На грани фола

На грани фола

15.12.2008 распечатать

Несмотря на жесткий контроль со стороны служителей правопорядка, не уменьшается число предпринимателей, готовых ради сиюминутной выгоды сыграть в рулетку с законом. За какие же провинности сегодня фирмы привлекаются к уголовной ответственности чаще всего?

В первых рядах

Как показывает статистика, первое место в рейтинге самых распространенных уголовных нарушений принадлежит уклонению от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (статья 199 УК РФ). Сколько бы послаблений ни вводили налоговики, какие бы меры ни принимали для повышения собираемости налогов, до сих пор многие предприниматели стремятся теми или иными способами упростить себе жизнь. И отнюдь не всегда представители ФНС могут поймать нарушителя, что называется, за руку, но если все же это им удается, то к злоумышленнику применяют самые суровые меры — инициируют судебное разбирательство. Что же касается возможных санкций, то они варьируются в соответствии с масштабами нарушения — от штрафов до тюремного заключения.

Вторую позицию в списке занимают связанные с мошенничеством судебные дела (статья 159 УК РФ), большая часть которых базируется на использовании фальшивых документов и печатей. В основном следователям приходится разбираться в ситуациях, когда преступная группировка отмывает деньги или совершает иные противозаконные действия, прикрываясь вывеской зарегистрированного по всем требованиям законодательства предприятия. Обычно после нескольких удачно проведенных операций такая фирма растворяется в небытие вместе с деньгами незадачливого партнера по сделке. Впрочем, сценарий не всегда одинаков — преступники могут никуда и не исчезать, а предъявить вчерашнему контрагенту невесть откуда появившийся долг. В этом случае положение усугубляется еще и тем, что согласно букве закона, не выплатившую в течение трех месяцев задолженность компанию можно объявить банкротом.

Сколь бы нелепо это не выглядело на первый взгляд, подобные случаи происходят довольно часто, причем «клиентами» злоумышленников становятся как физические лица, так и фирмы-контрагенты.

Достаточно вспомнить всевозможные пирамиды, учредители которых, сколотив достаточный по их меркам капитал, исчезали в неизвестном направлении. О такого рода мошенничествах отечественные СМИ рассказывали неоднократно, но армия обманутых вкладчиков продолжает по-прежнему пополняться за счет желающих быстро обогатиться простаков.

Подозрительная организация

В наши дни махинации с использованием фирм-однодневок уже не так распространены, как это было, скажем, лет пять назад. Однако подобные «бизнес-технологии» все еще пользуются популярностью у недобросовестных предпринимателей. Тому есть свои причины — к примеру, фирмы-однодневки удобно использовать во многих схемах по оптимизации налогов. Или же через них «отмывают» деньги. В общем, они являются вполне «достойным» прикрытием для многих неблаговидных операций. Но если подобной компанией заинтересуются налоговики, то, очевиднее всего, в скором времени она будет ликвидирована. Либо сама, либо с помощью служителей ФНС.

Учредители подобных организаций зачастую используют чужие документы, украденные или потерянные. В итоге хозяин документа может оказаться владельцем сразу нескольких фирм, не имея при этом ни малейшего понятия о собственной финансовой состоятельности. Не менее активно мошенники используют и вполне легальную возможность регистрировать компанию по адресу, не совпадающему с ее подлинным местонахождением.

Рано или поздно мошенников выводят на чистую воду. Случается, что это происходит по вине самих фирмачей. К примеру, наивно со стороны коммерсантов было бы полагать, что законники обойдут вниманием фирму, которая в течение долгих лет еле-еле сводит концы с концами или вовсе работает себе в убыток. Возникает логический вопрос — за счет чего такое предприятие существует? Как оно вообще выживает? Столь же странно выглядит ситуация, когда маленькая, дышащая на ладан туристическая фирма, на которую руководство махнуло рукой, может приносить большие доходы. Или, допустим, когда большой и прекрасно оборудованный магазин демонстрирует в отчетности отрицательные результаты экономической деятельности. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: подобные заведения существуют исключительно для легализации полученных незаконным путем средств. Их источники могут быть самыми разными, но мотив у мошенников всегда один — скорейшая легализация «грязных» денег.

Впрочем, как поясняет Геннадий Андрющенко, юрист компании «КалифЪ», созданные непосредственно для отмывания денег компании для среднестатистического обывателя никакой угрозы не представляют. «...Нельзя сказать, что с подобными организациями связываться опасно. Как правило, они ведут дела довольно аккуратно. То есть если вы клиент, то риск для вас невысок. Просто подобные фирмы созданы для других целей, и лишь во вторую очередь для работы по официально заявленному профилю».

Жертвами мошенников становятся как отдельные люди, так и целые компании.

Такой соблазн

В настоящее время полное уклонение от налогов — вовсе не самая распространенная схема налоговых махинаций. Многие бизнесмены готовы расстаться с частью доходов в пользу государства, но стараются минимизировать налоговое бремя. Одна из самых распространенных схем такой оптимизации — лжеэкспорт. Согласно действующему законодательству, за экспортируемый товар предпринимателю возвращается НДС, вот и переплавляется за границу все, что только можно (даже пустые коробки!), благодаря чему сумма НДС в декларации завышается.

