Перспективы развития малого бизнеса

Перспективы развития малого бизнеса

30.06.2008

Прошлым летом был принят Закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ, всецело посвященный развитию малого и среднего бизнеса. Однако до того, чтобы предприниматели смогли, наконец, вздохнуть свободно, еще очень далеко. На прошедшем недавно в Москве форуме «Малый и средний бизнес — основа социально-экономического развития России в XXI веке» были предложены законодательные новинки, которые должны исправить эту ситуацию.

Бесспорно, принятие Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» стало знаковым событием для бизнеса. Однако, к сожалению, всех проблем коммерсантов этот документ не решил. В числе наиболее злободневных из них как представители делового сообщества, так и чиновники называют избыточные административные барьеры, несовершенство налогообложения некрупных фирм и ПБОЮЛ, а также недостаточное освоение ими отраслей вне сферы торговли.

Ревизии — под сокращение

Преодоление многочисленных бюрократических препон требует от малых компаний и индивидуальных предпринимателей неоправданно больших усилий. Для некоторых желающих открытие и успешное ведение свого дела и вовсе может стать практически невыполнимой задачей. Как отметили участники форума, в нашей стране затраты малого бизнеса, связанные с подобного рода административными барьерами, составляют до 10 процентов выручки от реализации продукции.

Наибольшей «головной болью» предпринимателей остаются различные контрольно-надзорные мероприятия, а потому неудивительно, что существенная часть предложений выступавших касалась именно их. В частности, участники форума предложили законодательно ввести правило, согласно которому первая проверка для малой фирмы или ПБОЮЛ заканчивалась бы не штрафом, а предписанием об устранении выявленных недостатков. Такая поправка может быть внесена в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ. Кроме того, было высказано предложение четко регламентировать число и общую продолжительность плановых проверок, одновременно сведя к минимуму количество оснований для внеплановых. А чтобы не оставить лазеек для недобросовестных контролеров, выступавшие предложили ужесточить санкции по отношению к госслужащим-нарушителям. В таком случае, считает замруководителя Центра экспертизы проблем предпринимательства «ОПОРЫ России» Юлия Голенкова, пострадавшую сторону нужно извещать о назначенном должностному лицу наказании, а результаты ревизий, проводившихся с нарушением правил, признавать недействительными.

Мораторий на приватизацию госимущества

Защита интересов малого предпринимательства необходима и при решении имущественных вопросов. Так, в рамках форума не раз прозвучало требование приостановить процесс приватизации муниципальной и государственной недвижимости, арендуемой ПБОЮЛ и небольшими компаниями, вплоть до принятия закона, гарантирующего им преимущественное право выкупа помещений. Проблема в том, что зачастую местные власти игнорируют интересы малых арендаторов, предпочитая выставлять недвижимость на аукцион, где шанс приобрести ее заведомо выше у более крупных игроков. Предложенные поправки в законодательство и призваны предотвратить развитие подобной ситуации.

Кроме того, собравшиеся настаивали на законодательном уточнении требований к процедуре сдачи помещений в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. В том числе говорилось о необходимости установить исчерпывающий перечень документов для заключения подобных договоров, обеспечить публичность информации о порядке предоставления свободных зданий, а также предусмотреть обязательное использование долгосрочных (свыше трех лет) договоров аренды.

Меж тем сам законопроект об особенностях приватизации арендованного госимущества депутаты намерены окончательно принять до завершения весенней парламентской сессии. Но прежде, как отметил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному и процессуальному законодательству Владимир Груздев, в документ будут внесены некоторые коррективы. В частности, пояснил он, не исключено, что срок действия закона будет продлен до 1 июля 2010 года.

Пополнение в рядах «упрощенцев»

Не менее важной является проблема совершенствования системы налогообложения. Многие коррективы нормативно-правовой базы, о которых на форуме говорили как представители бизнес-сообщества, так и чиновники, в первую очередь затрагивают спецрежимы. Например, участники выдвинули идею внести поправки в Налоговый кодекс, разрешающие применять УСН фирмам и предпринимателям, чей годовой доход составляет до 100 миллионов рублей. Это стало бы существенным увеличением «упрощенного» лимита, поскольку сейчас, согласно пункту 2 статьи 346.12 НК, доходы организации, подающей заявление о переходе на УСН, за 9 месяцев не должны превышать суммы в 15 миллионов рублей, скорректированной на ежегодно устанавливаемый коэффициент-дефлятор.

На облегчение жизни «упрощенцев» направлены и несколько других поправок в налоговое законодательство. В частности, сообщалось о направленном в Госдуму законопроекте, согласно которому юрлица и индивидуальные предприниматели, действующие в режиме УСН, смогут подавать налоговую отчетность не ежеквартально, а раз в год. А чтобы сделать сотрудничество с малым бизнесом более привлекательным для крупных фирм, планируется предусмотреть особенности исчисления НДС организациями, применяющими общий режим налогообложения, при совершении сделок с компаниями и ПБОЮЛ-«упрощенцами».

«Высокотехнологичные» льготы

По мнению докладчиков, нормативно-правовое закрепление различных преференций потребуется и для решения проблемы, связанной с недостаточным освоением малым бизнесом «продвинутых» форм предпринимательства. Сейчас в России около 75-80 процентов малых компаний заняты в торговле, а такие отрасли, как промышленность, транспорт и сфера услуг, зачастую остаются вне их интересов. То же касается и высокотехнологичных отраслей: о необходимости участия в них некрупных компаний не раз говорилось на самом высоком уровне.

Способствовать освоению малыми и средними фирмами такого вида предпринимательства участники форума предлагают несколькими способами. В качестве одного из методов подобного стимулирования планируется дать право инновационным предприятиям включать в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы на капитальные вложения в размере не более 50 процентов первоначальной стоимости основных средств, а также освободить малые и средние компании от налога на имущество, используемое для научно-исследовательской и экспериментальной деятельности. Кроме того, выступавшие предложили разрешить российским вузам открывать малые инновационные предприятия. Также, по их мнению, для эффективного развития инфраструктуры высокотехнологичного предпринимательства важно существенно увеличить финансирование создания бизнес-инкубаторов и технопарков, внеся соответствующие поправки в Закон от 24 июля 2007 года № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008-й и плановый период 2009-2010 годов».

Госзаказ без залога

В ходе обсуждений льгот, необходимых для успешного развития предпринимательства, поднимался вопрос о правах небольших фирм и ПБОЮЛ в торгах по размещению государственного заказа. Например, было предложено внести коррективы в статью 15 Закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ, согласно которым представителям малого бизнеса не придется вносить задаток в качестве обеспечения заявки на участие в подобном конкурсе. Кроме того, как считает зампредседателя Комитета по государственному заказу и развитию предпринимательства Московской ассоциации предпринимателей Валентин Кузнецов, при целенаправленном размещении заказа у малых компаний необходима отмена требования обеспечить исполнение контракта в размере до 30 процентов от начальной цены. Исключение он предусматривает лишь в том случае, когда условиями договора предусмотрена уплата аванса. Согласно же ныне действующим правилам, задаток может составлять пять процентов от начальной цены контракта, которая, в свою очередь, порой достигает трех миллионов рублей. Причем если уполномоченным органом установлено требование обеспечения заявки на участие в конкурсе, то оно в равной мере должно распространяться на всех участников размещения заказа с указанием на это в конкурсной документации.

В ожидании перемен

Так или иначе, все рекомендации представителей делового сообщества по итогам обсуждений были направлены в федеральное правительство и различные профильные ведомства. Некоторые из прозвучавших на форуме инициатив, по словам его участников, могут воплотиться в жизнь уже в ближайшем будущем. Теперь же остается только надеяться, что чиновники не отложат в долгий ящик решение наиболее важных для развития малого и среднего бизнеса вопросов, а сами предприниматели будут и впредь активно участвовать в выработке предложений по укреплению и совершенствованию законодательства, отстаивая собственные права и интересы.

Е. Уйменова, корреспондент «Федерального агентства финансовой информации»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное