Новый вид отчетности перед ПФР

Новый вид отчетности перед ПФР

24.04.2009

С начала 2009 года в полную силу заработала программа софинансирования дополнительных взносов на ОПС. В срок до 20 апреля работодателям, участвующим в данном мероприятии, придется в первый раз отчитываться о проделанной работе перед Пенсионным фондом.

Собираем документы

В настоящее время государство активно проводит социальную политику, направленную на улучшение жизни общества. С этой целью, в частности, был принят Закон от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ (далее — Закон № 56-ФЗ), в котором предусмотрена уплата дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Документ адресован как физическим лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (то есть российским гражданам; иностранцам, постоянно или временно проживающим на территории России; лицам без гражданства), так и их работодателям.

По большому счету Закон № 56-ФЗ призван стимулировать население на самостоятельную заботу о своей безбедной старости. Делать это предлагается с помощью уплаты дополнительных взносов в бюджет Пенсионного фонда. В свою очередь государство обязуется «материально поддержать» подобную активность населения.

Отметим, что перед началом уплаты допвзносов физлицо должно оформить заявление по форме ДСВ-1 (утверждено постановлением ПФ от 28 июля 2008 г. № 225п). Подать заявление гражданин может двумя способами: лично — через отделение Фонда по месту своего жительства; через работодателя. Естественно, второй вариант гораздо проще и удобнее с точки зрения работника, так как соответствующие суммы перечислять за него станет организация, напрямую удерживая их из его заработной платы.

После получения заявления от штатного сотрудника у фирмы-работодателя имеется три рабочих дня на то, чтобы направить бланк в отделение Пенсионного фонда по месту своего учета. Если среднесписочная численность персонала организации за предшествующий календарный год превышает 100 человек, то полученные заявления придется подавать в электронном виде согласно требованиям Закона от 10 января 2002 года № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Данное правило распространяется также и на вновь созданные (в том числе путем реорганизации) компании, численность работников которых превышает указанный лимит. Об этом говорится в пункте 4 статьи 4 Закона № 56-ФЗ.

Впрочем, работодатель может не ограничиваться ролью посредника, а воспользоваться уникальным шансом простимулировать свой персонал на трудовые подвиги. Напомним, что организация имеет полное право принять решение об уплате взносов за свой счет в пользу работников, которые уже являются участниками программы софинансирования пенсионных накоплений. Как нетрудно догадаться, такое решение оформляется отдельным приказом либо фиксируется в коллективном (трудовом) договоре. Работодателю, решившему устроить «аттракцион неслыханной щедрости», придется ежемесячно определять размер уплачиваемых им взносов в отношении каждого физлица, в пользу которого вносятся эти средства (ст. 8 Закона № 56-ФЗ).

Вне зависимости от того, какие функции «взвалит на свои плечи» фирма, ей придется перечислять в бюджет Пенсионного фонда ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за периодом начисления, все суммы взносов (как сотрудников, так и работодателя). Делать это нужно единым платежом и оформлять отдельным платежным поручением.

Рапортуем о действиях

Кроме того, на работодателя возлагается «почетная обязанность» по формированию реестра застрахованных лиц по форме ДСВ-3, утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда от 12 ноября 2008 года № 322п. В нем указывается общая сумма перечисляемых денежных средств, номер «платежки», Ф. И. О. работников и номера их лицевых счетов, а также иная информация.

На основании статьи 9 Закона № 56-ФЗ реестры застрахованных лиц представляются работодателем в территориальное подразделение Пенсионного фонда не позднее 20 дней со дня окончания квартала, в течение которого перечислялись допвзносы. Проще говоря, за I квартал текущего года необходимо отчитаться в срок до 20 апреля 2009 года.

Работодатели, на чьих предприятиях среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек, могут представлять форму № ДСВ-3 на бумажном носителе информации. При этом подается два экземпляра реестра застрахованных лиц.

При объеме реестра в два и более листов эти листы пронумеровываются и брошюруются. Брошюра прошивается нитью. Концы скрепляющей нити выводятся с тыльной стороны реестра застрахованных лиц, связываются и заклеиваются листом бумаги, на котором делается надпись: «В реестре прошито, пронумеровано и скреплено печатью ... листов». Данная надпись подписывается руководителем или уполномоченным лицом и заверяется печатью организации.

Если же среднесписочная численность работников фирмы за 2008 год превышает 100 человек, то фирма представляет в отделение Фонда реестр в электронной форме с ЭЦП (на магнитном носителе информации или по телекоммуникационным каналам связи). Аналогичное требование предусмотрено для вновь созданных юрлиц (в том числе путем реорганизации), численность которых превышает 100 человек. В таких случаях работодатель формирует реестр в виде файла в соответствии с утвержденным постановлением правления ПФР от 12 ноября 2008 года № 322п форматом данных.

Файл с реестром застрахованных лиц подписывается электронной цифровой подписью руководителя или главного бухгалтера работодателя, при наличии доверенности на это руководителя организации. Представление реестров осуществляется в закрытом (зашифрованном) виде с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации, применяемых Фондом. Отметим, что подача реестров по телекоммуникационным каналам должна происходить с соблюдением требований, предъявляемых Пенсионным фондом.

Работник отделения Фонда, получив в электронной форме файл с реестром застрахованных лиц, производит его верификацию. При отсутствии ошибок он (сотрудник ПФР) подписывает файл своей ЭЦП, зашифровывает и направляет по телекоммуникационным каналам работодателю. При обнаружении ошибок реестр застрахованных лиц совместно с протоколом ошибок, выданным программным комплексом проверки реестра, возвращается работодателю для исправления ошибок и повторного представления в территориальное подразделение Пенсионного фонда.

В. Мясницкий,
эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA