Бухгалтер «в квадрате»

Бухгалтер «в квадрате»

20.06.2008

Бухгалтерия — это, конечно, не центр вселенной, но уж точно перекресток всей деловой жизни. Выписать счет, взять справку, получить зарплату — если понадобилось что-то из этого списка, работники организации отправляются в бухгалтерию. Но известно ли им, что необходимо самому специалисту и в каких условиях он должен трудиться, чтобы обеспечить выполнение всех рабочих пожеланий?

В метре от успеха

О российских нормативах площади на одного труженика офиса вообще и бухгалтера в частности сказано немало. Одни говорят о 4,5 кв. м на человека, другие отстаивают право на 10 кв. м. Ведущий научный сотрудник лаборатории физиологии труда и профессиональной эргономики НИИ медицины труда Эмилия Шарданова подчеркивает, что по санитарным правилам и нормам на одного работника должно приходиться примерно 6 кв. м офиса. Меньшая площадь — 4,5 кв. м — допустима только в том случае, если бухгалтеру поставили плоский жидкокристаллический монитор. Расстояние между столами в этом случае должно составлять сбоку не менее 2 м, а спереди и сзади — по 1—2 м.

Если же сотрудники бухгалтерии находятся в офисе друг к другу лицом, то расстояние между рабочими местами желательно увеличить, уверена директор компании «Элекком» центра готовых офисных решений Елена Бородуля. Несоблюдение этих условий вызовет дискомфорт и создаст технические проблемы, например, коллегам будут мешать звуки клавиатуры. Кроме того, чем больше времени проводит сотрудник на своем месте в кабинете, тем значительнее количество площади, необходимой ему для эффективной работы. В частности, это касается бухгалтеров, которые, как правило, никуда не уходят из офиса.

Рабочая зона

Для того чтобы сделать рабочее помещение наиболее уютным для специалиста, в первую очередь нужно правильно расположить мебель. К примеру, если шкафы и тумбочки с рабочими документами стоят на расстоянии 3 м и более от бухгалтера, «походы» за документами и обратно «съедают» до 20 процентов рабочего времени, говорит один из руководителей мебельной компании «А-КРАФТ» Алексей Крылов:

— Чтобы определить, на каком расстоянии должны лежать документы, расставьте руки в стороны и очертите круг.

Специалист также советует забыть про закупку в бухгалтерию таких шкафов, какие обычно приобретаются в другие отделы. Рациональнее установить специальные картотечные модели, которые, к примеру, можно увидеть в библиотеках. В подобных шкафах можно хранить личные дела или расчетные листки на каждого сотрудника. Кроме того, если компания ведет дела со многими поставщиками и контрагентами, то отдельные ячейки хорошо подойдут для хранения договоров и иной документации по каждому партнеру. Особенно полезны подобные шкафы будут бухгалтерам, которые совмещают свою работу с деятельностью кадровика, что не редкость для малых и средних предприятий.

Но даже если картотека не нужна, учитывая, что, несмотря на всеобщую компьютеризацию, в бухгалтерии по-прежнему сохраняется большой бумажный документооборот, специалисты советуют создать здесь специальную архивную зону. Документы в этом случае можно разместить на высоких стеллажах, перемещаемых по рельсам. При этом свободным остается только небольшой проход между стеллажами. Такая планировка эффективно использует практически каждый кубический сантиметр пространства.

В связи с вышесказанным многие могут возразить: идея архивной зоны, конечно, хороша, но как выделить под нее место, не ущемив при этом право сотрудников на личное пространство?

Этому помогут специальные системы перегородок, позволяющие даже на относительно небольших площадях создать обособленные помещения. И что особенно важно в случае с бухгалтерией, они не только «очертят» пространство, определяя его границы, но и гарантируют хороший уровень звукоизоляции, без которой работать с цифрами невозможно.

Стол превращается...

Получается, что шкафы и архивы в офисе немаловажны, но все же не они являются главным предметом мебели в бухгалтерии, ведь основная работа специалиста протекает за столом. Оказывается, существуют требования и к его «метражу». Руководитель отдела корпоративных продаж компании «Элекком — Центр готовых офисных решений» Михаил Малоземов говорит, что площадь стола зависит не от должности, а от количества документов, с которыми приходится работать:

— Если хотя бы четверть времени сотрудник имеет дело с бумагами, длина стола должна быть не менее 1,4 м. Когда работа с печатными документами занимает большую часть времени, эксперты рекомендуют использовать более сложную компоновку рабочего места, размещая оргтехнику на отдельном приставном столе. Общий принцип — чем разнообразнее характер работы, тем больше элементов требуется: рабочий стол, компьютерный стол, приставка под лотки для бумаг, конференц-приставка и т. д.

Однако, руководствуясь всеми этими требованиями, можно окончательно заставить все свободные площади. Поэтому более логично применять возможности современной мебели. Например, в компании «Астарта престиж» предлагают использовать для этого новый продукт — мобильную многофункциональную мебельную систему. Она совмещает в себе перегородки и мебель, а также способна в короткие сроки превратить пустое помещение в рабочий офис. Дело в том, что мебельная система разделяет кабинет на функциональные зоны. Она бывает как глухой с двух сторон, создавая закрытый тип офисного пространства, так и открытой, образуя офис в популярном сейчас стиле open space. Высота мебели может быть равной высоте стен в помещении. Кроме того, мебельную систему реально установить по периметру помещения, применив так называемый пристенный вариант, а также встраивать в любые пустующие ниши. Более того, данная разработка позволяет организовать рабочие места даже внутри системы, если столешница, например, проектируется как часть конструкции. В элементах такой мебели удобно расположить офисную технику, при этом ее проводка укладывается в цокольную часть и становится незаметной.

Просящему воздастся

За рубежом к оборудованию рабочего места относятся гораздо серьезнее, чем в России. На западе уверены: хорошее самочувствие работника — залог успешного развития предприятия. Например, в Германии существуют специальные лаборатории, специалисты которых заранее, еще до постройки здания, продумывают, как в нем будут располагаться рабочие места.

К сожалению, российские руководители пока не столь яро заботятся о здоровье своих работников, но встречаются и приятные исключения, считает Эмилия Шарданова:

— Как правило, причиной беспокойства начальников становятся письма сотрудников, которые настойчиво просят улучшить условия их труда. Поэтому, вместо того чтобы безропотно сидеть на деревянной табуретке около старого сейфа, заменившего вам стол, попробуйте обратиться к начальству. Ведь «коэффициент полезного действия» бухгалтера напрямую зависит от того, в каких условиях он работает.

Кофе с печатью

Сэкономить место можно и за счет «главного героя» офисных будней — компьютера. Помимо наиболее распространенного способа с заменой монитора на более компактный — жидкокристаллический, сейчас на рынке появляются по-настоящему инновационные разработки, делающие использование компьютера более удобным. Например, уже довольно широко внедряется сенсорная технология, которая применяется при производстве сотовых телефонов и карманных компьютеров. Благодаря ей отсутствует необходимость в клавиатуре и компьютерной мышке: управлять «искусственным интеллектом» можно непосредственно с дисплея, на котором и располагаются все необходимые кнопки. Однако на этом производители не останавливаются и предлагают порой не только компактные, но и оригинальные идеи, например компьютер, который представляет собой сенсорный 30-дюймовый дисплей, встроенный в кофейный столик. Подобная модель может стать не только рабочим местом, но и территорией для небольшого отдыха, где приятно расслабиться за чашечкой кофе.

Аналогичная идея отдыха, «не отходя от кассы», воплощена и в концептуальной разработке от известного зарубежного дизайнера Лукаса Ко. Он создал принтер, который одновременно является и устройством для печатания документов, и столиком, на котором можно расставить чайные принадлежности. Таким образом, вновь налицо попытка и сэкономить офисные площади, и создать наилучшие условия для работы и отдыха дорогих сотрудников.

Андрей Павлов, эксперт компании «Астарта престиж»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное