Фриланс как альтернатива офисной жизни

Фриланс как альтернатива офисной жизни

05.12.2008

Мало кто из нас получает наслаждение от постоянного присутствия в офисе: однообразная работа, небольшие помещения, отсутствие свежего воздуха. В такой ситуации многие задумываются об удаленной работе. Но прежде чем перейти от размышлений к действию, взвесьте все за и против: фриланс таит в себе немало сложностей, к которым нужно быть готовым.

Идеальная работа

На дворе давно уже XXI век, который принес с собой много нового. Все больше людей делают свой выбор в пользу «офисной» работы. Многие думают, что это и легче, и безопаснее, чем трудиться, к примеру, на каком-нибудь заводе. Однако последние исследования показали, что вредных факторов, воздействующих на работников в душных кабинетах, более чем достаточно.

Вряд ли кто-то поспорит, что работа за компьютером — не самое полезное занятие. Негативное влияние на здоровье в данном случае оказывается постоянно. И, естественно, это не заметно сразу. Ухудшение зрения, а порой даже и головные боли, появляются спустя какое-то время и в зависимости от усталости только усиливаются. Добавьте к этому душный кабинет, отсутствие кондиционеров, иногда даже окон, не всегда здоровую атмосферу в коллективе — и вот вам типичная офисная жизнь. Выходом часто является смена работы. Но есть и те, кто предпочитает кардинально изменить свою деятельность: уйти во фриланс, что означает — трудиться вне постоянного места работы. Такие люди сами ищут себе работодателя и предлагают свои услуги, в основном посредством сети интернет. Для фрилансеров обычное дело жить в одном городе, а продавать накопленные знания и опыт — в другом.

Сложно не согласиться с тем, что это довольно удобно — не связывать себя офисной дисциплиной. Нет постоянного давления начальства, опасности быть уволенным. По сути, при таком способе работы ты сам себе хозяин. Главная задача — укладываться в сроки сдачи заказа.

В основном удаленную работу предпочитают люди следующих профессий: дизайнеры, программисты, верстальщики, переводчики, журналисты, копирайтеры и другие. На качестве их работы никак не сказывается то, что они делают свое дело, сидя дома на диване. Подчас они даже лучше справляются с поставленными задачами, когда за ними не следит бдительное око начальства.

В стороне от нового способа работы не осталась и бухгалтерия. Сайты, где размещаются резюме и списки свободных вакансий, так и пестрят объявлениями «бухгалтер ищет работу на дому», «работа по совместительству (главный бухгалтер)» и т. д. В основном это еще довольно молодые женщины с маленькими детьми, у которых просто нет возможности работать полный день, рассказывает Ирина Широкова:

— Я вынуждена была бросить работу, когда родила ребенка. Потому что оставить его было не с кем. Бабушки и дедушки все живут в другом городе, а чтобы устроить сына в садик, нужно либо выстоять огромную очередь, либо дать денег, которых у нас с мужем нет. Вот так и родилась идея удаленной работы.

Подготовительный этап

Отношение к фрилансерам в современном обществе неоднозначное. С одной стороны, потенциальный работодатель смотрит на них с подозрением: многие полагают, что человек, не оформленный в штат, вряд ли отличается гиперответственностью. С другой стороны — фрилансер экономически гораздо выгоднее рядового сотрудника: ему не нужно ежемесячно платить оклад и отчислять с него налоги. К тому же вольному работнику нет надобности оборудовать рабочее место: всем необходимым (компьютер, факс, принтер и т. д.) он, как правило, располагает. Правда, бухгалтерам, желающим работать удаленно, наличия офисной техники будет явно недостаточно. В первую очередь им важно обладать серьезным багажом опыта и знаний. Лучше в разных областях учета — так бухгалтер сможет работать с большим количеством компаний, нежели если будет узким специалистом в каком-то одном направлении. Для расширения кругозора существуют различные курсы повышения квалификации и семинары.

Многие бухгалтеры, успешно зарабатывающие «в свободном полете», советуют не торопиться увольняться из своей компании. Начинать свой путь во фрилансе лучше с небольшой подработки, в свободное от основных обязанностей время. Это, во-первых, покажет, насколько вы способны вести несколько отчетностей одновременно. А во-вторых, вам будет куда отступать, если вы поймете, что такая жизнь не для вас.

Еще одной серьезной проблемой станет подбор клиентов. Поначалу их, конечно же, будет немного, и придется самому побегать в поисках работодателя. Но со временем, заработав себе имя и хорошую репутацию, фрилансер сможет не беспокоиться о хлебе насущном. Довольные клиенты расскажут о его профессионализме своим знакомым, и это станет лучшей рекламой. Как говорится, слухами земля полнится, и однажды успешный фрилансер будет выбирать из поступивших предложений самые выгодные, а не хвататься за все подряд, лишь бы заработать на жизнь.

Минусы фриланса
  • У фрилансера нет стабильного дохода, потому что нет оклада. Количество заработанных денег зависит только от него самого.
  • Отсутствует социальный пакет.
  • Если вы не зарегистрированы как индивидуальный предприниматель, с точки зрения налоговой деятельность фрилансера не всегда законна.
  • Рабочая нагрузка распределяется неравномерно. То приходится в кратчайшие сроки выполнять множество дел, то сидеть, сложа руки.
  • Фрилансер — как маленькая фирма. С той лишь разницей, что всем приходится заниматься одному человеку.
Плюсы фриланса
  •  Не требуется постоянное присутствие в офисе. Деньги фрилансер получает за выполненную работу.
  • Когда работать — «удаленный» сотрудник решает сам. Если ему удобно — он делает это ночью.
  • Фрилансер экономит время на дороге: ему не нужно ежедневно ездить в офис.
  • Он сам себе начальник.
  • Фрилансер может отказаться от нежелательного заказа, в то время как офисный работник обязан выполнять все поручения начальства.
  • Портфолио фрилансера пополняется обычно быстрее, чем у офисного работника.
  • Для многих это может стать первым шагом к созданию собственного бизнеса.
Неоспоримая выгода

Допустим, бухгалтер-фрилансер ведет учет нескольких фирм. Для него с экономической точки зрения это гораздо выгоднее, чем заниматься делами одной компании. Две организации — две зарплаты. Но и ровно в два раза больше обязанностей, которые требуют определенных временных затрат. В принципе, если фирмы, с которыми сотрудничает такой бухгалтер, невелики по размеру, то возможность выполнить работу качественно и в одном, и в другом месте есть. Хотя тут, конечно, все зависит, прежде всего, от степени компетентности работника.

Как все успевать и нигде не совершить промаха, рассказывает профессиональный бухгалтер-фрилансер со стажем Алексей Бабиков:

— Я с самого начала четко оговариваю с заказчиком, что и в какие сроки я должен выполнить. Если мы говорим о составлении нулевого отчета — это одни временные затраты и одна цена. А если это ведение фирмы на протяжении всего отчетного периода — условия совсем другие. Так что мое главное правило — очерчивать границы моей работы. Когда я знаю дату сдачи и объем работы, мне легче распланировать свое время и все успеть.

Просчитываем риски

Выгода фрилансера, ведущего несколько компаний, неоспорима. А вот работодателю, нанимающего такого сотрудника, решиться на это не так просто. Ведь, по сути, руководитель не может быть уверен на все сто, что работа будет выполнена в срок и в надлежащем качестве. К тому же, если говорить о привлечении стороннего бухгалтера, опасным является и доступ к финансовой информации фирмы, коммерческой тайне. И недобросовестный работник вполне может предать огласке некоторые конфиденциальные сведения. Или, наделав ошибок в отчете, сбежать. Зачастую работодателям приходится уповать на честность нанятого им сотрудника. Уверенность в правильном выборе могут придать рекомендации от других заказчиков или хороший послужной список. Однако помимо надежды на то, что такой выбор не является ошибочным, работодатель может обезопасить себя, заключив с фрилансером соответствующий договор, где будут четко прописаны права и обязанности сторон, а также порядок и размер денежных выплат. Работодателя это убережет от невыполнения работником своих обязанностей. А фрилансер с помощью такого договора сможет получить причитающийся гонорар. Если вдруг фирма, которой он оказывает услуги, не захочет платить, этот документ станет гарантом выполнения компанией взятых на себя обязательств.

Честность — главный фактор в отношениях между «удаленным» работником и заказчиком. Без открытости с той и другой стороны невозможно плодотворное сотрудничество. В любом случае, «черные списки» недобросовестных работодателей и неблагонадежных исполнителей существуют в интернете. Их легко найти через любой поисковик. А что может быть хуже для бизнесмена (фрилансеров тоже можно включить в эту категорию), чем негативное мнение, высказанное публично?

Не важно кто вы — соискатель или работодатель: в любом случае, если вы поступаете нечестно по отношению к противоположной стороне трудовых отношений, вас ждет расплата. Рано или поздно слух о том, что вы не выполняете свои обязательства, станет достоянием общественности. И после этого с вами навряд ли захотят сотрудничать.

Коворкинг-движение

Последнее ноу-хау в работе фрилансеров — это объединение под общей крышей. Такая форма организации работы носит название коворкинг (от английского «co-working» — совместно работающие). Суть этого странно звучащего для русского уха слова довольно проста: люди, которые зарабатывают деньги фрилансом, собираются в небольшие группы и совместно снимают помещение. Это примерный аналог «офисной работы», только с существенным преимуществом — у труженников нет строго определенного графика. «Коллеги» могут приходить в коворкинг-центры, когда им вздумается, и сидеть сколько угодно. Хоть на полчаса забегать, хоть оставаться там на целые сутки. Тем более что все условия созданы — в уже функционирующих центрах в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге есть кухни, а также специальные места для отдыха с мягкими диванами и телевизорами.

История коворкинг-движения началась в 2005 году, когда молодой американский программист Брэд Ньюберг серьезно задумался о том, как совместить на работе отсутствие начальства и наличие коллег. По его замыслу, группа людей должна снимать общее помещение, при этом оставаясь независимыми друг от друга. При такой организации работы можно не испытывать недостатка в общении, делиться опытом, помогать друг другу, но не быть привязанным офисной дисциплиной к рабочему месту.

Чтобы воплотить в жизнь свою идею, Ньюберг арендовал большое помещение в офисном здании и предложил таким же, как он сам, творческим людям использовать его для работы. Общий офис оснастили всей необходимой техникой — телефонами, принтерами, сканерами, факсами, свободным доступом в интернет и прочими атрибутами. Каждый месяц с «постояльцев» взимается определенная плата, размер которой зависит от того, закреплено ли за человеком рабочее место или же он использует стол или диван, которые в данный момент свободны.

Эта инициатива так пришлась всем по вкусу, что породила целое движение, которое за три года охватило весь мир. В России помимо коворкинг-центра «New Level» в Санкт-Петербурге (открыт с 31 мая 2008 года) и «Башни» в Екатеринбурге (работает с 19 апреля 2008 года), скоро откроется «Московоркинг» в Москве.

Екатерина Тюрина

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное