«Камералка» по-новому

«Камералка» по-новому

30.04.2009

Антикризисные изменения Налогового кодекса не обошли стороной и процедуру проведения налоговых проверок. В частности, изменения коснулись камеральных проверок. О том, как будет строиться контрольная работа налоговиков с этого года, и пойдет речь в этой статье.

Камеральная проверка — один из самых распространенных видов налогового контроля, который осуществляют налоговые органы. Связано это с тем, что все хозяйствующие субъекты обязаны представлять установленную отчетность налоговикам, а те в свою очередь, опираясь на нее, контролируют правильность исчисления и уплаты налогов и сборов в бюджет.

Проверка принимает четкие черты

С 1 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ. Помимо изменений законодательства, способствующих преодолению кризисной ситуации, внесены изменения и в порядок проведения камеральных проверок налоговыми органами. Основные изменения приведены в таблице.

В первую очередь они направлены на упорядочение процедуры налоговых проверок, и камеральных в частности.

Более четко установлен срок начала проведения камеральной проверки — в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации (расчета), независимо от дополнительных документов. Предыдущая формулировка часто становилась причиной разногласий и споров налогоплательщиков с налоговиками.

К положительным можно отнести изменения, связанные с порядком представления информации и документов для проведения налогового контроля. Законом установлена возможность использования при осуществлении контрольных мероприятий документов, истребованных ранее при выездных и камеральных проверках. Это избавляет налогоплательщиков от трудоемкой процедуры повторной подготовки документации, что высвобождает силы и время. Ведь не секрет, что крупные налогоплательщики при большом документообороте вынуждены нанимать отдельных сотрудников только для изготовления копий документов. Если такая обязанность возлагается на кого-то из сотрудников бухгалтерии, это больше похоже на расточительство, так как использовать квалифицированного специалиста для таких целей — значит неэффективно использовать имеющийся кадровый потенциал.

Важным моментом является норма, запретившая при рассмотрении материалов налоговых проверок применять доказательства, полученные с нарушением норм Налогового кодекса. Даже если по факту налогового правонарушения будет вынесено решение на основании доказательств, полученных на основании сведений МВД в рамках оперативно-розыскных мероприятий, проводимых вне рамок налоговой проверки, или же по экспертизе, проведенной с нарушением порядка, установленного Налоговым кодексом, то такое решение, скорее всего, будет признано недействительным.

Несколько неясным остается порядок применения норм в отношении документов, представленных с нарушением сроков. Если изменения абзаца 3 пункта 7 статьи 101.4 Налогового кодекса говорят, что эта норма применима при привлечении налогоплательщика к ответственности, то изменения в абзаце 2 пункта 4 статьи 101 оставляют достаточно широкое поле для трактования. Возможно, что в ближайшее время законодатель все же даст более четкую формулировку этой нормы, в противном случае это придется делать судам.

Однако судебная практика появится не так уж скоро. Это связано с тем, что Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ внес изменения в процедуру обжалования решений налоговых органов о привлечении или отказе в привлечении налогоплательщиков за совершение налогового правонарушения. С 1 января 2009 года обжаловать такие решения через суд можно только после рассмотрения жалобы в вышестоящем налоговом органе.

Подводя итог, можно сказать, что год только начался и пока рано говорить, как сложится правоприменительная практика внесенных изменений. Предварительно к положительной тенденции можно отнести упорядочение порядка проведения камеральных проверок. Отрицательным, безусловно, является изменение процедуры обжалования решений налоговых органов. Однако окончательные оценки все равно расставит время.

Таблица. Изменения в процедуре проведения камеральной налоговой проверки*

п/п
Норма
Налогового
кодекса
Внесенное изменение
1Пункт 2 статьи 88Срок начала проведения камеральной проверки установлен в течение трех месяцев со дня, когда представлена налоговая декларация (расчет). Пункт, привязывающий начало срока проведения проверки к обязанности представлять документы, прилагаемые к налоговой декларации в соответствии с Налоговым кодексом, исключен.
2Пункт 9.1 статьи 88Если налогоплательщик подает уточненную налоговую декларацию до окончания камеральной проверки, проводимой по поданной ранее декларации, то проверка прекращается и начинается новая на основе поданной уточненной налоговой декларации.
Под прекращением камеральной налоговой проверки понимается прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации. В то же время полученные сведения при проведении прекращенной проверки могут быть использованы для мероприятий налогового контроля в рамках новой проверки.
3Пункт 5 статьи 100Упорядочена процедура вручения акта налоговой проверки. С 1 января 2009 года он должен вручаться в течение пяти дней с даты этого акта непосредственно лицу, в отношении которого проводилась проверка. Он также может вручаться его представителю под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
4Абзац 2 пункта 4При рассмотрении материалов налоговой проверки будут исследоваться доказательства статьи 101 и документы, истребованные у налогоплательщиков ранее в рамках мероприятий налогового контроля, или иные документы, имеющиеся у налогового органа.
Иными словами, теперь у налоговых органов отсутствуют законные основания для того, чтобы повторно истребовать документы, а также их копии.
Документы (информация) о деятельности налогоплательщика, представленные в налоговый орган с нарушением сроков, установленных Налоговым кодексом, не будут считаться полученными с нарушением Налогового кодекса. При этом использовать при камеральной проверке доказательства, полученные с нарушением норм Налогового кодекса, недопустимо.
5Абзац 1 пункта 9Установлен срок вручения вынесенного по результатам камеральной проверки решения статьи 101 о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение вручается проверяемому лицу (его представителю) в течение пяти дней после дня, когда оно вынесено.
6Абзац 3 пункта 7Введена норма, не допускающая использовать при рассмотрении материалов налоговой статьи 101.4 проверки доказательства, полученные с нарушением норм Налогового кодекса.
Если документы (информация) представлены лицом, привлекаемым к ответственности, в налоговый орган с нарушением установленных сроков, то они не считаются полученными с нарушением Налогового кодекса.
7Статья 101.2Изменен порядок обжалования решения налоговых органов.
С 1 января 2009 года решение о привлечении или отказе в привлечении за совершение налогового правонарушения обжалуется в судебном порядке только после его обжалования в вышестоящем налоговом органе.
При этом срок обжалования в суде исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

* Изменения в пункты 1–6 таблицы внесены Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ, в пункт 7 — Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ. Вступили в силу с 1 января 2009 года.

А. Химичев,
ведущий эксперт «ПБ»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное