Налоговый «стимул» лотереи

Налоговый «стимул» лотереи

16.09.2008

Стимулирующая лотерея является одним из способов, к которым прибегают компании для привлечения новых клиентов. Задача бухгалтера не наткнуться на подводные камни, которые могут «всплыть» при отражении результатов данного мероприятия в налоговом учете.

Дела лотерейные

Порядок организации лотерей в нашей стране регламентирован Законом от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях» (далее — Закон № 138-ФЗ). Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 3 данного нормативного акта, отличительной чертой стимулирующего розыгрыша подарков является то обстоятельство, что призовой фонд лотереи формируется исключительно за счет средств организатора. Иными словами, право на участие в ней не связано с внесением платы, а значит, о продаже лотерейных билетов в данном случае не может быть и речи. Впрочем, это также означает, что компании нет необходимости оформлять разрешение на проведение подобного розыгрыша. Тем не менее уведомить соответствующее ведомство о планируемой акции все же придется (ст. 7 Закона № 138-ФЗ). Согласно пункту 2 постановления правительства от 5 мая 2004 г. № 338 рассмотрение подобных уведомлений входит в функции Федеральной налоговой службы.

Так, если намеченная лотерея не выйдет за пределы одного города, сообщить о ее проведении следует в территориальное подразделение ФНС соответствующего населенного пункта. При охвате розыгрышем целого региона знать о нем необходимо Управлению налоговой службы по данному субъекту Федерации. Если же «лотерейные амбиции» распространяются на территории сразу нескольких краев, республик или областей, уведомление от компании должно проследовать в Москву.

Само уведомление должно содержать такие сведения, как: сроки и способ организации лотереи, территория, которая отводится под ее проведение, данные об организаторе, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связан розыгрыш. Кроме того, к нему необходимо приложить ряд документов:

  • условия стимулирующей лотереи;
  • описание способа информирования участников о сроках проведения лотереи и ее условиях;
  • описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимого розыгрыша;
  • описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником (в данном случае под договором понимается предложение компании всем желающим поучаствовать в грядущей промоакции, которое может быть сделано в виде объявления на упаковке товара или публикации спецматериала в прессе);
  • описание способа информирования участников о досрочном прекращении ее проведения;
  • заверенные копии учредительных документов;
  • порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения.

Направить документы в соответствующее ведомство следует не позднее чем за 20 дней до начала ее проведения. На их рассмотрение чиновникам отводится 15 дней, при этом они вправе и запретить организацию лотереи, если:

  • представлен неполный комплект документов;
  • документы не соответствуют требованиям Закона № 138-ФЗ;
  • поданы недостоверные сведения;
  • у компании есть задолженность по уплате налогов и сборов.
Приз для налога на прибыль

По сути, стимулирующую лотерею можно смело отнести к рекламной акции. В конце концов, подобное мероприятие всегда направлено именно на продвижение товаров и расширение рынка сбыта.

Обратимся к Закону «О рекламе» (Закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ). Согласно статье 3 данного нормативного акта реклама может распространяться любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. При этом ее отличительными чертами признаются:

  • предназначенность для неопределенного круга лиц;
  • направленность на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Стимулирующая лотерея как нельзя лучше подходит под данное определение. К аналогичному выводу пришел и Минфин в письме от 29 августа 2008 г. № 03-03-06/1/485. Следовательно, расходы на проведение подобного мероприятия в целях налогового учета можно рассматривать как рекламные, которые уменьшают базу по налогу на прибыль на основании подпункта 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. Правда, это также означает, что для целей налогообложения прибыли они признаются в размере, не превышающем одного процента выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК).

Не забудьте также, что в случае применения метода начисления расходы признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся. Таким образом, если проведение лотереи предусматривает несколько этапов (определение выигравшего участника, составление протокола утверждения участника, выдачу призов), которые приходятся на разные отчетные периоды, то затраты на ее организацию отражаются в налоговом учете на момент составления протокола утверждения участника.

«Ложка дегтя» от НДФЛ

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса физлица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр, исчисляют и уплачивают НДФЛ самостоятельно. Однако, как уже упоминалось, участвуя в стимулирующей лотерее, потребитель ничем не рискует. Более того, мы уже отнесли подобное мероприятие к рекламным акциям. А значит, приведенная выше норма Кодекса на раскрываемую в статье тему не распространяется. Иными словами, компания-организатор стимулирующей лотереи является налоговым агентом в отношении выплаченных выигрышей и обязана удержать с победителя НДФЛ по ставке 35 процентов (п. 2 ст. 224 НК, письмо Минфина от 18 июля 2006 г. № 03-05-01-04/215). Именно здесь и начинается самое интересное.

Дело в том, что обязанности налогового агента предполагают ведение персонифицированного учета выплаченных доходов. Следовательно, компании необходимо отслеживать все выигрыши по каждому осчастливленному клиенту. Конечно, здесь уместно вспомнить, что согласно пункту 28 статьи 217 Налогового кодекса призы от участия в рекламных мероприятиях не облагаются НДФЛ, если их стоимость не превышает 4000 рублей. Однако, по мнению Минфина, высказанному в письме от 14 ноября 2007 г. № 03-04-06-01/392, тот факт, что сумма выигрыша укладывается в данные рамки, вовсе не освобождает фирму от персонифицированного учета. В случае если сумма выплаченного одному и тому же физическому лицу выигрыша превысит в налоговом периоде, коим является год, 4000 рублей, указывают финансисты, фирма автоматически становится его налоговым агентом. Это означает, что она должна удержать НДФЛ с суммы превышения выигрыша над приведенным лимитом либо сообщить в свою налоговую о невозможности это сделать.

М. Тушнов, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное