Платежка для бюджета

Платежка для бюджета

09.12.2008

Заполнение платежки в бюджет порой может напоминать изучение китайской грамоты. Сплошная кодировка и отсутствие должной информации зачастую становятся причиной ошибок. Попробуем разобраться в том, как надо правильно заполнять платежное поручение.

Основная форма проведения расчетов между субъектами предпринимательства — безналичная. Обязательство по ее применению закреплено в пункте 2 статьи 861 Гражданского кодекса. В нем сказано, что расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Порядок расчетов в валюте Российской Федерации регулируется Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утв. 3 октября 2002 г. № 2-П (далее — Положение ЦБ РФ). При перечислении денежных средств чаще всего используются платежные поручения.

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке (п. 3.1 Положения ЦБ РФ). Составляется данный документ по форме № 0401060, а порядок расчетов таким образом регулируется главой 3 Положения ЦБ РФ.

Для осуществления платежей в бюджет необходимо четко знать особенности заполнения платежных документов. Они установлены приказом Минфина России от 24 ноября 2004 г. № 106н (далее — Приказ). Именно расхождения с нормами этого документа при заполнении платежных документов чаще всего становятся причиной неправильного зачисления уплаченных налогов и как следствие пеней, требования об уплате и еще массы других неприятных последствий. Статью о самых распространенных ошибках в платежных поручениях и их последствиях читайте в статье «Платежи в казну — поле для ошибок».

Для удобства восприятия информации поля платежного поручения пронумерованы (см. пример в формате PDF). Поля для идентификации плательщика и получателя имеют следующее обозначение: поле «ИНН» плательщика (60), «КПП» плательщика (102), «Плательщик» (8), «ИНН» получателя (61), «КПП» получателя (103), «Получатель» (16). Заполнение этих полей, как правило, не вызывает затруднения у налогоплательщиков, а ошибки в них чаще всего носят технический характер или возникают вследствие опечатки. Как правило, необходимая информация имеется в регистрационных документах отправителя средств, а информацию о получателе можно узнать в своем налоговом органе. Остановимся на тех полях, которые могут вызывать затруднение в заполнении.

Обязательным к заполнению является поле 101, оно несет в себе информацию о статусе налогоплательщика. Чаще всего применяется статус 01 — налогоплательщик (плательщик сборов) — юридическое лицо. Подробнее об используемых статусах см. таблицу 1.

Таблица 1. Статус налогоплательщика
01налогоплательщик (плательщик сборов) — юридическое лицо
02налоговый агент
03сборщик налогов и сборов
04налоговый агент
05служба судебных приставов Министерства юстиции
06участник внешнеэкономической деятельности
07таможенный орган
08плательщик иных обязательных платежей, осуществляющий перечисления платежей на счета по учету доходов и средств бюджетов всех уровней бюджетной системы России
09индивидуальный предприниматель
10налогоплательщик (плательщик сборов) — частный нотариус
11налогоплательщик (плательщик сборов) — адвокат, учредивший адвокатский кабинет
12налогоплательщик (плательщик сборов) — глава крестьянского (фермерского) хозяйства
13налогоплательщик (плательщик сборов) — иное физическое лицо — клиент банка (владелец счета)
14налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам (подп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ)
15кредитная организация, оформившая расчетный документ на общую сумму на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, уплачиваемых физическими лицами без открытия банковского счета

Особое внимание следует уделять заполнению полей идентификации платежа (104–110).

Поле 104 «Код бюджетной классификации» (КБК) заполняется в соответствии с классификацией доходов бюджетов РФ. Данный классификатор единый для всей территории России, и ознакомиться с ним можно на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru. При этом следует учитывать, что скорость изменения законодательства, как правило, превышает скорость обновления информации на сайте. Поэтому, когда имеются сомнения, необходимо разрешить их в налоговом органе по месту регистрации.

Поле 105 «Код ОКАТО» зависит от того, на территории какого муниципального образования мобилизуются денежные средства от уплаты налога (сбора). Он тесно взаимосвязан с местоположением плательщика налогов.

Поле 106 «Основание платежа» позволяет идентифицировать платеж по его целевой направленности — либо он производится за текущий год, либо задолженность погашается по требованию налогового органа или по другому основанию. Используемые показатели основания платежа приведены в таблице 2.

Таблица 2. Основание платежа
ПоказательЗначение
ТППлатежи текущего года
ЗДДобровольное погашение задолженности по истекшим налоговым периодам при отсутствии требования об уплате налога/сбора от налогового органа
ТРПогашение задолженности по требованию об уплате налога/сбора от налогового органа
РСПогашение рассроченной задолженности
ОТПогашение отсроченной задолженности
РТПогашение реструктурируемой задолженности
ВУПогашение отсроченной задолженности в связи с введением внешнего управления
ПРПогашение задолженности, приостановленной к взысканию
АППогашение задолженности по акту проверки
АРПогашение задолженности по исполнительному документу

Если налогоплательщик не заполнит данное поле (поставит в графе «0»), это даст повод налоговикам самостоятельно определить основание платежа, руководствуясь действующим законодательством.

Поле 107 — десятизначное, определяющее периодичность уплаты налога или конкретную дату уплаты — «число.месяц.год». Кодировка имеет значения, приведенные в таблице 3.

Таблица 3. Обозначения показателя налогового периода
НаименованиеЗначение показателяУсловное обозначение
ЧислоОпределяют периодичность показателя налогового периода«МС» — месячные платежи;
«КВ» — квартальные платежи;
«ПЛ» — полугодовые платежи;
«ГД» — годовые платежи
МесяцОпределяют:
– для месячных платежей —
номер месяца текущего отчетного года;
– для квартальных платежей —
номер квартала;
– для полугодовых — номер полугодия

Месяц — от 0 до 12

Квартал — от 01 до 04

Полугодие — от 01 до 02
ГодГод, за который производится платежУказывается полностью

Если уплата налога производится один раз в год, в показателе «месяц» указывается «00». Если по годовому платежу налога установлено более одного срока уплаты и даты уплаты налога установлены конкретно, то они указываются в показателе налогового периода. Примеры заполнения поля 107:
«МС.09.2008», «КВ.03.2008», «ПЛ.02.2008», «ГД.00.2008».

Поле 108 заполняется, если платеж производится на основании конкретного документа (см. таблицу 4).

Таблица 4. Документы, на основании которых заполняется поле 108

п/п
Условное обозначениеНаименование документа, номер которого указывается в поле 108
1ТРТребование налогового органа об уплате налогов (сборов)
2РСРешение о рассрочке
3ОТРешение об отсрочке
4РТРешение о реструктуризации
5ПРРешение о приостановлении взыскания
6ВУДело или материал, рассмотренный арбитражным судом
7АПАкт проверки
8АРИсполнительный документ и возбужденное на основании его исполнительное производство

При этом если в поле 108 указываются показатели пунктов 1–6 таблицы, то в поле 107 проставляется конкретная дата, взаимосвязанная с показателем основания платежа. Когда используется показатель «АП» или «АР», в поле показателя налогового периода проставляется «0».

Поле 109 обозначает показатель даты документа и заполняется в формате «дд.мм.гггг», например: «01.09.2008». При уплате текущего платежа («ТП») в нем указывается дата подписи декларации, на основании которой он осуществляется.

При добровольном погашении задолженности без выставления требований («ЗД») показатель принимает значение «0». Напротив, при погашении задолженности по выставленному требованию («ТР») в поле проставляется дата требования. Имеется также взаимосвязь поля 109 с полем 108 (указание дат документов п. 2–8 таблицы 4).

Поле 110 является показателем типа платежа (см. таблицу 5).

Таблица 5. Показатель типа платежа

п/п
Показатель поля 110Значение
1НСУплата налога или сбора
2ПЛУплата платежа
3ГПУплата пошлины
4ВЗУплата взноса
5АВУплата аванса или предоплата (в том числе декадные платежи)
6ПЕУплата пеней
7ПЦУплата процентов
8САНалоговые санкции
9АШАдминистративные штрафы
10ИШИные штрафы, установленные соответствующим законодательством или иными нормативными актами

Если налогоплательщик не заполнит поле 110 (значение «0»), то налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно отнесут его к соответствующему типу платежа.

Поле 24 предназначено для указания дополнительной информации, которая будет полезна при идентификации платежа.

Помимо всего прочего стоит обратить внимание на то, что в поле 21 «Очередность платежа» необходимо указать очередность платежа «4». Именно в такой очередности производится списание денежных средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды (налоги, штрафы, пени, госпошлины). Такая очередность установлена статьей 855 Гражданского кодекса.

В целях уменьшения ошибок при осуществлении платежей в бюджет есть возможность проверить правильность заполнения платежного поручения по уплате налогов (сборов) на сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «ONLINE-СЕРВИСЫ».

Образец платежного поручения по перечислению авансового платежа по налогу на прибыль за сентябрь 2008 года см. в примере в формате PDF.

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное