«Входной» НДС для ИП

«Входной» НДС для ИП

19.06.2008

Деятельность индивидуальных предпринимателей имеет ряд отличий от деятельности юридических лиц. В первую очередь они касаются порядка ведения бухгалтерского и налогового учета. Об особенностях расчетов с бюджетом по НДС, установленных для ПБОЮЛ, находящегося на общем режиме налогообложения, и пойдет речь.

Немного теории

Как известно, индивидуальные предприниматели — это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п. 2 ст. 11 НК). Их деятельность весьма специфична, что находит отражение в действующем законодательстве.

Федеральным законом от 29 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» определено, что ПБОЮЛ ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством (п. 2 ст. 4 Закона).

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Налогового кодекса, индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов в порядке, определяемом Минфином России. Данный порядок утвержден совместным приказом главного финансового ведомства и МНС России от 13 августа 2002 года № 86н/БГ-3-04/430 (далее — Порядок).

Все хозяйственные операции, направленные на получение дохода, а также связанные с несением расходов на предпринимательскую деятельность, бизнесмен обязан фиксировать в «Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя». Операции о полученных доходах и произведенных расходах должны отражаться в книге учета в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом (п. 4 Порядка). При этом пунктом 13 Порядка предусмотрено, что расходы отражаются в книге учета кассовым методом, то есть после их фактической оплаты.

Как быть с НДС?

Итак, с порядком ведения учета ПБОЮЛ немного разобрались. Но как определить момент принятия на учет продукции и имущественных прав для получения вычета по «входному» НДС? По данному вопросу высказали свое мнение представители Минфина в письме от 23 мая 2008 года № 03-07-11/198.

В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Кодекса, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, подлежат вычетам в случае их использования для осуществления операций, облагаемых налогом. Порядок применения вычетов по «входному» НДС установлен пунктом 1 статьи 172 Кодекса. Согласно данному пункту суммы налога подлежат вычетам после принятия на учет указанной продукции при наличии соответствующих первичных документов и счетов-фактур.

Таким образом, эксперты Минфина приходят к выводу о том, что суммы «входного» НДС следует предъявлять к вычету при выполнении вышеуказанных условий по мере отражения операций по приобретению этих товаров в книге учета.

Позиция служителей Фемиды

Представители Минфина настаивают на том, что наличие счетов-фактур является обязательным условием для получения вычета по «входному» НДС. На практике же оказывается, что данное правило применяется не во всех случаях. Если бизнесмен приобретает товары за наличный расчет, то оформление счетов-фактур в качестве оправдательных документов вовсе не обязательно. Именно такой вывод содержится в определении ВАС от 5 марта 2008 года № 17718/07.

В ходе разбирательства было установлено, что предпринимателем осуществлялась деятельность по перевозке пассажиров (такси), и для этих целей им приобретались горюче-смазочные материалы. Их покупка оформлялась выдачей бизнесмену контрольно-кассовых чеков. Счета-фактуры при этом отсутствовали.

Согласно пункту 7 статьи 168 Кодекса, при реализации продукции за наличный расчет организациями розничной торговли требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.

ГСМ в спорный период приобретались предпринимателем за наличный расчет, в частности, на автозаправочных станциях, осуществляющих розничную торговлю для населения, и использовались для осуществления предпринимательской деятельности.

Р. Тимохин, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA