Непростая упрощенка

Непростая упрощенка

19.01.2009

Упрощенка была введена в первую очередь для того, чтобы уменьшить налоговое бремя для небольших фирм. И, в принципе, законодатели добились своей цели — организации остались довольны. Но это совсем не означает, что у бухгалтеров, работающих в таких фирмах, не возникает сложностей при применении УСН. Ответить на вопросы читателей мы попросили генерального директора компании «Центр аудита и консалтинга» Елену Гетманенко.

— Новая фирма при регистрации подала заявление на УСН. При этом 100 процентов деятельности подпадает под ЕНВД. Нужно ли представлять бухгалтерскую отчетность (форма 1, форма 2)?
— Статьей 4 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от ведения бухгалтерского учета. Однако сей нормативный акт не избавляет от этого долга фирмы, осуществляющие предпринимательскую деятельность, подлежащую налогообложению единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Получается, что в указанном случае исчисление и уплата единого налога на вмененный доход является обязанностью налогоплательщика, тогда как применение УСН носит добровольный характер. Поэтому ИФНС и откажет в праве применения УСН на основании того, что данная деятельность подпадает под налогообложение ЕНВД. Таким образом, можно сделать следующий вывод: вы должны представлять бухгалтерскую отчетность, при составлении которой следует руководствоваться пунктом 2 статьи 13 закона № 129-ФЗ.
— Я начинающий ИП, УСН 6-процентная, мне перечислили деньги по договору на расчетный счет в банке. Каким образом снять средства и как теперь я могу распоряжаться этой суммой? И еще: существуют ли ограничения по размеру снимаемой суммы, можно ли снять все деньги и потратить их в личных целях или потом придется перед кем-то отчитаться, на что я их израсходовал?
— Индивидуальный предприниматель не обязан вести бухгалтерский учет, и в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина от 31 октября 2000 г. № 94н, нет порядка отражения выплат дохода предпринимателю.
Если же бухучет все-таки ведется, то, на мой взгляд, в данном случае можно использовать счет 75 «Расчеты с учредителями». В соответствии с пояснениями к указанному счету, информация о наличии и движении всех видов расчетов с учредителями по выплате доходов обобщается на счете 75. Выплата промежуточных доходов отражается по дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль» и кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями».
Теперь о главном: индивидуальный предприниматель может использовать денежные средства с расчетного счета по своему усмотрению. Он должен выписать чек на снятие наличных денег со счета с целью «Перевод собственных средств», затем на полученную сумму оформить приходный кассовый ордер, а потом расходный кассовый ордер. Полученная сумма не связана с извлечением доходов от предпринимательской деятельности, следовательно, ее не нужно учитывать в качестве расхода и отражать в Книге учета доходов и расходов.
— Сдаю отчетность впервые. Фирма основана в августе, доходов нет, только расходы. Могу ли я в декларации по УСН учесть одни расходы? А что делать с минимальным налогом?
— На наш взгляд, можно учитывать, ведь Налоговый кодекс не требует наличия доходов, чтобы отразить произведенные траты. Но есть и другое мнение, официальное. В письме Минфина от 6 сентября 2006 г. № 03-11-04/2/186 сказано, что пока у организации нет доходов от предпринимательской деятельности, расходы учитывать нельзя, так как они якобы не направлены на получение дохода. Естественно, налоговые органы руководствуются именно этим утверждением, с которым эксперты категорически не согласны. Но решать, понятное дело, вам.
Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере одного процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса. В связи с тем, что доходов нет, отсутствует налоговая база для исчисления указанного налога.
— ИП находится на УСН (доходы минус расходы). В декабре 2007 года приобрел квартиру для офиса (есть договор купли-продажи, расписка об уплате). В сентябре 2008 года было получено свидетельство о переводе помещения в нежилое. Может ли ИП включить в расходы сумму, потраченную на приобретение квартиры, согласно подтвержденным документам, пропорционально III и IV кварталам?
— Если объекты недвижимости приобретены индивидуальными предпринимателями для осуществления предпринимательской деятельности, не связанной с их дальнейшей реализацией, то при определении налоговой базы стоимость таких объектов учитывается в составе расходов в порядке, установленном подпунктами 3 и 4 статьи 346.16 и подпунктами 2.1 и 4 статьи 346.25 Налогового кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 346.16 Налогового кодекса, в состав основных средств в целях главы 26.2 Налогового кодекса включаются основные средства, признаваемые амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 Налогового кодекса (письмо Минфина от 4 июля 2007 г. № 03-11-02/210).
— Как рассчитывать ежемесячный размер пенсионных взносов, если уже сейчас известно, что по итогам 2008 года сумма начисленной з/п по работнику превысит 280 000 рублей? Нужно производить отчисления по 8 процентам и 6 процентам в течение всего года, а по итогам года делать перерасчет?
— На сумму заработной платы начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 10 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»), причем сумма указанных страховых взносов исчисляется по ставкам, установленным подпунктом 1 пункта 2 статьи 22 закона № 167-ФЗ.
При этом в статье 22 закона № 167-ФЗ также предусмотрена регрессивная шкала ставок страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Учитывая, что в определенный момент база для начисления взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении работника превысила 280 000 рублей, организация исчисляет взнос на финансирование страховой части трудовой пенсии с заработной платы за этот период по ставке 3,1 процента и 2,4 процента. Перерасчет страховых взносов по итогам года нормативными актами не предусмотрен.
— Подскажите, если в декларации за II квартал в расходах обнаружена ошибка, обязательно ли подавать уточненную декларацию за этот период, неточность же откорректируется в декларации за 9 месяцев?!
— В соответствии с подпунктами 1 и 2 статьи 346.23 Налогового кодекса декларация, предусмотренная для упрощенной системы налогообложения, подается по итогам не только налогового, но и отчетных периодов. Поэтому когда допущена ошибка (даже если она и не привела к занижению налоговой базы), ее лучше исправить, подав уточненную декларацию.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное