Брак с «пластиком» по электронному расчету

Брак с «пластиком» по электронному расчету

22.07.2008 распечатать

Активное внедрение информационных технологий во все сферы общественной жизни существенно повлияло и на развитие бизнеса, открыв для него новые возможности. Вот и неуклонно растущая многомиллионная аудитория сети Интернет, каждый пользователь которой является потенциальным потребителем товаров и услуг, привлекает все большее внимание представителей делового сообщества.

Электронная торговля, получившая в последнее десятилетие широкое распространение во всех экономически развитых странах, в России, согласно сведениям, почерпнутым из статистических исследований, по-прежнему не слишком популярна. Причины подобного отставания от прогрессивных держав и способы исправления ситуации стали одной из центральных тем, обсуждавшихся в ходе Второй международной конференции «Рынок процессинговых услуг в России», организованной Агентством социально-экономического партнерства.

«Пластиковый» дефицит

Если следовать данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), российская интернет-аудитория составляет более двадцати миллионов человек. По количеству пользователей Всемирной паутины наше государство располагается в европейском «рейтинге» на почетном третьем месте. Однако наши позиции в другом неофициальном перечне, где по ранжиру расставлены наиболее активные страны-участники электронного товарооборота, плачевны — здесь мы среди аутсайдеров. Эксперты утверждают, что объем средств, обращающихся на рынке российской интернет-торговли, составляет приблизительно миллиард долларов в год. Впрочем, согласно авторитетному мнению председателя комитета по электронной коммерции НАУЭТ Павла Врублевского, даже эта не слишком впечатляющая сумма, скорее всего, несколько завышена. Он убежден, что основная причина столь слабого развития данного сектора экономики и низких оборотных показателей заключается в отсутствии привычки у отечественных потребителей расплачиваться за приобретаемые в Сети товары и услуги банковскими картами, информация с которых и проходит через процессинговые центры. Дело в том, что потенциальные покупатели до сих пор не убеждены в удобстве такого способа приобретения товаров.

Не решает проблему и формально увеличивающееся количество находящегося в обращении «пластика»; ведь его значительная часть — это дебетовые зарплатные карты. Большинство из них являются самыми дешевыми с точки зрения выпуска и дальнейшего обслуживания, но они не создают для держателей дополнительных покупательных возможностей. С их помощью, к примеру, нельзя осуществить платеж через Интернет.

Кредитные учреждения, в свою очередь, тоже не спешат идти навстречу предпринимателям, реализующим в Сети товары и услуги по безналичному расчету. Даже те банки, у которых есть лицензия на деятельность по расчетам с применением пластиковых карт, пока не видят большой выгоды и перспектив в распространении ее действия на интернет-торговлю.

Завоевывая доверие

Несмотря на все трудности, серьезные положительные сдвиги в этой сфере не за горами. По словам Павла Врублевского, «взрывной» рост платежей по банковским картам в электронной коммерции следует ожидать уже в ближайшие три года. Сейчас в Европе и США, пояснил докладчик, локомотивом продвижения карточных платежей является так называемый трэвел-бизнес, то есть значительную долю оборота торговли в Сети составляет продажа интернет-пользователям железнодорожных и авиабилетов. То же самое, считает Врублевский, вскоре ожидает и Россию, что так или иначе позволит повысить интерес и доверие местных потенциальных покупателей к электронным платежам в целом. И это неудивительно: приобретая без проблем дорогостоящий авиабилет через Интернет, потребители получат возможность убедиться в надежности системы веб-покупок по пластиковым картам и, в конечном итоге, обратятся ко всему спектру товаров и услуг на просторах глобальной сети. Предполагается, что уже к 2010-2011 гг. общий оборот электронной коммерции в нашей стране составит порядка двенадцати миллиардов долларов в год.

Национальный расчет

С развитием интернет-торговли все большее значение будет приобретать выбор платежных инструментов. В этом качестве банковские карты уже сейчас наиболее востребованы участниками электронной коммерции. Причем подобное предпочтение вполне объяснимо: карты всемирно известных брендов имеют прозрачный правовой статус, чего, как отмечалось на конференции, пока нельзя сказать об основных «соперниках» банковских карт — электронных деньгах. Их статус до сих пор в законодательстве четко не определен, что отталкивает многих представителей делового сообщества, ведущих бизнес в Интернете, от их применения. Вместе с тем среди карт выявились свои лидеры по частоте использования. В настоящий момент основная часть электронных транзакций в России происходит с использованием пластиковых карт таких международных систем платежей, как Visa и MasterCard. Но, по словам заместителя генерального директора ОАО «Объединение «Мастер» Юрия Оприско, вскоре достойной альтернативой этим системам может стать другая, разрабатываемая в настоящее время сразу несколькими европейскими странами. Подобная национальная платежная система, считает Оприско, должна быть создана и в России. Ее появление неизбежно спровоцирует рост потребителей пока во многом диковинных для россиян интернет-товаров и услуг.

Е. Уйменова, корреспондент «Федерального агентства финансовой информации»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...