О зарплате замолвили слово

О зарплате замолвили слово

06.05.2009 распечатать

О разгуле безработицы впору слагать легенды: каждый день на улице оказываются десятки людей. Кого-то сокращают, кто-то вынужден искать новое место службы по причине банкротства старого, кому-то же приходится обивать пороги руководства с просьбой заплатить ему все причитающееся. Именно этот вопрос попал в поле зрения законодателей, решивших внести поправки, которые не оставят нерадивым директорам шанса не выплатить своему сотруднику зарплату даже в случае банкротства.

Назревшее решение

Истории компаний, прекративших свое существование, собраны в сухую статистику, которая регулярно обновляется. Однако за этими цифрами кроется не только прекращенная деятельность, но и истории людей, вынужденных искать новое место работы. Зачастую этот момент омрачен долговыми обязательствами банкротов перед вчерашними сотрудниками. И далеко не все руководители поступают в данном случае по совести. По словам многих экспертов, тенденции скорее обратные: понимая, что выплаты компенсаций очень сильно ударят по карману, недобросовестные руководители прибегают к ряду махинаций, дабы избежать момента расплаты. К сожалению, бороться с этим очень сложно, говорит Ольга Кузьменко, бухгалтер одной из разорившихся фирм:

— С ноября месяца я и мои коллеги работали, так сказать, в долг — денег на зарплату не было. Руководство слезно просило подождать, обещало, что вскоре все изменится. И сдвиг с мертвой точки действительно произошел, только в другую сторону. 28 декабря сотрудников бухгалтерии созвали на совещание, на котором было объявлено, что фирма начинает процедуру банкротства, что платить по счетам больше нечем, а посему мы все можем начинать поиск новой работы. Что касается обещанных денег — надеяться на это не стоило. По словам директора, первыми в очереди на опалу стоят налоговая и кредиторы. Мы шли, так сказать, третьим эшелоном. Правда, в качестве компенсации нам было предложено в счет зарплаты взять стулья, что, откровенно говоря, повеселило.

К сожалению, жаловаться в подобных случаях чаще всего оказывалось бесполезно. Дабы изменить ситуацию, необходимо менять законодательство. И именно эту миссию взяла на себя Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) совместно с депутатами Госдумы, разработав поправки в Гражданский кодекс и законодательство о банкротстве.

От перемены слагаемых многое меняется

Как стало известно на пресс-конференции с участием председателя ФНПР Михаила Шмакова, суть изменений, планируемых в законодательстве, сводится к тому, что в случае банкротства компании в первую очередь обязаны погашать задолженность по зарплате, а уж после этого производить все остальные платежи, включая налоговые. Он отметил, что законопроект уже готов и проходит сейчас процедуру оформления, после чего будет внесен в Госдуму.

Михаил Шмаков рассказал, что преобразованию подвергнутся два документа — Гражданский кодекс и закон о банкротстве, в которых предполагается поменять положение о том, что заработная плата — это выплата третьей очереди, и сделать ее первоочередной. На пресс-конференции председатель ФНПР заявил: необходимо «добиться, чтобы трудящиеся были признаны привилегированными кредиторами. Заработная плата должна стоять перед налогами». Он высказал мнение, что положение дел, существующих сегодня на рабочем поприще, несправедливо:

— Ведь если возникает задолженность по налогам, тут же подключаются различные силовые структуры и решают проблему. Если же работодатель не платит зарплату, никто к нему не придет, кроме инспекции по труду и профсоюза, у которых изначально меньше рычагов воздействия. А тем временем долги по зарплате только растут.

В доказательство своих слов Михаил Шмаков привел неутешительную статистику. Согласно приведенным данным, за последние несколько месяцев долги по зарплате увеличились с 2,4 миллиарда рублей до почти 8 миллиардов.

Ситуация, сложившаяся на рынке труда, просто вопиющая, считает независимый юрист, пожелавший остаться неизвестным:

— К сожалению многих работников, работодатели сегодня оказались «у руля». Если раньше угрозой обратиться в трудовую инспекцию или суд, можно было напугать руководство и предотвратить беззаконие, то теперь многие попросту не обращают на это внимание. Дело в том, что в связи с кризисом многие компании оказались на грани банкротства и блюли в первую очередь интересы руководства, а не работников. Итог этих событий — суды, заваленные исками обиженных сотрудников, и невероятное количество жалоб, поступивших трудовым инспекторам. И, если быть откровенным, ни суды, ни ревизоры с таким объемом работы пока не справляются, а значит, оперативных проверок и решений по ним придется ждать какое-то время, которое, по самым оптимистическим прогнозам, может затянуться на долгие месяцы. Именно поэтому многие руководители не боятся ответственности и надеясь на русское «авось», ущемляют права своих подопечных.

По мнению экономиста Ольги Осиной, процедура банкротства стала для многих руководителей средством ухода от выплат своим сотрудникам:

— Сидит руководитель, у которого штат — 50 человек, и думает: нет у меня денег ни на зарплату, ни на кредиторов, буду банкротить фирму. Ведь одна только выплата окладов поставит компанию на грань выживания. Так что буду банкротить. А там расплачусь с кредиторами, с налоговой, и все — взятки гладки. Вот эта тенденция является губительной и пугающей. Считаю, что необходимо срочно менять законодательство и прекращать эту порочную практику.

В серьезности намерений чиновников, в принципе, сомневаться не приходится. Рассуждая на эту болезненную для многих тему, Михаил Шмаков предложил «невыплату зарплаты квалифицировать как кражу» и назвал подобное поведение работодателей «социальным мародерством».

По мнению многих экспертов, данные предложения с высокой вероятностью найдут отклик у законодателей. Поэтому вполне вероятно, что инициатива ФНПР и группы депутатов станет реальностью.

Юлия Кузьмина

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...