Некоторые ловкачи прикрывают свое намерение уклониться от пополнения государственной казны благотворительной деятельностью. Обычно пожертвованные на благие цели суммы значительно меньше декларируемых, ноЕ всегда ведь можно пустить в ход сфабрикованные документы. Причем в большинстве случаев столь благовидно «отмазываются» от налогов далеко не бедствующие компании, доход которых зачастую исчисляется миллионами. И как в таком случае можно осуждать собственника маленького предприятия, сутками корпящего вместе со своим бухгалтером над документами, в надежде сократить порой непомерные по сравнению с доходами траты? А ведь именно дела таких коммерсантов и составляют основной «улов» служителей ФНС.

Впрочем, обычный человек слабо себе представляет, как на его судьбе отражаются налоговые махинации отдельно взятой компании — неприкрытый грабеж реальных денег вызовет у него гораздо больше эмоций. Возьмем, к примеру, незаконные сделки с недвижимостью. В реалии, на фоне прочих уголовно наказуемых нарушений закона, такие действия не особо выделяются, составляя всего 5% от общего числа совершаемых преступлений, однако для потерпевших эти махинации оборачиваются колоссальными потерями. Кто из нас не слышал рассказы о том, как владельцы выставленного на продажу жилья оказались подставными и исчезли с деньгами покупателей? Или как незадачливому покупателю продали квартиру, а у нее, как оказалось, уже имеются хозяева? Как это ни печально, но процент раскрываемости подобных преступлений крайне низок. В подобных ситуациях очень сложно найти главу группировки — арестовывают обычно единичных исполнителей, которые к тому же свято убеждены, что работают в реальной фирме на реальных людей. Зачастую привлечь их к суду невозможно.

Конечно, по сравнению с характерным для 90-х годов разгулом правонарушений сегодня ситуация значительно изменилась, но до окончательного искоренения мошенничества, несмотря на все старания правовых органов, еще далеко.

Увы, махинации — это бич экономики не только в нашей стране, но и во многих западных государствах. Перспектива легкого и быстрого обогащения способна соблазнить даже законопослушного гражданина. И далеко не каждый готов отказаться от нее в угоду моральным принципам.

Светлана Кузина

 

Привлекалась ли ваша фирма к суду?

Нет, не привлекалась — 62%
Да, привлекалась — 21%
Привлекалась, но все разрешалось без судебного вмешательства — 17%

Чисты перед законом

Итак, можно только порадоваться за те 62% компаний, которым не знакома практика судебных разбирательств. В основном, как свидетельствует статистика, чистыми перед законом остаются предприятия сферы малого и среднего бизнеса. Как налоговики, так и конкуренты предпочитают не обращать на них внимания.

«Я думаю, что судебные дела с участием малых и средних, ничем особо не выделяющихся фирм — это все же редкость, — делится своим мнением Мария Носачева, — бухгалтер из Твери. — Хотя бы потому, что само их руководство осознает, насколько непредсказуемыми могут оказаться возможные последствия, и сознательно на конфликт ни с кем не идет».

Обойдемся без суда

17% респондентов с судебной системой сталкиваться приходилось, но проблемы удавалось разрешить до начала самого процесса. Вот что говорит об этом Татьяна Шматко, бухгалтер из Москвы: «Несколько раз нам грозили судебные разбирательства по искам налоговой инспекции, но наш генеральный директор сумел разрешить разногласия, что называется, «на берегу». Все дело в отношении к проблеме — он считает, и я с ним в этом полностью согласна, что ни одно дело до суда доводить ни в коем случае нельзя. Мы приложили все усилия, чтобы этого не произошло, и вопрос был решен на месте. Безусловно, любые судебные разбирательства негативно отражаются на имидже компании. К тому же это, опять-таки, излишние финансовые траты и нервное напряжение. Все это мешает нормальной работе фирмы. А внимание следует концентрировать именно на работе, а не на дрязгах».

Разумеется, в идеале подобных ситуаций быть не должно. Жаль, что это не всегда возможно.

Не приговор

21% опрошенных респондентов практика судебных разбирательств знакома не понаслышке. А многие из них к юридической ответственности привлекались даже не единожды. Причем речь в данном случае идет не только о крупных компаниях.

Ситуацию комментирует Анастасия Богданова, бухгалтер из Москвы: «У нас небольшая рекламная фирма, которая существует семь лет. За этот период мы уже дважды судились с налоговой инспекцией, но, что примечательно, в обоих случаях судьи выносили решения в нашу пользу. Бывало и хуже — однажды нашу компанию решили обанкротить конкуренты, которые находились с нами буквально на одной улице. В итоге через полгода после разбирательства они закрылись сами. Так что судами нас не запугать. Мое мнение таково — если фирме нечего скрывать, то и бояться тоже нечего. А все разговоры о предвзятости судей мне кажутся досужими вымыслами. Или это нам просто повезло?»

Может быть, и повезло, ведь, как показывает практика, отнюдь не всегда проигравшей оказывается виновная сторона — правила игры под названием «бизнес», увы, не всегда честны... Однако, повестка в суд — это еще не приговор. Бороться за свои права стоит в любом случае.

В опросе приняли участие 138 человек. Среди них были наши подписчики из разных регионов, а также посетители сайтов www.buhgalteria.ru и www.klerk.ru.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.