Расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль: проблемные вопросы

Расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль: проблемные вопросы

19.05.2008

Операции, связанные с отражением затрат у бухгалтеров, неизменно вызывают ряд сложностей. Неправильное обоснование фирмой расходов при исчислении налога на прибыль может повлечь наложение значительных штрафов. Помочь избежать трудностей нашим читателям согласился консультант Департамента бюджетной политики Минфина Юрий Лермонтов.

— Фирмой был приобретен мобильный телефон для работы. Можно ли списать его на затраты? И как обосновать для налоговой инспекции необходимость его использования?
— Согласно разъяснениям Минфина, изложенным в письме от 27 июля 2006 г. № 03-03-04/3/15, чтобы включить затраты на мобильную связь в состав прочих расходов, организация обязательно должна иметь следующие документы: утвержденный руководителем список работников, которым необходимо пользоваться сотовой связью; договор с оператором на оказание услуг; детализированный счет по каждому числящемуся за фирмой абонентскому номеру. Ведомство считает, что только наличие всех этих документов позволит организации уменьшить базу по налогу на прибыль на телефонные расходы.
Однако арбитражная практика по данному вопросу складывается несколько иначе. По мнению судов, для того чтобы уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на расходы по оплате услуг сотовой связи было признано правомерным, достаточно доказательств того, что сами мобильные переговоры носят производственный характер. Об этом, к примеру, говорится в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 1 марта 2006 г. № Ф08-504/2006-240А. Суды также склоняются к тому, что предоставленные фирмой утвержденное штатное расписание, список работников и приказ об определении должностей сотрудников, которым разрешено пользоваться мобильным телефоном, являются доказательствами ведения персонального учета работников фирмы, пользующихся сотовой связью (например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 сентября 2006 г. № А56-15224/2005). При этом компания вправе включить затраты по оплате мобильной связи в состав прочих расходов независимо от того, кому принадлежат средства связи — работникам или организации.
А учитывая позицию налоговых и судебных органов, правомерность отнесения затрат на пользование услугами сотовой связи в состав расходов (даже при наличии у организации стационарных телефонов), уменьшающих налогооблагаемую прибыль, компании, очевидно, придется доказывать в суде.
— Организация в подотчет выдала сотруднику деньги, на которые в подарок куплены конфеты и вино на сумму 600 рублей. В каком порядке данные расходы отражаются в бухгалтерском и налоговом учете?
— В налоговом учете представительские расходы включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 22 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. При этом абзацем 3 пункта 2 статьи 264 Налогового кодекса предусмотрено, что представительские расходы в течение отчетного периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процентов от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот налоговый период. Таким образом, для целей налогообложения прибыли представительские расходы являются нормируемыми.
В бухгалтерском учете операция отражается следующими проводками:

Дебет 71     Кредит 50
— выдано из кассы под отчет на представительские расходы;

Дебет 44     Кредит 71
— отражены представительские расходы.

— Имеет ли право организация амортизировать имущество, которое получено безвозмездно?
— Пунктом 1 статьи 257 Налогового кодекса предусмотрено, что, в случае если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, первоначальная стоимость данного основного средства определяется как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктом 8 статьи 250 Налогового кодекса.
То есть при получении имущества, работ, услуг безвозмездно, оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 40 Налогового кодекса, но не ниже установленной в соответствии с главой 25 Налогового кодекса остаточной стоимости по амортизируемому имуществу. Либо не ниже затрат на производство или приобретение по иному имуществу, выполненным работам, оказанным услугам. Таким образом, налогоплательщик амортизирует безвозмездно полученное имущество в общеустановленном порядке.
— Процентная ставка на момент заключения договора банковского кредита устанавливается в размере 15 процентов годовых на весь срок пользования кредитом. Размер процентной ставки при этом может быть изменен банком в одностороннем порядке — как в связи с изменением ставки рефинансирования, так и по решению органов управления банком вследствие изменения процентной политики банка. Фактически процентная ставка банком не изменяется. Исходя из какой ставки рефинансирования принимать расходы в налоговом учете?
— Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам регулируются статьей 269 Налогового кодекса. Расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце — для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах под аналогичные обеспечения. При определении среднего уровня процентов по межбанковским кредитам принимается во внимание информация только о межбанковских кредитах. При этом существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.
При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка, увеличенной в 1,1 раза при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 15 процентам — в иностранной валюте. Под ставкой рефинансирования Центрального банка понимается та ставка, которая действовала на дату привлечения денежных средств в отношнеии долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, а в отношении прочих долговых обязательств — ставка рефинансирования действующая на дату признания расходов в виде процентов.
— Сотрудники прошли обучение по МСФО по договору с организацией. Документы (акт, договор) есть. Сбор за экзамен оплатило предприятие. Можно ли учесть в расходах стоимость обучения по МСФО и регистрационный сбор?
— В соответствии с подпунктом 23 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса для целей налогообложения в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включаются расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате компании, на договорной основе в порядке, предусмотренном пунктом 3 вышеуказанной статьи. При соблюдении ограничений, установленных пунктом 3 статьи 264 Налогового кодекса, расходы на обучение по программе МСФО относятся к расходам на повышение профессиональной подготовки и уменьшают налогооблагаемую базу по прибыли.
— В каком порядке в целях налогообложения прибыли учитываются затраты на продвижение и раскрутку сайта, когда другая фирма оптимизирует нам сайт так, чтобы его часто посещали?
— Общераспространенной практикой является подход, когда организации с целью продвижения своего интернет-сайта заключают договор с разработчиком поисковой системы, предметом которого является регистрация сайта и ключевых слов в поисковике. В соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса расходы на рекламу производимых либо приобретенных и реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, и уменьшают налогооблагаемую прибыль. Согласно пункту 4 статьи 264 Налогового кодекса, к расходам организации на рекламу для целей налогообложения прибыли относятся в том числе расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации и телекоммуникационные сети.
Очевидно, что затраты организации по продвижению своего интернет-сайта через поисковые системы носят рекламный характер и подлежат включению в полном объеме в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль в соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.

Благодарим www.provodka.ru, www.audit-it.ru и www.buhgalteria.ru за информационную поддержку при организации Горячей линии.

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA