«Поднадзорное» обжалование: административный порядок

«Поднадзорное» обжалование: административный порядок

04.02.2009

Законом от 3 декабря 2008 года № 240-ФЗ внесен ряд новых положений в Кодекс об административных правонарушениях. Они будут интересны как физическим, так и юридическим лицам, планирующим обжаловать в надзорном порядке действия государственных и иных органов.

С момента принятия КоАП в 2001 году надзорное производство по делам об административных правонарушениях осуществлялось согласно одной-единственной статье 30.11. Естественно, за столь длительный срок предусмотренный в данной статье механизм безнадежно устарел. Как результат, Законом от 3 декабря 2008 года № 240-ФЗ статья 30.11 признана утратившей силу. Взамен «списанного» положения законодатели решили дополнить главу 30 Кодекса рядом новых статей (30.12-30.19), посвященных «надзорке». Изменения вступили в силу 20 декабря 2008 года.

Действующие лица

Согласно «новой» статье 30.12 вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы в порядке надзора следующими участниками процесса: лицами, в отношении которых ведется производство по делу; потерпевшими; законными представителями физического или юридического лица; защитниками.

Имеющие юридическую силу постановления и решения также могут быть опротестованы в порядке надзора прокурором. Таким правом наделены прокуроры субъектов России и их заместители, Генеральный прокурор и его замы.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать в порядке надзора председатели верховных судов субъектов Российской Федерации или их заместители, Председатель Верховного Суда (его заместители). Отныне об этом говорится в «дополнительной» статье 30.13 КоАП.

Отметим, что для обращения с жалобой в Верховный Суд существует ряд ограничений. Оспариваемые постановления и решения будут рассматриваться данным судом в случае если по ним в порядке надзора уже вынесены решения нижестоящих судебных инстанций.

Не забыли законодатели и про Высший Арбитражный Суд. Вступившие в законную силу постановления и решения пересматриваются в порядке надзора ВАС в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Напомним, что ранее аналогичные положения о прокурорах и судьях были прописаны в «ставшей частью истории» статье 30.11 Кодекса.

Процедурные тонкости

На основании статьи 30.14 новой редакции КоАП «надзорная» жалоба подается непосредственно в суд надзорной инстанции. Она должна содержать:

  • наименование суда, в который подается жалоба;
  • сведения о лице, подавшем жалобу;
  • сведения о других участниках производства по делу об административном правонарушении;
  • указание на постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов;
  • доводы подателя жалобы с указанием оснований для пересмотра в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб;
  • перечень материалов, прилагаемых к жалобе;
  • подпись лица, подавшего жалобу.

Обязательным приложением к жалобе являются следующие документы:

  • копия постановления по делу об административном правонарушении;
  • копии решений по результатам рассмотрения жалоб, если такие решения вынесены;
  • копия документа, удостоверяющего полномочия законного представителя физического или юридического лица, копия доверенности (выданный соответствующим адвокатским образованием ордер), которыми подтверждаются полномочия защитника, представителя в случае если жалоба подписана указанными лицами;
  • копия жалобы. Количество экземпляров должно соответствовать числу иных участников производства по делу об административном правонарушении (потенциального «виновника», потерпевшего, представителей и защитников).

Необходимо помнить о том, что повторная подача жалобы в порядке надзора по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший в аналогичном порядке постановление по делу об административном правонарушении и решения по нему, не допускается.

Подача жалобы с нарушением указанных требований не только останется без рассмотрения, но и повлечет ее автоматический возврат. Таково требование «новой» статьи 30.15 Кодекса.

О принятии к рассмотрению в порядке надзора жалобы судья выносит определение. При этом служитель Фемиды обязан известить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (а также потерпевшего) о подаче жалобы, и предоставить указанным лицам возможность ознакомиться с документом и подать возражения на него. В интересах законности судья имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Решение по жалобе выносится не позднее двух месяцев со дня ее поступления в суд, а в случае истребования дела об административном правонарушении — не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд. Об этом говорится в статье 30.16 новой редакции КоАП.

Выход процесса

По результатам рассмотрения жалобы в порядке надзора выносится одно из следующих решений:

  • об оставлении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы — без изменения, а самой жалобы — без удовлетворения;
  • об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста. Это делается в случае если допущенные нарушения административного законодательства (Кодекса и (или) закона субъекта) могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение;
  • об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело;
  • об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, и о прекращении производства по делу. Такое решение принимается в случае признания нарушения малозначительным (ст. 2.9 КоАП) и выявления обстоятельств, исключающих производство по делу согласно статье 24.5 Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых лицо привлечено к ответственности.

Постановление, принимаемое по результатам надзорного производства, подписывается принявшим его судьей и вступает в законную силу со дня принятия (ст. 30.18, 30.19 новой редакции КоАП).

Р. Тимохин, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA