Отчетность «по-крупному»

Отчетность «по-крупному»

16.06.2008

В условиях всеобщей глобализации экономики уже никого не удивишь процессами слияний и поглощений. Вполне логично, что чем крупнее компания, тем больший интерес со стороны контролирующих органов она вызывает. Однако так ли уж просто получить статус крупнейшего налогоплательщика? Каковы особенности исчисления и уплаты налогов мегакорпорациями? Попробуем разобраться...

Вам письмо

Для начала рассмотрим критерии, по которым налоговики определяют, какие из налогоплательщиков являются крупнейшими. Эти критерии утверждены приказом МНС России от 16 апреля 2004 года № САЭ-3-30/290@, впоследствии изменены и дополнены приказом ФНС России от 16 мая 2007 года № ММ-3-06/308@.

Основным критерием отнесения налогоплательщика к категории крупнейших являются показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год согласно данным бухгалтерской отчетности организации. К ним относятся: суммарный объем начислений федеральных налогов; объем выручки (дохода) от продажи и операционных доходов; размер активов. Если хотя бы один из перечисленных показателей превысил установленное приказом значение, то компания подлежит налоговому администрированию на федеральном либо региональном уровне (в зависимости от достигнутого значения).

Вторым критерием являются отношения взаимозависимости между организациями. Данные отношения определяются в порядке, установленном статьей 20 Налогового кодекса. В частности, юридические лица являются взаимозависимыми, если одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов (подп. 1 п. 1 ст. 20 НК). Проще говоря, если фирма является учредителем крупнейшего налогоплательщика либо владеет долей в его уставном капитале, то она также является крупнейшим налогоплательщиком. Естественно, такая компания подлежит налоговому администрированию на том же уровне, что и взаимозависимое лицо.

Итак, инспекция определила, что фирма является крупнейшим налогоплательщиком. После этого происходит постановка организации на учет в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам в порядке, установленном приказом Минфина от 11 июля 2005 года № 85н. Отметим, что при этом ИНН организации не изменяется. ИФНС присваивается новый код причины постановки на учет (КПП), первые четыре знака которого — код межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. Признак отнесения организации к крупнейшему налогоплательщику содержится в пятом и шестом знаках КПП, имеющих значение 50.

В дальнейшем инспекция направляет организации уведомление о постановке на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика по форме № 9-КНУ (утверждена приказом ФНС России от 26 апреля 2004 г. № САЭ-3-09/178@).

Фирма приобретает статус крупнейшего налогоплательщика с момента ее постановки на учет в ИФНС в этом качестве и получения от налогового органа соответствующего уведомления. Именно к такому выводу пришли эксперты Минфина в письме от 4 мая 2008 года № 03-02-07/1-169.

Что же дальше?

Вполне естественно, что после такого изменения налогового статуса для компании несколько меняется порядок подачи налоговых деклараций и уплаты налогов.

Согласно пункту 3 статьи 80 Налогового кодекса, крупнейшие налогоплательщики представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны подавать в соответствии с налоговым законодательством, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Компании заполняют налоговые декларации по организации, по каждому своему обособленному подразделению, транспортному средству, объекту недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога), а также по земельному участку. При заполнении титульного листа налоговых деклараций по налогам, администрируемым межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, указываются реквизиты (КПП, наименование и код налогового органа) в строгом соответствии с Уведомлением по форме № 9-КНУ.

По остальным налогам (налогу на имущество, земельному налогу, транспортному налогу) в налоговых декларациях указываются реквизиты (ИНН, КПП, наименование и код налогового органа) по месту нахождения соответствующего объекта, подлежащего налогообложению.

Отметим, что вышеописанные правила распространяются также и на уточненные налоговые декларации. Следовательно, налогоплательщик, отнесенный к категории крупнейших, представляет уточненные налоговые декларации в налоговый орган по месту его учета в таком качестве.

Напоследок нельзя не упомянуть о порядке заполнения платежных поручений. При оформлении «платежек» следует руководствоваться Правилами указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (утверждены приказом Минфина России от 24 ноября 2004 г. № 106н). При этом в поле 105 «платежки» на перечисление налога необходимо указывать код ОКАТО того муниципального образования, на территории которого находится объект налогообложения.

Т. Петрухина, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA