Рискованная «наружка»

Рискованная «наружка»

08.12.2008

Наружная реклама, размещаемая, например, на зданиях — один из наиболее эффективных способов привлечь внимание потенциального клиента. Но с ее оформлением организации придется повозиться: соблюсти технический регламент, получить разрешение на установку, да еще и гражданский договор правильно заключить. Обязательных операций много, а рисков при этом возникает и того больше. О том, как их можно снизить, рассказала Наталья Фиш, юрист-эксперт по налоговой практике ООО «КПЦ «Юрконсул».

Во главе угла

Сегодня едва ли не с каждого городского объекта на нас взирают модели с ослепительными улыбками, техника с умопомрачительным дизайном и продукты с заманчивыми ценами. За каждым из таких плакатов и растяжек скрывается кропотливая работа юристов и бухгалтеров компаний-рекламистов, ведь чтобы донести до потребителя эту красоту, им пришлось преодолеть множество законодательных барьеров. Рассмотрим подробно, что же таится за ярким фасадом наружной рекламы.

Итак, после того, как все маркетинговые и финансовые планы продуманы, перед компанией, размещающей рекламу на городском объекте, встает целый комплекс правовых вопросов, и первый из них таков: требуется ли заключать договор с собственником объекта?

Как показывает арбитражная практика, обойтись без соглашения не удастся. Если компания размещает свою рекламу без него, то владелец может обратиться в суд с иском о взыскании с фирмы необоснованного обогащения (ст. 1102 ГК РФ). Если здание находится в собственности субъекта РФ — например, города Москвы — то судебное разбирательство может быть инициировано Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы. Служители Фемиды удовлетворят такое требование, если будет доказано, что ответчик разместил рекламу на городском объекте недвижимого имущества без установленных законом или договором оснований и благодаря этому получил необоснованное обогащение (Определение ВАС РФ от 6 мая 2008 г. № 5493/08). На тех же основаниях удовлетворяется и иск собственника здания об устранении нарушенного права путем демонтажа рекламной конструкции (Постановление ФАС Поволжского округа от 5 июля 2007 г. по делу № А65-20897/2006-СГ3-28/13).

Вопрос о том, надо ли заключать отдельный договор для размещения рекламы, или можно ограничиться, скажем, договором аренды (субаренды) части здания для размещения в нем офисных помещений, по-прежнему остается открытым. Допустимо ли размещать рекламу на крыше или стене здания, расширив предмет договора аренды, — например, указав, что арендатору передается во временное пользование часть здания, включая внешнюю стену арендуемых помещений? Судя по мнению ВАС РФ, такие отношения договором аренды оформить не получится (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66).

В то же время Федеральный арбитражный суд в Постановлении от 6 ноября 2007 г. (№ А19-5732/07-7-Ф02-8215/07 по делу № А19-5732/07-7) указал, что стена, являющаяся конструктивным элементом здания, передана в пользование истца для размещения на ней рекламной продукции не отдельно от самого объекта недвижимости, а непосредственно с ним, и это не противоречит положениям главы 34 ГК РФ. На данном основании суд удовлетворил требования арендатора о снятии рекламы, размещенной арендодателем, со стены арендованной части здания. Данное решение арбитров позволяет предположить, что при аренде части здания право на временное владение распространяется и на наружную стену объекта.

Рассмотренные примеры показывают, что позиция служителей Фемиды по этому вопросу сложилась неоднозначная, поэтому если компания хочет уменьшить риск возникновения спорных ситуаций, то без отдельного договора ей не обойтись. Для того чтобы определить суть заключаемого соглашения, необходимо разобраться в основных понятиях.

Так, рекламной конструкцией признается любое техническое средство стабильного территориального размещения, монтируемое и расположенное на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий. То есть независимо от того, размещается ли на стене «перетяжка» или на крыше монтируется щит, — все это является рекламной конструкцией. Для ее установки необходимо получить разрешение у органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа. Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента (Федерального закона «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ, далее Закон «О рекламе»).

Основанием для размещения рекламы в любом случае является договор. Если собственник здания сам получил разрешение на установку рекламной конструкции, установил ее и объявил себя ее хозяином, то реклама заказчика размещается на основании договора об оказании рекламных услуг. Согласно ему владелец подобного объекта оказывает рекламодателю услуги по размещению рекламы на конструкции, расположенной на крыше или стене здания. Если же указанная конструкция на строении отсутствует, то рекламодатель может установить ее самостоятельно, предварительно заключив с собственником здания или управомоченным им лицом соглашение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и получив разрешение органов местного самоуправления. Если заказчик размещает собственную рекламу, то оформлять другие договоры ему не нужно. А вот передать созданное рекламное место третьим лицам он может только на основании договора об оказании рекламных услуг.

важно

Соглашение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на пять лет. Исключением является договор на размещение временной рекламной конструкции, срок действия которого не может быть более двенадцати месяцев.

Рекомендации против рисков

Обязанности сторон соглашения обусловлены его предметом. По договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции собственник здания обязан предоставить заказчику возможность установить и эксплуатировать рекламную конструкцию. Таким образом, после монтажа заказчик обретает статус владельца подобного объекта. В договоре необходимо указать условие, согласно которому собственник рекламной конструкции несет ответственность за то, что она установлена в соответствии с законодательством: на ее монтаж получено разрешение, а сама конструкция соответствует требованиям технического регламента.

По договору об оказании рекламных услуг собственник рекламной конструкции обязан оказать эти услуги с соблюдением надлежащего качества, а рекламодатель, в свою очередь, их оплатить. В соглашении также желательно указать, что владелец рекламной конструкции одновременно является собственником здания, на котором она размещена, или у него есть соответствующий договор с владельцем постройки. Дело в том, что в случае самовольной установки рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых она установлена (ст. 19 Закона «О рекламе»).

Стоит учитывать риск того, что уже выданное разрешение на размещение конструкции может быть аннулировано или признано недействительным. Тогда ее владелец либо собственник соответствующего недвижимого имущества, к которому она присоединена, обязан удалить размещенную на ней информацию в течение трех дней и осуществить ее демонтаж в течение месяца. Поэтому в договоре на оказание рекламных услуг стоит указать, что при возникновении подобных обстоятельств рекламодателю будет возвращен перечисленный аванс, уплачен фиксированный штраф и возмещены убытки.

Рассмотренные соглашения предполагают ответственность рекламодателя и за соответствие содержания рекламы законодательству РФ, и за претензии третьих лиц, связанные с нарушением их прав. Так что при оформлении сделки рекомендуется возложить на собственника здания и владельца конструкции ответственность за претензии третьих лиц, которые сочтут, что в связи с установкой рекламной конструкции их права были нарушены.

Реклама под ударом

По данным исследования Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) в первом полугодии 2008 года объем рынка наружной рекламы составил 22 млрд. руб. с учетом НДС, причем темпы роста по сравнению с прошлым годом снизились. Основная причина — сокращение числа рекламных носителей, главным образом под давлением властей.

Налоговые перекрестки

В некоторых регионах услуги по размещению наружной рекламы являются объектом обложения единым налогом на вмененный доход (ст. 346.26 НК РФ). Налогом на добавленную стоимость услуги по размещению наружной рекламы не облагаются.

Заключая соглашение на оказание подобных услуг, рекламодатель в полном объеме включает затраты по договору в расходы, учитываемые при расчете налога на прибыль, если они являются экономически обоснованными и документально подтвержденными (ст. 252 НК РФ). Данные издержки относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ). Документальным подтверждением фактически произведенных затрат являются: договор на оказание рекламных услуг, ежемесячный (ежеквартальный) акт об оказанных услугах, платежные поручения и выписки с расчетного счета рекламодателя, свидетельствующие о своевременной оплате.

В том случае, если рекламодатель заключает с собственником здания договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, то реализация по нему не является объектом обложения ЕНВД. Налоговая нагрузка рекламодателя будет зависеть от того, какую систему налогообложения применяет собственник здания. Если он «упрощенец», то при расчете налога на прибыль рекламодатель может включить затраты в полном объеме. Если же собственник здания применяет общий режим налогообложения, то рекламодателю в обычном порядке будет предоставлен вычет по НДС (ст. 171 НК РФ) — на основании договора и счетов-фактур. Так как налоговые органы в подобных случаях требуют акт, подтверждающий фактическое исполнение соглашения сторонами, то можно предложить участникам сделки оформить такую бумагу, отразив в ней факт установки рекламной конструкции. Это позволит обеспечить и гражданско-правовые интересы рекламодателя, так как собственник здания не сможет в последующем ссылаться на то, что не был уведомлен о факте установки рекламной конструкции, ее габаритах и т. д. Правда, если участники сделки будут составлять акт об эксплуатации рекламной конструкции ежемесячно (ежеквартально), то налоговые инспекторы могут усмотреть основание для переквалификации договора в соглашение на оказание рекламных услуг и начислить ЕНВД. Взыскивать налог, пени и штраф контролеры в этом случае будут в судебном порядке (ст. 45 НК РФ). Поэтому составлять акты за каждый отчетный период не стоит — это поможет избежать лишних проблем.

Наталья Фиш

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное