Планируем налог на имущество

Планируем налог на имущество

25.08.2008

Использование в своей деятельности методов налогового планирования становится нормой для компаний любой величины. Что следует учесть, прогнозируя затраты на «имущественный» налог?

В современной практике все чаще встречаются различные примеры минимизации налоговых отчислений. Анализ деятельности организации выявит те направления, где применение инструментов и методов налогового планирования позволит сэкономить ресурсы фирмы и высвободить их для дальнейшего развития. Важно учесть, что данная форма минимизации основана на четком соблюдении законности, умении анализировать и прогнозировать ситуацию.

В общем порядке выделяется перспективное и текущее налоговое планирование. При перспективном налоговом планировании должны быть учтены обстоятельства, влияющие на деятельность компании в течении длительного периода, такие как: выгодное, с точки зрения налогообложения, место расположения организации, выбор организационно-правовой формы организации, порядок формирования активов и др.

Текущее налоговое планирование включает в себя контроль над сроками уплаты налогов, соблюдение ранее сформированного плана и своевременное внесение корректив в случае изменения внешних и внутренних обстоятельств.

Важным показателем в налоговом планировании является коэффициент совокупной налоговой нагрузки. Определяется он следующим образом:

Совокупная
налоговая
нагрузка
=Совокупные
налоговые
платежи
×100%

В качестве доходов принимается сумма выручки от реализации и внереализационных и операционных доходов. При этом в состав налоговых платежей включаются НДФЛ и иные налоги, уплачиваемые в качестве налогового агента. Средним показателем совокупной налоговой нагрузки является 20–30 процентов от доходов.

комментарий специалиста

И. Ефремова, генеральный директор ООО «ЭЛКОД-АУДИТ»:
«Обращаем внимание собственников, руководителей и финансовых директоров предприятий: планируя уменьшать “имущественные” налоги и саму базу для их исчисления, нужно помнить, что это влияет на стоимость чистых активов предприятия. А величина чистых активов играет немаловажную роль при:

  • принятии финансовыми структурами решений о кредитовании вашей организации;
  • определении стоимости долей и акций предприятия;
  • предполагаемых реструктуризациях (слияниях, поглощениях и т. д.);
  • выборе контрагентов для размещения госзаказов и в других случаях.

Поэтому рекомендуем оптимизацию “имущественного” налога рассматривать только в общем контексте налоговой, инвестиционной и кредитной политики организации».

Закладываем фундамент

Фундамент налогового планирования закладывается еще на стадии формирования учетной политики хозяйствующего субъекта как основополагающего документа в организации бухгалтерского и налогового учета. Попробуем проанализировать, какие положения учетной политики влияют на налог на имущество организации.

В первую очередь необходимо еще на этапе приобретения основных средств принять решение, каким образом они будут отражены в учете. Например, при покупке здания к учету принимают его целиком или наоборот «дробят» на отдельные объекты для включения их в разные амортизационные группы. Результатом является уменьшение налога на имущество за счет более быстрого списания объектов с меньшим сроком полезного использования.

Следующим моментом является правильное применение порядка начисления норм амортизации в зависимости от специфики деятельности. Как правило, эти параметры взаимосвязаны с бюджетным планом компании на год. Здесь не следует забывать об амортизационной премии, которая единовременно включается в состав расходов. Размер ее не должен превышать 10 процентов от первоначальной стоимости основных средств (п. 2 ст. 259 НК РФ).

Организациям, приобретающим легковые автомобили и пассажирские микроавтобусы с первоначальной стоимостью более 600 000 и 800 000 рублей, не следует забывать про применение специального коэффициента 0,5 при начислении амортизации. Эта же норма применяется при получении имущества по договору лизинга, когда оно учитывается у лизингополучателя (п. 9 ст. 259 НК РФ).

При реализации таких основных средств перерасчет налоговой базы на сумму недоначисленной амортизации не производится. Но если вид деятельности позволяет уплачивать ЕНВД по тем направлениям, где используются такие основные средства, это даст возможность уменьшить сумму налога на имущество.

Налог также можно уменьшить при использовании договоров лизинга путем применения к нормам амортизации имущества, учитываемого по договору лизинга, повышающего коэффициента, но не выше 3. Порядок его применения следует отразить в учетной политике.

Немаловажно отметить, что основные средства, переданные на консервацию на срок свыше трех месяцев или находящиеся на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев, исключаются из состава амортизируемого имущества (п. 3 ст. 256 НК РФ).

По мнению Минфина, эти факты не оказывают никакого влияния на порядок исчисления налога на имущество. Хотя в судебном порядке налогоплательщикам иногда удается доказать, что имущество, фактически не используемое в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, не может учитываться в бухучете как основное средство и не является объектом налогообложения по налогу на имущество (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 9 октября 2006 г. по делу № Ф04-6548/2006(27121-А46-35) и от 9 марта 2006  г. по делу № Ф04-888/2006 (20320-А46-37)).

Не стоит упускать возможность проведения переоценки объектов основных средств по итогам года. С 2008 года итоги данной переоценки отражаются в бухгалтерском учете на начало отчетного года и оказывают влияние на сумму налога на имущество в текущем году (п. 4 ст. 76 НК РФ).

это важно

Процесс налогового планирования состоит из мониторинга законодательства, создания новых структур, формирования порядка учета основных средств, выработки новых алгоритмов деятельности.

Учитываем особенности законодательства

Не следует пренебрегать при планировании налога на имущество и применением льготных режимов налогообложения. Помимо льгот, предоставляемых в соответствии с Налоговым кодексом, следует учитывать льготы, предоставляемые субъектами Российской Федерации. Налоговая база по налогу на имущество организации рассматривается отдельно по каждому объекту основных средств в зависимости от его местонахождения. При этом законодательство субъекта Российской Федерации, на территории которого находится имущество, может содержать дополнительные условия предоставления льгот по налогу на имущество.

Администрации субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют приоритетные направления развития своей экономики. Допустим, законодательством Санкт-Петербурга предусмотрено освобождение от налога на имущество организаций, инвестирующих существенные денежные средства в развитие обрабатывающего производства. Значительные льготы предоставляет администрация Ивановской области предприятиям, занимающимся изготовлением плит МДФ.

Использование компаний, зарегистрированных в офшорах и особых экономических зонах, также позволяет сократить суммы налога.

При этом налогообложение производится с учетом приоритета норм международного законодательства. Если организация является резидентом особой экономической зоны (туристско-рекреационной особой экономической зоны), то у нее появляется возможность применять специальный коэффициент 2 к основной норме амортизации.

Имущество, используемое на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о ее создании, не подлежит налогообложению в течение пяти лет с момента постановки на учет такого имущества (п. 17 ст. 281 НК РФ). Вполне естественно, что данные способы находятся, как говорится, «под колпаком у Мюллера».

Тонкие моменты

Совершенно очевидно, что налоговое планирование как инструмент снижения налогового бремени наиболее эффективно действует не в рамках одной организации, а, как правило, предусматривает участие нескольких компаний.

Например, возможно применение лизинга, когда имущество приобретается одной компанией и передается в лизинг другой. Другой способ — приобретение и принятие к учету имущества организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, ведь в этом случае налог на имущество не уплачивается. В дальнейшем такое имущество может использоваться как самой организацией, так и сдаваться в аренду.

Растет популярность использования паевых инвестиционных фондов при осуществлении налогового планирования. Паевой инвестиционный фонд — это обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителями доверительного управления. Переданное в ПИФ имущество для доверительного управления составляет пай, который сам по себе является ценной бумагой, удостоверяющей долю его владельца.

В 2008 году законодатели до конца не устранили вопрос о том, кто же обязан уплачивать налог на имущество. В соответствии со статьей 378 Налогового кодекса учредитель доверительного управления не уплачивает налог на имущество в отношении имущества, составляющего ПИФ. Однако статья 374 признает, что объектом налогообложения может признаваться имущество, не учитываемое на балансе организации в качестве основных средств. Стоит пояснить, что имущество, переданное в ПИФ, учитывается в составе финансовых вложений (ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»). Использование такой схемы чаще всего приводит к возникновению спорных ситуаций с налоговиками.

В то же время никто не отменял статью 3 Налогового кодекса: «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)».

Хочется отметить, что использование ПИФов является еще и инструментом защиты от рейдерских атак. Более того, сам по себе пай является более ликвидным активом по сравнению с объектом основных средств, ведь его реализация при необходимости может быть произведена значительно быстрее, чем длительная процедура продажи недвижимости. При планировании схем подобного рода следует четко контролировать, чтобы они не производились между аффилированными лицами и организациями, так как это может дать налоговикам повод в признании такого рода сделок фиктивными, со всеми вытекающими последствиями.

По ходу пьесы

Не стоит забывать о текущем налоговом планировании. Одним из основных его элементов является налоговый календарь. Он представляет собой совокупность сведений о сроках уплаты налогов, суммах, предполагаемом выбытии и поступлении объектов основных средств и их перемещении. Для удобства можно также отразить в нем реквизиты для перечисления налогов.

Совершенно очевидно, что полнота его составления, учет особенностей работы компании, контроль его исполнения и своевременное внесение корректив позволят в оперативном порядке регулировать налоговый бюджет компании. В процессе работы совместно с юристами необходимо проводить анализ сделок по приобретению и выбытию основных средств применительно к текущему состоянию дел компании. Несвоевременное принятие на баланс и ввод в эксплуатацию основного средства при отсутствии достаточного количества денежных средств для уплаты налога ведет к доначислению пеней, что уже само по себе является увеличением расходов.

это важно

Основой налогового планирования является максимально правильное использование установленных законом льгот и преимуществ, нестыковок законодательства, анализ позиции контролирующих органов, учет делового оборота и судебной практики.

Есть ли смысл?

Наверняка найдутся скептики, считающие, что налоговое планирование — это пустая трата сил и времени, ведь ситуация меняется практически каждый день. Приводить аргументы «за» и «против» можно до бесконечности, и все же организация плановой работы в отношении уплаты налогов позволит упорядочить работу фирмы. Само по себе налоговое планирование — не самоцель, а элемент формирования финансового бюджета компании. Объективно составленный и исполненный налоговый план позволит высвободить дополнительные активы для развития компании, исключить непредвиденные расходы, снизить количество претензий со стороны налоговых органов.

А. Химичев, эксперт журнала «Практическая бухгалтерия»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA