«Простойный» учет

«Простойный» учет

15.05.2008

Приостановка деятельности на предприятии возможна как полностью, так и по одному из ее видов. Последствия для предприятия во многом будут определяться причинами приостановки. Для бухгалтера в этом случае актуален вопрос: нужно ли вести учет и представлять отчетность в период временной «заморозки» деятельности и как подтвердить расходы в период простоя? Ответ на эти и другие вопросы — в нашей статье.

В случае приостановки деятельности доходы у организации, как правило, отсутствуют. Однако не исключено, что в этот период фирма может получить доходы, например, в виде страховых выплат или штрафных санкций со стороны контрагента. При этом организация продолжает нести расходы (по уплате налога на имущество, ЕСН и т. д.). Эти операции необходимо отражать в бухгалтерском и налоговом учете в период простоя.

это важно

Если расходы по временной приостановке деятельности не могут быть признаны для целей налогообложения прибыли, то ЕСН на оплату времени простоя не начисляется.

Для целей налогового учета затраты от приостановленной деятельности включаются в состав внереализационных расходов в случаях, связанных c:

  • консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, в том числе затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов (подп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ);
  • убытками отчетного периода в виде не компенсируемых виновниками потерь от простоев по внешним причинам (подп. 4 п. 2 ст. 265 НК РФ). К таким причинам могут относиться неподача снабжающими организациями топлива, воды, электроэнергии, железнодорожных вагонов и т. п.;
  • затратами на аннулированные производственные заказы и затратами на производство, не давшее продукции (подп. 11 п. 1 ст. 265 НК РФ). Для их признания требуется документальное подтверждение заказчика об отказе от ранее принятых на себя договорных обязательств;
  • простоями по внутрипроизводственным причинам в результате, например, неисправности оборудования и др. (подп. 3 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Таким образом, расходами в период простоя признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода и продолжение деятельности в будущем (п. 1 ст. 252 НК РФ). При этом Налоговый кодекс не требует, чтобы все расходы были непосредственно связаны с получением конкретного дохода.

В подтверждение отсутствия предпринимательской деятельности в налоговую следует представить документы в зависимости от причины приостановки деятельности (см. таблицу).

Таблица. Документы, подтверждающие отсутствие предпринимательской деятельности

Возможные причины приостановки деятельностиПодтверждающие документы
По решению судебных органов или предписанию контролирующих органов
  • постановление суда о приостановлении предпринимательской деятельности;
  • акты (предписания) о приостановлении предпринимательской деятельности, выданные контролирующими органами
В связи с ремонтом помещения
  • справка из жилищно-коммунального хозяйства;
  • договоры подряда на ремонт помещения;
  • платежные документы
Особенности работы рынков, ярмарок
  • справки администраций рынков, ярмарок о количестве дней аренды торговых мест;
  • договоры аренды (субаренды);
  • организационно-распорядительные документы;
  • платежные документы
Сданное в аренду помещение не используется
  • договор аренды (дополнительное соглашение);
  • платежные документы
Праздники и выходные
  • табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда (форма № Т-12);
  • табель учета рабочего времени (форма № Т-13);
  • расчетно-платежная ведомость (форма № Т-49) и другие первичные учетные документы по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда;
  • внутренний трудовой распорядок
«Нулевая» отчетность

При отсутствии предпринимательской деятельности компании могут отчитываться по единой (упрощенной) налоговой декларации (форма утверждена приказом Минфина России от 10 июля 2007 г. № 62н). «Нулевая» декларация представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

Что касается «вмененщиков», то они, как правило, чаще приостанавливают свою деятельность, реагируя таким образом на сезонные или временные колебания рыночной конъюнктуры. В этом случае у организации отсутствует обязанность по уплате единого налога на вмененный доход. Вместе с тем, исходя из норм главы 26.3 Налогового кодекса, указанные налогоплательщики не освобождаются от обязанности представлять налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход за налоговые периоды, в течение которых предпринимательская деятельность временно не велась, и подтвердить это следует документально.

Например, если фирма занимается розничной торговлей и временно приостановила свою деятельность, то одним из доказательств этого может быть договор аренды помещения или договор подряда на ремонт торгового помещения и т. д.

Если же «вмененщик» отработал хотя бы день в период приостановления деятельности, то ему следует рассчитать налог за этот период, скорректировав базовую доходность, исходя из того, сколько фактически было отработано за месяц (ст. 346.27 НК РФ).

Предсказуемая причина

Из всех причин приостановления деятельности только сезонный фактор является прогнозируемым. В этом случае возможны два способа отражения расходов в период приостановки деятельности.

1-й способ. Затраты, которые осуществлены организацией в отчетном периоде, но относятся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском учете как расходы будущих периодов на счете 97 «Расходы будущих периодов». Такие расходы подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в следующем порядке:

Дебет 97     Кредит 10, 69, 70 и т. д.
— отражены расходы по временно приостановленному виду деятельности;

Дебет 20, 23, 25, 26 и т. д.     Кредит 97
— списываются расходы предыдущих периодов.

2-й способ. Создание резервов в связи с сезонным характером работ в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода. Для этого следует предусмотреть в учетной политике формирование указанного резерва, а также рассчитать норматив отчислений исходя из распределения доходов от сезонной деятельности в течение года.

Учет образованного резерва ведется на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». На конец года такой резерв сторнируется в неиспользованной части. Бухгалтерский учет ведется в следующем порядке:

Дебет 25, 26     Кредит 96
— начислен резерв в период деятельности;

Дебет 96     Кредит 60, 70, 69
— списаны за счет резерва расходы в межсезонье.

судебная практика

В пользу налогоплательщиков:

  • постановление ФАС Волго-Вятского округа от 3 августа 2006 г. по делу № А17-412/5-2006;
  • постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28 июня 2006 г. по делу № А82-13134/2005-37;
  • постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28 апреля 2006 г. по делу № А17-5397/5-2005;
  • постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31 июля 2007 г. № А33-20244/06-Ф02-4776/07 по делу № А33-20244/06;
  • постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 июня 2007 г. по делу № А21-7520/2006.
Проблемный НДС

В период приостановления деятельности организация может нести расходы, облагаемые НДС, например, при уплате налога поставщикам коммунальных услуг. Однако в этот период не происходит реализации, т. е. отсутствует налоговая база по НДС. В таких случаях налоговые органы утверждают, что при отсутствии в течение налогового периода объекта налогообложения вычет не может быть предоставлен.

Отметим, что Налоговый кодекс не связывает момент предъявления вычета с моментом реализации приобретенных ценностей или наличием иных облагаемых НДС операций. Здесь налогоплательщик должен сам решить, отражать в налоговой декларации входной НДС или нет. В случае отказа в возмещении налога можно обжаловать данное решение в суде.

У. Гафаров, ведущий эксперт «ПБ»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное