Учет ОС индивидуальными предпринимателями

Учет ОС индивидуальными предпринимателями

11.07.2008

ПБОЮЛ, применяющие УСН, должны отражать операции, связанные с приобретением и вводом в эксплуатацию основных средств, в особом порядке. Специфика учета данных затрат напомнит о себе и при смене налогового режима.

Фиксируем расходы...

Согласно действующему законодательству право собственности на некоторые объекты подлежит обязательной регистрации. В частности, данное правило распространяется на основные средства, такие как здания и сооружения, транспортные средства и другие. Как и большинство организаций, индивидуальные предприниматели периодически приобретают и модернизируют ОС. Для ПБОЮЛ, применяющих упрощенную систему налогообложения, Налоговым кодексом предусмотрен особый порядок отражения в учете данных затрат.

Для начала рассмотрим порядок оформления расходов, связанных с ОС, бизнесменом, применяющим «упрощенку» с момента своей государственной регистрации. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса, при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств.

Указанные расходы по объектам, приобретенным (сооруженным, изготовленным) в период применения упрощенной системы налогообложения, принимаются с момента ввода этих ОС в эксплуатацию. Аналогичное правило действует для расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение объектов (подп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК). Напомним, что остаточная стоимость основных средств должна быть не менее 20 000 рублей, а минимальный срок их полезного использования — 12 месяцев.

В соответствии с пунктом 3 статьи 346.16 Кодекса, основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации согласно законодательству Российской Федерации, учитываются в расходах с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Отметим, что документально подтверждать факт подачи документов на регистрацию объектов, введенных в эксплуатацию до 31 января 1998 года, не требуется.

Например, расходы на приобретение ОС (недвижимого имущества), оплаченного и введенного в эксплуатацию в 2008 году, учитываются в целях налогообложения в 2008 году. Обязательным условием является подача его собственниками в 2008 году документов на государственную регистрацию прав на данный объект и наличие документального подтверждения указанной подачи. Расходы ИП на реконструкцию и иные аналогичные работы учитываются в отчетном (налоговом) периоде ввода данного объекта в эксплуатацию после проведения указанных работ (письмо Минфина от 6 июня 2008 г. № 03-1105/142).

Необходимо помнить о том, что расходы бизнесмена, связанные с ОС, признаются после их фактической оплаты и отражаются на последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. При этом такие затраты учитываются только по объектам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности (подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК). Указанные правила распространяются также на расходы, произведенные во время нахождения на УСНО и связанные с введением в эксплуатацию объектов.

...при смене режима

Но как же быть, если бизнесмен в процессе своей деятельности поменял режим налогообложения? В данном случае индивидуальные предприниматели применяют те же правила, что и юридические лица (п. 4 ст. 346.25 НК).

Пунктом 3 данной статьи предусмотрена ситуация, когда при переходе с УСНО на общий режим ИП имеет основные средства, которые не полностью самортизированы за период применения «упрощенки». В этом случае в налоговом учете на дату такого перехода остаточная стоимость ОС определяется путем уменьшения стоимости (остаточной стоимости, определенной на момент перехода на упрощенную систему налогообложения) этих объектов на сумму расходов, определяемую за период применения спецрежима.

Рассмотрим обратную ситуацию, когда ПБОЮЛ переходит с общего режима на «упрощенку». В налоговом учете на дату такого перехода отражается разница между ценой покупки и суммой начисленной амортизации — остаточная стоимость приобретенных ОС, которые оплачены до перехода на спецрежим (п. 2.1 ст. 346.25 НК).

В дальнейшем эта сумма включается в расходы в порядке, установленном подпунктом 3 пункта 3 статьи 346.16 Кодекса. Если срок полезного использования ОС — до 3 лет включительно, то их стоимость включается в расходы в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения. В отношении объектов со сроком полезного использования от 3 до 15 лет включительно действует следующая норма: в течение первого календарного года применения УСНО — 50 процентов стоимости, второго календарного года — 30 процентов стоимости, и третьего календарного года — 20 процентов стоимости. Стоимость основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет учитывается в составе расходов в течение первых 10 лет применения «упрощенки» равными долями.

При этом в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями независимо от момента приобретения (сооружения, изготовления) объектов. Именно такой вывод содержится в письме Минфина от 25 сентября 2007 года № 03-11-04/2/234.

К. Волошин, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA