Автоучет

Автоучет

18.10.2008

В нашем суматошном мире, когда порой не остается времени на отдых, превыше всего мы ценим удобство и комфорт. Поэтому все больше людей предпочитает пользоваться личным автотранспортом. Но прежде чем сесть за руль собственного авто, надо научиться водить его, а поможет в этом только автошкола. Что же интересного поведают нам бухгалтеры такой фирмы?

На личном авто

Никакие пробки не испугают человека, который мечтает о собственном автомобиле. С одной стороны, удобства налицо — личный транспорт всегда под рукой, не надо толкаться в душном вагоне метро в час пик, который в Москве, похоже, растягивается на целый день. Наконец, машина позволяет не зависеть от капризов погоды. Да что там говорить, автомобиль — это комфорт и престиж. Иные предпочитают стоять в пробке, чем каждый день спускаться в метро. Наконец, в нашей необъятной стране и по сей день, есть уголки, куда без автомобиля просто не доберешься.

Итак, с чего начинает человек, решивший пополнить ряды автолюбителей? Он идет в специальную школу, по окончании которой получает возможность сдать экзамен в ГАИ и получить вожделенные права.

Первая автошкола, куда мы направились, располагается в городе Пскове и называется «Омега». Ее главный бухгалтер Наталия Мамаева рассказала нам следующее:

– Наша автошкола существует почти пять лет, за это время мы успели завоевать доверие клиентов и наши бывшие ученики рекомендуют нас друзьям и знакомым. Раньше учеба в автошколе длилась два месяца, и за это время требовалось освоить как теорию, так и практику: как правило, они шли параллельно. По новым правилам учиться приходится полгода — расширилась теоретическая часть, да и на курсы вождения отводится больше учебных часов.

Набор учеников происходит каждые три месяца, то есть параллельно обучаются две или три группы. Оплата теоретического курса производится единовременно, в то время как за уроки вождения она взимается по часам.

– Одно занятие длится час двадцать минут и оплачивается заранее. Инструкторы нашей школы составляют график на неделю или даже на две вперед, чтобы иметь возможность распланировать свое время. Школа рекомендует брать не менее двадцати– двадцати пяти уроков, но мы ни к чему не принуждаем. Если человек, допустим, уже умеет водить, или у него есть возможность практиковаться где-то еще, он вправе ограничиться несколькими уроками, чтобы закрепить экзаменационные упражнения. Поэтому каждое занятие учитывается отдельно.

По словам Натальи Николаевны, работы у нее не очень много, так что со всеми обязанностями она справляется в одиночку. График — стандартная рабочая неделя.

– Раньше я вообще приходила только по субботам, а еще перед сдачей отчетности. Впоследствии дел прибавилось. С налоговой у нас отношения хорошие, так что своей работой я очень довольна.

И еще один несомненный плюс: Мамаева смогла бесплатно выучиться в родной автошколе.

– Никогда не думала водить машину и учиться не собиралась, а тут уговорили. Ну, я и решила, что хуже не будет. Кстати, учиться было нетрудно, а на права я сдала со второго раза.

Фактор времени и инструктора

Сегодня срок обучения в автошколе продлен до полугода. За это время можно прилично освоить и закрепить теорию, получить необходимые навыки вождения, попрактиковаться в городе, научиться не бояться пешеходов и других машин. Ведь лучше привыкать к этому пока рядом сидит инструктор, у которого есть дублирующие педали.

На дороги — без проблем

Следующая автошкола, куда мы направились, находится на юго-западе Москвы и носит название «Пульс». О тонкостях ее бухучета нам согласилась рассказать главный бухгалтер фирмы Мария Гусакова.

– В нашей школе учат на права категории «В» — мы всегда набираем четыре группы параллельно. Есть и категория «С», но здесь желающих немного — больше одной группы не набирается. Школа предоставляет и такую услугу, как экстремальное вождение. Естественно, никаких сертификатов мы не выдаем, но зато обучаем таким навыкам, как экстренное торможение на льду, например, и многому другому. Мало просто уметь водить машину, ведь ситуации бывают разные. Конечно, обучение экстремальному вождению стоит несколько дороже обычного.

В «Пульсе» тоже учатся шесть месяцев, причем первые два из них — только теория, и лишь потом можно приступить к практике на площадке и дорогах общего пользования. Система оплаты в этой школе несколько иная — обучение вождению предусматривает обязательный комплекс из двадцати пяти уроков, который оплачивается единовременно.

– Если нужны дополнительные занятия — пожалуйста, — говорит Мария Михайловна. — В этом случае уже идет почасовая оплата. Но, как правило, двадцати пяти часов вполне хватает. На мой взгляд, очень удобно оплатить все за один раз, да и бухучет проще.

Штат фирмы достаточно велик, причем летом приходится нанимать инструкторов со стороны — в автошколе это самое горячее время, ведь студенты обычно приходят осваивать навыки вождения во время каникул. Немало и тех, у кого летом рабочий график более свободный.

– Да и вообще считается, что летом учиться проще: дорожное покрытие сухое, машин и пешеходов меньше — кто на даче, кто в отпуске, — рассказывает Гусакова. — Хотя, конечно, осваивать технику вождения лучше зимой или в межсезонье. Именно поэтому срок обучения в автошколах увеличили до полгода. Два месяца — это все-таки очень мало.

Но в связи с этим работы у главбуха прибавилось — правда, она не жалуется.

– Работы много, но в стандартный график вполне укладываюсь. У нас есть филиал на другом конце Москвы, его обслуживает приходящий бухгалтер, но я проверяю всю документацию по фирме. Иногда к ним переводят инструкторов, когда сотрудники филиала не справляются с работой — штат меньше. Приходится учитывать это при расчете заработной платы. Вообще дни, когда приходится считать зарплату — самые сложные. Некоторые инструкторы на окладе, у кого-то оплата почасовая и так далее. Отдельный вопрос со специалистами по экстремальному вождению. С одной стороны, оплата у них почасовая, с другой — ставки значительно выше, чем у обычных инструкторов.

Сегодня в современных автошколах обучают, помимо категорий «В» и «С», экстремальному вождению, которое учит будущих водителей ориентироваться в опасных и сложных ситуациях на дороге.

Трудовые будни

Бывают в работе нашей собеседницы и не очень приятные моменты.

– Связаны они, как правило, с дополнительными часами инструкторов и преподавателей. Зачастую перед внутренним экзаменом требуются дополнительные уроки. А потом выясняется, что секретарь чего-то не записал, или сами преподаватели вовремя не сказали. В общем, кто-то что-то перепутает, а спрашивают потом с меня — почему зарплата меньше. Очень обидно бывает. И повторяется это из месяца в месяц. С одной стороны, я, конечно, понимаю — загруженность у сотрудников большая, но с другой и меня тоже можно понять. Иногда даже из филиала претензии приходят.

Впрочем, Гусакова — человек отходчивый и зла на коллег не держит. Просто переделывает ведомости и выдает недостающие деньги. А что делать — издержки профессии.

– Зато налоговая меня не обижает, — смеется Мария Михайловна. — С нашим инспектором у меня почти что дружеские отношения, поэтому и сдача отчетности, и сверки, если вдруг возникает в них необходимость, не заставляют нервничать.

Кадровой проблемы в автошколе нет, да и вообще коллектив очень хороший. Зарплаты вполне достойные, так что сотрудники школы — настоящие профессионалы своего дела. Фирма активно развивается, и руководство подумывает о том, чтобы открыть еще два филиала на разных концах Москвы.

– Я зарекомендовала себя с хорошей стороны, поэтому моя должность главного бухгалтера останется за мной. Но штат бухгалтерии скоро пополнится новыми сотрудниками.

Обучение вождению сегодня дело выгодное. Есть определенный процент людей, которые машину не водят, но учиться идут — просто так, «на всякий случай». Возможно, сегодня проще купить права в ГИБДД, но тут нужны связи. И этот вариант подойдет лишь тем, кто за рулем держится уверенно — остальным все равно надо учиться.

– У нас очень много учеников, которым едва исполнилось 18 лет. Обучение можно начать и раньше, но автоинспекция все равно не может выдать права подросткам. Даже к экзамену не допустят, — говорит наша собеседница. — Некоторые подгадывают так, чтобы получить допуск как раз тогда, когда им исполнится 18 лет.

Возрастной градации в группах нет. За одной партой может сидеть ученик, которому уже за шестьдесят, и совсем молодой, только что из средней школы.

– Вы бы видели, какие бабульки к нам приходят, — смеется Гусакова. — Но меня это только радует. Водить они, скорее всего, все равно не будут — просто проводят время. Некоторых отправляют на курсы вождения дети или внуки. Учатся, кстати, очень усердно.

От 18 и старше

Сегодня в автошколе можно встретить учеников от 18 до 65 лет и старше. Причем возрастного деления на группы нет. Сдавать на права в нашей стране можно с 18 лет, а водить автомобиль — до тех пор, пока вам разрешает медкомиссия.

На метро спокойнее

Сама Гусакова говорит, что водить машину не хочет — автомобилей в крупных городах сейчас слишком много, и она попросту боится царящего на дорогах хаоса.

– Не все учатся хорошо — в конце концов, это не всем дано. Однако даже самые нерадивые ученики в конечном итоге все равно оказываются на дорогах, и это страшно. Сами понимаете, что достать права сегодня не проблема. А уж сколько водителей ездят в нетрезвом состоянии, сложно и представить. Да и в пробках я, наверное, начала бы нервничать. Так что мне больше по душе метро — удобнее, спокойнее, и книжку почитать можно.

Действительно, ситуация на дорогах, особенно в крупных городах, сегодня складывается непростая. Пробки, аварии, повседневное хамство... Простая поездка по городу может превратиться в настоящий стресс. Именно поэтому полугодовой срок обучения в школе — это несомненный плюс. За шесть месяцев можно прилично освоить и закрепить теорию, получить необходимые навыки вождения, попрактиковаться в городе, научиться не бояться пешеходов и других машин. Ведь лучше привыкать к этому, пока рядом сидит инструктор, у которого есть дублирующие педали. К тому же сегодня в школах учат выявлять небольшие поломки в автомобилях и устранять их.

На уроках вождения ученику предоставляется возможность, что называется «залезть под капот» транспортного средства. Вместе с инструктором будущий водитель изучает двигатель автомобиля. Преподаватели, понимая важность этой части занятий, уделяют ей повышенное внимание. После чего ученику уже не составит проблем определить «место жительства» той или иной автомобильной жидкости (например, тосола).

– Раньше это не было обязательной программой и преподавалось постольку поскольку. В общем, все зависело от добросовестности инструктора и любопытства ученика, — говорит Гусакова. — И люди выходили из стен автошколы, умея водить, получая права, но не умея элементарно заправить автомобиль или поменять свечи. Мелочь, казалось бы, а куда без этого? У моей дочери, например, есть знакомая девушка, которая на светофоре протирает лобовое стекло вручную. Так что сегодня мы по возможности исправляем эти ошибки.

Столь профессиональный подход позволяет надеяться, что ситуация на дорогах у нас изменится в лучшую сторону. И пусть не сразу, но изменится обязательно.

Светлана Кузина

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA