Реклама в печатных СМИ: особенности учета

Реклама в печатных СМИ: особенности учета

08.10.2008

Законодательство выдвигает массу ограничений к содержанию рекламы товаров работ или услуг на радио или телевидении. В некоторых случаях компании просто вынуждены продвигать свою продукцию в массы через периодические печатные СМИ. Правда, при учете понесенных в связи с этим затрат бухгалтеру приходится принимать во внимание не только нормы Налогового кодекса.

Маркетинговый ход

Как известно, реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Об этом говорится в статье 3 Закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», которым регулируется вся рекламная деятельность.

В то же время подпункт 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса позволяет учесть при налогообложении прибыли затраты на рекламу производимых (приобретенных) и реализуемых товаров (работ, услуг), рекламу деятельности налогоплательщика, а также на продвижение товарного знака и знака обслуживания. При этом финансирование рекламных мероприятий через средства массовой информации и телекоммуникационные сети учитывается в полном объеме (п. 4 ст. 264 НК). Вполне логично, что рекламные расходы должны соответствовать требованиям Закона № 38-ФЗ.

Так, согласно нормам данного законодательного акта свои особенности имеет и публикация рекламных объявлений в периодических печатных изданиях. Под периодикой понимаются газеты, журналы, альманахи, бюллетени и иные издания, имеющие постоянное название, текущий номер и выходящие в свет не реже одного раза в год (ст. 2 Закона от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»).

На основании статьи 16 Закона № 38-ФЗ размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «Реклама» или пометкой «На правах рекламы». Максимальный объем рекламы в таких изданиях — сорок процентов объема одного номера газеты или журнала. Отметим, что указанное требование не распространяется на бюллетени и альманахи, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.

Представители Минфина настаивают на том, что тексты в печатных СМИ обязательно должны содержать пометку «На правах рекламы». В противном случае данные публикации не будут признаны рекламными. А посему соответствующие затраты придется производить за счет чистой прибыли (письмо от 27 июня 2007 г. № 03-03-06/1/418).

В случае привлечения органом печати рекламного агентства в составе расходов на рекламу учитывается не только ее стоимость, но и посредническое вознаграждение. Именно такой вывод содержится в письме УМНС по г. Москве от 26 февраля 2003 года № 26-12/12101. Оформление сотрудничества с агентом также имеет свои особенности. Помимо актов выполненных работ и прочей «первички», исполнитель обязан по договору предоставить заказчику документальное подтверждение размещения рекламы. В нашем случае это экземпляры журналов, в которых была размещена реклама. Если компания не озаботится наличием всех необходимых документов, то конфликтов с налоговиками избежать не удастся. И даже обращение в суд окажется пустой тратой времени (постановление ФАС Северо-Западного округа от 13 апреля 2007 г. по делу № А56-4088/2006).

Бухгалтерский учет

С бухгалтерской точки зрения затраты на рекламу — это расходы по обычным видам деятельности. Данный вывод следует из содержания пунктов 5 и 7 ПБУ 10/99 (утверждено приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н). При этом данные траты принимаются к БУ в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме (п. 6 ПБУ 10/99).

Пример

Организация в сентябре 2008 года заключила договор на публикацию рекламного материала в газете (интервью с руководством, содержащее информацию о деятельности компании и способствующее улучшению ее имиджа и деловой репутации). Услуги были оказаны в сентябре 2008 года, в том же месяце была произведена оплата. Стоимость контракта составила 44 250 рублей, в том числе НДС — 6750 рублей. В учете будут сделаны следующие проводки:

Дебет 60     Кредит 51
— 44 250 руб. — оплачены услуги по заключенному договору;

Дебет 44     Кредит 60
— 37 500 руб. = (44 250 руб. - 6750 руб.) — произведенные фирмой затраты списаны в расходы;

Дебет 19     Кредит 60
— 6750 руб. — отражен предъявленный НДС;

Дебет 68-1     Кредит 19
— 6750 руб. — сумма НДС принята к вычету.

В. Мясницкий, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное