Бухучет среди букетов

Бухучет среди букетов

15.10.2008

Спрос на цветы сегодня есть и не только в канун праздников. Поэтому цветочные салоны, магазины и палатки становятся довольно выгодным вложением капитала, несмотря на свойственную товару хрупкость и сложность в обращении. Каковы же особенности бухучета в этой области бизнеса?

Открываем свое дело

Итак, какие бы катаклизмы не сотрясали мир, никто не отменял свадьбы, юбилеи, восьмое марта, первое сентября, да просто хорошее настроение. Поэтому торговля цветами будет пользоваться непреходящим успехом. С чего же начать открытие своего салона? Вот какие мероприятия необходимо для этого осуществить:

  • разработать учредительные документы: заявление, протокол собрания учредителей, устав фирмы;
  • пройти регистрацию учредительных документов в налоговой инспекции;
  • заказать и получить коды и печать фирмы;
  • встать на учет в Пенсионном фонде, фондах занятости, медицинского страхования, социального страхования;
  • внести фирму в реестр малых предприятий того города, где она будет открыта;
  • найти помещение под магазин;
  • оформить лицензию на торговлю, для чего надо получить разрешение от городского центра Госсанэпиднадзора, Управления госпожнадзора, районной администрации.

Кроме всего перечисленного, необходимо оформить пакет документов, объем которого достаточно внушителен. Во-первых, в него входит санитарно-эпидемиологическое заключение с приложением перечня видов выполняемых работ и ассортиментного перечня реализуемой продукции. Во-вторых, программа организации и проведения производственного контроля над соблюдением и выполнением санитарно-эпидемиологических мероприятий, утвержденная органами Госсанэпиднадзора. В-третьих, санитарный паспорт объекта, подлежащего дезинсекции и дератизации. А также договор на проведение дезинсекционных и дератизационных работ, договоры на вывоз твердых бытовых и пищевых отходов и крупногабаритного мусора, заключение о соответствии объекта установленным требованиям противопожарной безопасности, техпаспорт контрольно-кассовой машины, журнал кассира-операциониста, паспорт-версия на ККМ и договор на техническое обслуживание и ремонт кассового аппарата.

Цветочная аренда

Как правило, цветочный бизнес функционирует как сетевая структура. Это значит, что бухгалтер будет работать с арендодателями, заключать с ними договоры и вести взаиморасчеты.

Если в договоре аренды специальные условия не прописаны, то ежемесячное составление актов об оказании услуг необязательно. Об этом говорится в письме Минфина от 9 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/742. Таким образом документами, подтверждающими оказание арендных услуг, являются договор аренды и акт приемки-передачи имущества арендатору.

Напомним, что порядок выставления счетов-фактур не зависит от составления актов об оказании арендных услуг. В соответствии с пунктом 3 статьи 186 Налогового кодекса РФ, арендодатель должен выставить счет-фактуру в течение пяти дней с момента, когда услуги по сдаче имущества в аренду были оказаны. Ведь данные услуги реализуются в процессе их оказания (п. 5 ст. 38 Налогового кодекса РФ).

Налоговый режим

Предположим, что фирма, специализирующаяся на оптовых продажах, арендует помещение площадью 120 кв. м., которое является одновременно и офисом, и складом. Если же организация решит реализовывать цветы также и в розницу, то у нее возникнет обязанность уплачивать единый налог на вмененный доход.

Объем этого налога определяется в зависимости от площади торгового зала и базовой доходности. Расчет полезной площади торгового зала необходимо производить в соответствии с правилами, оговоренными статьей 346.27 Налогового кодекса. Налогом будут облагаться метры, на которых демонстрируются и выкладываются цветы, а также та площадь, на которой будут проводиться денежные расчеты и обслуживаться покупатели. Туда же войдут точки для контрольно-кассовых машин, рабочие места сотрудников магазина и площади для прохода покупателей.

Если в договоре аренды, техпаспорте, планах и других документах на помещение будет прописано, что обслуживание покупателей не осуществляется на подсобных и бытовых площадях, а также в помещениях для приема, хранения и подготовки цветов к продаже, то такая площадь не будет облагаться единым налогом на вмененный доход. Кроме того, Минфин в своем письме от 10 июня 2004 г. № 03-05-12/45 сообщил, что из площади торгового зала исключаются метры, приходящиеся на оптовую торговлю. Но для этого соответствующий метраж должен быть подтвержден правоустанавливающими документами.

И все же компании в подобной ситуации вправе при расчете налоговой базы по ЕНВД использовать величину площади торгового зала пропорционально выручке, получаемой непосредственно от деятельности, облагаемой этим налогом. Исчисление единого налога на вмененный доход с общей площади магазинов приведет к двойному налогообложению, что противоречит законодательству о налогах и сборах. Такую точку зрения поддержал ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 12 апреля 2004 г. № Ф04/1815-185/А27-2004 и от 25 марта 2002 г. № А26/5332/01-02-04/242.

Обратите внимание: если предприятие ведет одновременно оптовую и розничную торговлю цветами, то оно должно вести раздельный учет. Распределение расходов между обоими видами деятельности весьма проблематично. Напомним, что делить придется не только общехозяйственные расходы, но и выплаты работникам (п. 9 ст. 274 Налогового кодекса РФ).

Трудовые отношения

Следует крайне внимательно относиться к наемным работникам — в цветочных магазинах легко проводить товар, что называется, «мимо кассы». В связи с этим с продавцами нужно обязательно заключать договор о материальной ответственности. Кроме того, при оформлении трудового договора не лишним будет оформление должностной инструкции (разд. III часть 3 Трудового кодекса РФ).

Если на работу в цветочный магазин устроились иностранцы, то для бухгалтера это может вызвать особые трудности. В таком случае необходимо учитывать все требования как Федеральной миграционной службы, так и налоговиков. Ведь именно их в первую очередь интересуют работающие иностранцы.

ссылка на закон

Осуществляя торговлю в цветочном магазине, следует руководствоваться Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». В данном документе указаны виды деятельности, при ведении которых организации могут осуществлять наличные расчеты без применения контрольно-кассовой техники.

Применение ККМ

Еще один камень преткновения — кассовый аппарат. Применять его в обычной торговой палатке, не имеющей подключения к электросети, практически невозможно. Тем более что инспекторы гораздо чаще навещают именно небольшие магазины и павильоны. Ведь в дорогих и элитных салонах, как правило, репутацией дорожат, и в таких учреждениях обязательно имеется кассовая машина, а на бухгалтере тем более экономить не принято. Однако обязанность использовать или не использовать ККМ все-таки зависит от места, где осуществляется торговля цветами. При этом следует руководствоваться Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». В данном документе указаны виды деятельности, при осуществлении которых организации могут осуществлять наличные расчеты без применения контрольно-кассовой техники.

Зарубежные поставки

Многие цветы заказываются у иностранных поставщиков и доставляются из-за границы. Потому здесь следует внимательно относиться ко всем накладным и сертификатам, которые связаны с этими поставками и хранить их как можно дольше — налоговая может поинтересоваться любым из них. Также следует учитывать, какие страны в данный момент находятся на карантине, если он имеет место быть. Его действие, предполагающее запрет на вывоз живых растений, может распространяться на любую страну, если на ее территории выявлен тот или иной вредоносный фактор — насекомые-вредители или инфекционные заболевания. В этот период экспортируемый из данного государства товар продавать нельзя, иначе можно заработать немалый штраф (Федеральный закон 15 июля 2000 г. № 99-ФЗ «О карантине растений» в ред. от 30 декабря 2006 г.).

Электронные цветы

Сегодня многие фирмы предлагают услуги по продаже букетов и растений через Интернет. В этом случае расчеты с покупателями могут вестись наличными деньгами, с помощью банковских карт или электронных денег. Подробнее об особенностях работы интернет-магазина читайте в статье «».

Необходимо помнить, что условия торговли с использованием Интернета подчиняются правилам продажи товаров по образцам (ст. 497 ГК РФ). В соответствии с данной статьей, договор розничной торговли купли-продажи товара по образцу считается исполненным с момента доставки покупки в место, указанное в договоре, а если место передачи договором не определено — с момента доставки товара покупателю по месту жительства гражданина или месту нахождения юридического лица. Правила продажи по образцам утверждены постановлением Правительства от 21 июля 1997 г. № 918. Оно предписывает, что продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров. Из этого следует, что он заранее должен довести до сведения потребителя условия доставки, указать, включается ли ее стоимость в цену товара или оплачивается покупателем отдельно. В последнем случае необходимо проинформировать клиента относительно стоимости услуг по доставке (п. 2 ст. 26.1.ФЗ «О защите прав потребителей»).

Подарок инспектору

Что касается налоговой инспекции, то, скорее всего, в первые полгода или даже год она не потревожит зря. Если, конечно, серьезные нарушения не будут бросаться в глаза. Ведь налоговые инспекторы тоже люди и могут зайти за букетом лично себе. А у вас нет кассового аппарата... В таком случае, повторный — на этот раз уже официальный визит налоговой инспекции — гарантирован.

Кстати, букет, подаренный налоговику или партнеру по бизнесу, теоретически можно было бы отнести на представительские расходы. Правда, налоговики категорически возражают против этого (письмо УФНС по г. Москве от 22 января 2004 г. № 26-08/4777). Ведь в пункте 2 статьи 264 Налогового кодекса РФ о цветах речи не идет. С другой стороны, ФАС Поволжского округа в постановлении от 1 февраля 2005 г. № А57-1209/04-16 решил, что затраты на цветы относятся к «расходам налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций», то есть являются представительскими. И все же, если стоимость цветов не слишком велика, то лучше не учитывать ее при расчете налога на прибыль и не спорить с инспекторами.

Следует помнить, что налоговики, трудовая инспекция или даже милиция могут придти в магазин под видом клиента. Если при подобной покупке продавец забыл выдать чек, то ему грозит штраф.

комментарий специалиста

«Открывать цветочные торговые точки лучше в августе или в феврале, — советует Виктор Пелегин, ведущий менеджер отдела продаж компании «Флауэрс». — Лето — фактически мертвый сезон и не для цветочного бизнеса. Открывать лучше в оживленном и людном месте, например, недалеко от крупного ВУЗа, офисных зданий, у метро и так далее. Конечно, предпринимателю необходимо чутье, иначе можно оказаться с увядшими цветами на руках и в минусе. Следует знать, какие цветы берут лучше, в какое время года, каков контингент. Если речь идет о хорошем магазине, то следует позаботиться о профессиональном флористе.

Таким образом этот бизнес, достаточно простой на первый взгляд, таит множество подводных камней. Однако если старт был удачен, то успех не заставит себя ждать. Наценка на цветы в среднем составляет от 100% до 300%. При этом для открытия небольшого павильончика требуется не слишком большой начальный капитал — примерно 8000 долларов. Если он расположен удачно, то может приносить в день от 50 000 до 70 000 рублей. Небольшой магазинчик потребует 20 000 долларов вложений, но зато и доходы там будут куда выше.

Организация цветочного бутика обойдется не менее чем в 80 000 долларов. Он позволяет выйти на корпоративных клиентов, а это сулит весьма ощутимый доход. Что касается Интернет-магазинов, то этот вариант не столь затратен, но открывать его без обычного магазина не имеет смысла. А вот к салону или магазину он может стать прекрасным дополнением».

Светлана Кузина, Юлия Ягудина

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA