могла запросто в полночь настрочить смс тете: «Можно я завтра не приду на работу?:)». Родственники в свою очередь переживали, как бы остальные сотрудники не подумали, что начальство мне потакает, и следили за моей работой с особой тщательностью. То, что прощалось другим – опоздание на 15 минут  – не прощалось мне. В общем, уволилась я оттуда с большим удовольствием.
 Юля Киселева и ее муж Андрей работают вместе всего полгода, но девушка уже ищет пути к отступлению. Бизнес Андрей организовал до знакомства с супругой, Юля пришла в уже сформировавшуюся команду и пока не смогла найти в ней свое место:
- Серьезных проектов мне пока не доверяют. Мы с Андреем довольно часто ссоримся из-за работы: то ему кажется, что я что-то не то делаю, то мне кажется, что меня недооценивают. Скандалим и дома, и в офисе – шокируя остальных сотрудников. После нового года я планирую искать новую работу.
Чтобы подобные истории обошли стороной ваш семейный подряд, психологи рекомендуют соблюдать несколько несложных рекомендаций:

 - Договоритесь о регулярных «планерках»
Проблемы и расхождения мнений неизбежны. Еженедельное обсуждение проблем поможет вам вовремя выявить и разрешить любые споры и разногласия.
 
 - Заранее распределите  роли и обязанности
Члены семьи должны заниматься вопросами, соответствующими их навыкам и склонностям, но роли должны быть распределены заранее, чтобы избежать конфликтов. Серьезные решения могут приниматься сообща, но коллегиальное решение мелких вопросов потопит бизнес.

 - Справедливость превыше всего 
Большинство мелких компаний никогда бы не выжили без энергии и тяжелой работы на благо компании всех членов семьи. А квалифицированные специалисты – члены семьи – это и огромный актив. Но необходимо избегать фаворитизма. Размер заработной платы, продвижение по службе, рабочий график, критика и поощрения должны быть беспристрастны по отношению ко всем служащим независимо от наличия родственных связей.

 - Закрепите служебные отношения в письменной форме
Если вы вовлекаете родственников в свой бизнес, необходимо сразу прояснить вопросы компенсаций, планы выхода из бизнеса. Определите в письменной форме размер компенсации, долю собственности, обязанности и другие детали. Не ждите, пока это перерастет в проблему.

- Не стоит стремиться безосновательно обеспечивать «интересными» должностями родственников
Члены семейства часто  стремятся присоединиться к общему делу, думая, что нашли для себя некую синекуру. При этом они могут не иметь ясного представления относительно своей роли в бизнесе  в дальнейшем.

 - Четко определите вертикаль управления
Часто члены семей, имеющие долю в бизнесе, полагают, что могут выговаривать служащим и требовать, чтобы те отчитывались перед ними. Такое поведение естественно приводит к недовольству подчиненных.

 - Ищите советы со стороны
Процесс принятия решений в семейном бизнесе часто оказывается слишком закрытым. Новые идеи и творческое мышление не всегда могут пробиться сквозь запутанные сети семейных отношений. Привлечение внешних советников, не связанных ни с кем из семьи, хороший способ дать бизнесу оценку.

 -Наличие стороннего опыта у сотрудников-родственников
Привлекайте своих близких к бизнесу, только если они уже имеют несколько лет опыта работы в другой компании. Лучше – в отличающейся от вашего бизнеса сфере.
Начиная бизнес с супругом(й), родителями, братьями, сестрами или детьми, основатель сталкивается с дополнительными проблемами помимо обычных для любого начинающего предпринимателя. Именно поэтому,  по статистике, выживает в итоге только один из трех семейных бизнесов.

Но уж если выживает – то становится примером действительно крепкого союза. Александр Сафонов, обремененный ежемесячными ипотечными выплатами и вынужденный сдать внаем кредитную жилплощадь, решил превратить «лимон в лимонад» и не просто сдать квартиру в аренду, но и получить за  это агентское вознаграждение. Для этого Александр открыл риелторское агентство, но,  сдав собственную квартиру, фирму он решил не бросать. И уже через несколько месяцев  по объявлениям, которые вся семья вечерами рассылала по Интернету, начали звонить клиенты. Дело пошло. Секретарем  решили сделать 15-летнюю школьницу-дочь. А маму обязали вести бухгалтерию и подавать отчеты в налоговую. Доход был не очень большой, но сама идея «семейного бизнеса» все больше и больше нравилась Александру. И он решил открыть еще одну фирму – кадровое агентство. Разослав объявления в Интернете и создав сайт на narod.ru,  бизнес-семья начала принимать звонки от тех, кто подыскивал персонал. Дело, не требующеее капиталовложений, начало набирать обороты и приносить небольшой, но стабильный доход: 1000–2000 $  в месяц. Через некоторое время Александр принял радикальное решение уволиться с основной работы «на дядю» и вплотную заняться  семейным бизнесом. Сафоновым удается сохранять дружную семью и общее дело на протяжении уже шести лет.

Мария Бренер
(Материал предоставлен журналом «Московский бухгалтер»)

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное