Второе рождение БСО

Второе рождение БСО

04.06.2008

Постановлением от 6 мая 2008 г. № 359 правительство утвердило новое положение об осуществлении наличных расчетов с населением без использования контрольно-кассовой техники. В многом этот документ воспроизводит положения ранее действующего порядка применения БСО. Вместе с тем имеет место и ряд существенных изменений, на которых стоит остановиться подробнее.

Закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ позволяет некоторым фирмам и предпринимателям отказаться от использования кассового аппарата при расчетах с покупателями при условии выдачи им соответствующих бланков строгой отчетности. Такая привилегия предоставлена тем хозяйствующим субъектам, которые оказывают услуги непосредственно населению. Решив воспользоваться ею, фирмы обязаны при расчетах с клиентами руководствоваться определенными правилами, устанавливаемыми кабинетом министров (п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Ранее они были регламентированы Положением, утвержденным постановлением правительства от 31 марта 2005 г. № 171 (далее — постановление правительства № 171). Дата вступления в силу нормативно-правового акта, предусматривающего новый порядок осуществления денежных расчетов с населением без использования ККТ, — 21 мая 2008 г.

Час «икс» вновь перенесен

Прежде всего успокоим тех коммерсантов, которые до сих пор вынуждены использовать старые бланки строгой отчетности, — им не придется в срочном порядке обзаводиться кассовой техникой.

Напомним, что в свое время постановлением правительства № 171 срок «годности» БСО, утвержденных до вступления в силу данного нормативного акта, был ограничен. С 1 января 2007 года фирмам и предпринимателям предписывалось перейти на бланки нового образца. Однако до установленной даты обновленных форм подобных документов дождались лишь единицы. Тем же, кто не попал в число этих счастливчиков, «светила» далеко не радужная перспектива. Ведь если в отношении какой-либо из сфер деятельности БСО не утвержден, то о неприменении ККТ фирма, работающая в этой области, может забыть. Тем не менее «бури» удалось миновать — срок действия бланков строгой отчетности «старого» образца продлили до 1 сентября 2007 года, а затем и до 1 июня 2008 года. Вместе с тем в преддверии последнего означенного часа «икс» ситуация с количеством утвержденных форм «отчетных» документов мало изменилась. Но не будем наводить панику — согласно постановлению правительства от 6 мая 2008 г. № 359 «момент истины» вновь перенесен (далее — постановление правительства № 359).

Итак, бланки строгой отчетности, которые были утверждены до принятия постановления правительства № 171, коммерсанты вправе использовать вплоть до 1 декабря текущего года. Что касается БСО, утвержденных уже в соответствии с данным нормативным актом, то их обращение бессрочно (по крайней мере, пока) либо должно быть прекращено с момента появления на свет соответствующих бланков по правилам нового постановления правительства № 359. А правила эти действительно изменились.

Самоутверждение БСО

Если ранее утверждение форм бланков строгой отчетности являлось прерогативой исключительно Министерства финансов, то теперь ситуация кардинально меняется. В частности, пункт 5 нового Положения, утвержденного постановлением правительства № 359, гласит, что если какие-либо госведомства согласно российскому законодательству наделены полномочиями по утверждению форм БСО, то, в общем-то, они эту функцию и реализуют. При этом понятно, что пока ни одно министерство, равно как ни одна федеральная служба, подобными полномочиями не обладают. Тот же Минфин утверждал бланки строгой отчетности лишь на основании пунктов 3 и 12 Положения, утвержденного постановлением правительства № 171, которое с 21 мая текущего года утратил силу. Впрочем, не секрет, что глава государства Указом от 12 мая 2008 г № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» изменил как структуру, так и полномочия отдельных ведомств. Так что при корректировке положений о соответствующих министерствах не исключено и внесение необходимых норм, относящихся к утверждению БСО.

Кроме того, пунктом 6 документа предусмотрено, что в случае необходимости исключения из бланка ряда обязательных реквизитов (п. 3 Положения) при оказании услуг учреждениями культуры и услуг физической культуры и спорта, формы таких бланков утверждаются тем органом государственной власти, который регулирует данную сферу деятельности.

Вместе с тем по смыслу указанных норм Положения, получается, что если полномочиями по утверждению необходимого фирме БСО не наделено ни одно из госведомств, то компания вправе разработать и утвердить бланк самостоятельно. Более того, как пояснил эксперту «ФАФИ» источник в Минфине, в большинстве случаев именно так и придется поступать. «Пункты 5 и 6 Положения — это скорее исключения, нежели правило», — подчеркнул чиновник. Но, безусловно, не стоит забывать, что бланк «сделай сам» должен содержать все обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 3 Положения.

Особые приметы

К слову сказать, перечень обязательных реквизитов бланков строгой отчетности также претерпел изменения. Так, сведения об утверждении формы документа больше к таковым не относятся. Нет необходимости указывать и код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации, равно как и ОКПО фирмы или предпринимателя, выдавших БСО. Утратили «обязательный» статус и такие сведения, как единица измерения оказания услуг. Зато теперь фирмам придется указывать в бланке юридический адрес — местонахождение постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (либо, в случае отсутствия последнего, иного органа или лица, имеющих право действовать от имени компании без доверенности). Кроме того, среди обязательных реквизитов теперь поименовано не только наименование, но и организационно-правовая форма организации. Индивидуальным предпринимателям же достаточно указать фамилию, имя и отчество. Помимо прочего, хозяйствующим субъектам предоставлена возможность дополнять сведения, вносимые в БСО, любыми другими реквизитами, которые характеризуют специфику оказываемой услуги.

Альтернатива типографии

Наконец, еще одним довольно значительным изменением стала возможность формировать бланки строгой отчетности с использованием автоматизированных систем. Напомним, что ранее изготавливать БСО можно было лишь типографским способом. Теперь же заполнить бланк можно и на компьютере, а вывести на печать с помощью принтера. Правда, при этом должно быть обеспечено соблюдение двух условий. Во-первых, автоматизированная система должна иметь надежную защиту от несанкционированного доступа и идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее пяти лет. По требованию налоговиков фирмы и предприниматели обязаны представить им всю информацию о выпущенных документах. Во-вторых, необходимо, чтобы при заполнении и распечатывании БСО сохранялись уникальный номер и серия бланка.

Ю. Ивлева, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное