Как не проиграть на «азартном» бизнесе

Как не проиграть на «азартном» бизнесе

12.11.2008

Объекты обложения налогом на игорный бизнес — в частности, игровые автоматы — можно встретить, что называется, на каждом углу. И неудивительно, ведь «азартный» бизнес может быть крайне выгоден для его владельца. Однако риск совершить ошибку при его организации столь же велик, как и вероятные доходы от установки игорных объектов. Потери же, как минимум, исчисляются четырехзначными суммами.

Постановка на учет «игрового» объекта

Осуществляя предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, организации и индивидуальные предприниматели должны рассчитаться с региональным бюджетом. Причем чтобы приобрести обязанности по уплате налога на игорный бизнес, достаточно обзавестись игровым столом или игровым автоматом, открыть кассу тотализатора или букмекерской конторы. Ведь именно эти игорные «единицы» признаются объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 366 Налогового кодекса.

Каждый из перечисленных объектов подлежит регистрации в налоговом органе по месту его установки (п. 2 ст. 366 НК). На данную процедуру законодательством отводится четко лимитированный срок: поставить на учет «игровой» объект необходимо не позднее, чем за два дня до даты его установки. Причем регистрировать в инспекции придется любое изменение количества объектов и также в двухдневный срок.

Для того чтобы считаться зарегистрированным в налоговой по месту нахождения «игрового» объекта, в инспекцию необходимо подать заявление о его регистрации, форма которого установлена приказом Министерства финансов от 24 января 2005 г. № 8н. При этом согласно пункту 2 Порядка постановки на учет налогоплательщиков налога на игорный бизнес, утвержденного приказом Минфина от 8 апреля 2005 г. № 55н, фирмы и предприниматели, которые не состоят на учете в инспекциях по местонахождению устанавливаемого игорного объекта, помимо указанного заявления должны представить ряд свидетельств, а вернее, их копии.

Так, если речь идет об организации, то среди представляемых бумаг должны оказаться:

  • свидетельство о государственной регистрации юрлица или свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, по формам № Р51001 или № Р57001 соответственно, утвержденным постановлением Правительства от 19 июня 2002 г. № 439;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения юрлица по форме № 09-1-2, установленной приказом Министерства по налогам и сборам от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то представляемый или комплект документов (помимо заявления) должен включать:

  • данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность физлица, и документа, подтверждающего адрес его проживания (в случае, если удостоверяющая личность физического лица бумага не содержит сведений о таком адресе);
  • свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или свидетельство о внесении в ЕГРИП, по формам № Р61001 или № Р67001 соответственно, утвержденным постановлением Правительства от 19 июня 2002 г. № 439;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства по форме № 09-2-2, утвержденной приказом МНС от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178.

внимание

Осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр регулируется нормами закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ. Несоблюдение указанных в нем требований к игорным заведениям чревато прекращением их деятельности.

Момент регистрации

Согласно пункту 4 статьи 366 Налогового кодекса, объект обложения налогом на игорный бизнес считается зарегистрированным с даты представления в инспекцию заявления о его регистрации. В том случае, если плательщиком налога будет нарушен установленный порядок регистрации игровых столов, автоматов, касс тотализатора или букмекерской конторы, то он должен будет понести наказание на основании статьи 129.1 Налогового кодекса. В качестве такового данной законодательной нормой предусмотрен штраф в трехкратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта обложения. Те же деяния, совершенные более одного раза, влекут взыскание штрафа в шестикратном размере ставки налога на игорный бизнес.

Законом г. Москвы от 22 октября 2003 г. № 62 и законом Московской области от 2 октября 2003 г. № 115/2003-ОЗ налоговые ставки в столице и Московской области устанавливаются в зависимости от объекта обложения в следующих размерах:

  • за один игровой стол — 125 000 рублей в месяц;
  • за один игровой автомат — 7500 рублей в месяц;
  • за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы — 125 000 рублей в месяц.

С учетом действующих налоговых ставок, можно сказать, что сумма указанных штрафных санкций крайне высока. Именно поэтому столь важно решить вопрос о своевременности подачи заявления на регистрацию, ведь затягивание данного мероприятия может быть квалифицировано как деятельность с использованием незарегистрированных объектов.

Заявление о регистрации игорных объектов может быть представлено в инспекцию как лично (самим налогоплательщиком или его представителем), так и в виде почтового отправления с описью вложения (п. 5 ст. 366 НК). И если первый способ никаких затруднений не вызывает, то со вторым дело обстоит диаметрально противоположным образом.

Дело в том, что, отправляя заявление почтой, предсказать, когда именно оно окажется в налоговой, практически невозможно. Вместе с тем, вопрос о признании даты подачи заявления в инспекцию в виде почтового отправления законодательно не урегулирован. Вот и получается, что даже заблаговременно позаботившись о регистрации игрового объекта, налогоплательщик может запросто оказаться нарушителем и подпасть под штрафные санкции.

Ликвидировать пробелы кодекса неоднократно пытался Минфин. Причем с течением времени его мнение менялось. Так, прежде финансисты указывали, что числом представления в инспекцию заявления о регистрации объекта обложения по налогу на игорный бизнес в виде почтового отправления считается шестой день начиная с даты его отправки (письмо Минфина от 7 июля 2006 г. № 03-06-05-02/06). В недавних же разъяснениях финансовый департамент продемонстрировал иную точку зрения.

Так, в письме от 9 июля 2008 г. № 03-05-04-05/03 Минфин посчитал целесообразным при решении данного вопроса принимать во внимание положения статьи 80 Налогового кодекса и сложившуюся судебно-арбитражную практику (в частности, постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А19-3072/07-15-Ф02-5730/07, Поволжского округа от 24 января 2008 г. № А57-5534/07-45 и другие). Таким образом, финансисты фактически указали, что в качестве даты представления заявления о регистрации объекта «игорного» налогообложения в виде почтового отправления с описью вложения следует считать день его отправки.

Кроме того, в том же письме Минфин сообщил, что Советом Федерации подготовлен и представлен на заключение в Правительство проект Закона «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, в статью 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации». В частности, данным проектом предусматривается порядок определения и даты представления заявления о регистрации объекта налогообложения (как дата отправки почтового отправления), и даты получения такого заявления инспекторами. Мало того, на указанный проект уже положительно отреагировали Минфин, Министерство экономического развития и Министерство юстиции. Свое одобрение министры выразили направлением в Правительство проекта положительного заключения по данному Закону.

Из всего этого можно сделать вывод, что дата отправки по почте заявления о регистрации уже фактически определена как число его подачи в инспекцию. Вступление в силу соответствующего правила — всего лишь вопрос времени. Тем более, Минфин позаботился о том, чтобы до принятия указанного Закона налогоплательщики могли чувствовать себя спокойно, считая датой подачи заявления день его отправки по почте, не беспокоясь о возможности наложения на них несправедливых и крайне высоких штрафов.

Оптимальный срок установки

Уплата налога на игорный бизнес, согласно статье 371 Кодекса, должна производиться не позднее срока, установленного для подачи декларации за соответствующий налоговый период, а именно — 20-го числа следующего за расчетным месяца. В свою очередь, налоговым периодом признается календарный месяц (ст. 368 НК).

При этом порядок уплаты налога на игорный бизнес разнится в зависимости от даты установки «азартного» объекта. Так, если данное событие произошло до 15-го числа текущего месяца, то размер налога определяется как произведение общего количества соответствующих игровых автоматов, столов, касс букмекерских контор и тотализаторов (включая установленный) и ставки налога, определенной для каждого из этих объектов. Если же «игровой» объект установили во второй половине месяца (то есть после 15-го числа), то исчисление подлежащих уплате в региональный бюджет средств следует производить аналогично, но принимая в расчет не полную ставку налога, а ее половину.

Вот и получается, что при установке объекта, например, 16 августа, сумма налога на игорный бизнес, подлежащая перечислению в бюджет в сентябре, будет в два раза меньше, чем если бы его установили 14 августа. Логично, что если установка

того же игрового стола приходится на середину месяца, то не принимать во внимание действующие нормы законодательства и отказываться от возможности варьировать в соответствии с ними дату начала работы этого объекта может оказаться крайне невыгодным.

М. Лоскутова

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное