Строительные фирмы работают вопреки всем законам

Строительные фирмы работают вопреки всем законам

21.04.2008

Строительный бизнес в столице развивается с поистине молниеносной скоростью. То тут, то там вырастают новые дома и бизнес-центры. И все было бы хорошо, если бы строители не нарушали ряд правил. Подробности нарушений, а также действующие способы борьбы с ними «Московскому бухгалтеру» поведали главы Объединения административно-технических инспекций города Москвы.

Стройки под контролем

Москва — огромный мегаполис, и право на строительство объектов в черте города дает огромное конкурентное преимущество строительным компаниям перед аналогичными организациями. Правда, многие фирмы порой упускают из вида тот факт, что, как любой другой, строительный бизнес должен работать в соответствии с законодательством.

Основным документом, который регулирует строительную деятельность в столице, являются Правила подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве, утвержденные постановлением правительства от 7 декабря 2004 года № 857-ПП (с полной версией этого документа вы можете ознакомиться в справочной правовой системе КонсультантПлюс). Согласно документу, «разрешение на производство работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства» выдается органами Мосгосстройнадзора. Это разрешение является основополагающим для начала работ. Тем не менее существует и второстепенный, не менее обязательный документ — ордер на производство земляных работ, обустройство и содержание строительных площадок. Его выдает Объединение административно-технических инспекций (ОАТИ) города Москвы. Несмотря на то что Градостроительный кодекс не предусматривает «двойных» документов, наличие их необходимо, считает заместитель начальника ОАТИ города Москвы Алексей Дронов:

— Любая стройплощадка — это вмешательство в жизнь города. Благодаря ее появлению возникает ряд вопросов: как будет происходить движение пешеходов и транспорта, сохранятся ли подземные сооружения и коммуникации, не пострадают ли здания, расположенные рядом со стройкой и т. д. Все эти моменты отражаются в ордере.

После выдачи документа ОАТИ продолжает следить за строительными компаниями. Сотрудники ведомства выезжают на объекты и тщательно контролируют соблюдение предписанных в документе норм. К примеру, служба проверяет, не проводят ли строители работы в ночное время и не загрязняют ли они окружающую территорию. Также ревизоры смотрят, в каком виде находятся сами стройплощадки. Пристальный надзор обусловлен значительным количеством нарушений. Дело в том, что за прошедший год инспекторами таковых было выявлено 59 тысяч. За грубое невыполнение предписаний ОАТИ применило 32 тысячи штрафных санкций на общую сумму свыше 360 млн рублей. Кроме этого у 372 объектов были изъяты ордера на проведение строительных работ. Самыми же распространенными нарушениями, выявленными инспекторами, стали необустройство объектов строительства, наличие мусора и его вынос на городскую территорию, отсутствие надлежащего внешнего вида ограждений стройплощадок.

Забор — лицо стройплощадки

Проблема с ограждениями строительных площадок до сих пор стоит очень остро. Встречаются заборы без опознавательных знаков — специальной таблички, на которой должно быть подробно описано, кем ведутся работы, сроки исполнения, наименование объекта строительства и т. д. Причем в черте города эта проблема особенно актуальна, говорит бухгалтер организации «Престиж» Вера Изотина:

— Около моего дома уже полгода строится здание. До сих пор я не имею представления, что будет в нем располагаться, и даже не знаю, к кому обратиться, чтобы это выяснить. В конце концов, я обладаю правом знать, на что будет смотреть моя семья из нашего окна, когда строительство будет окончено. И мы не одиноки в этом плане. Гуляя по Москве в воскресные дни, я порой натыкаюсь на похожие стройплощадки с отсутствующими стендами информации.

Коллегу поддержала и бухгалтер компании «Рига-сервис» Вероника Опальная, при этом заметив, что в случае отсутствия таблички прохожие склонны думать, что в этом месте расположится организация, которая будет приносить лишь проблемы жителям близлежащих домов, ведь никто не знает, что там будет. Инспекторы ОАТИ соглашаются с тем, что мнение людей относительно такой ситуации вполне обоснованно. По их заверению, все компании, которые не вывешивают на своих ограждениях информационные таблицы, обязательно будут наказаны. Тем не менее сотрудники ОАТИ отмечают, что их главная цель — предупредить нарушение, а не «наказать» уличенного нарушителя. Но основная сложность в исполнении первостепенной цели заключается в том, что большинство организаций культуру производства расценивают как быстрое устранение недостатков, а не изначальное соблюдение правил. Этот подход неверен, убежден начальник технической инспекции ОАТИ города Москвы Григорий Чепурной:

— Культура производства — это прежде всего система организационно-правовых, экономических и социальных мероприятий, которые направлены на достижение высоких показателей в работе. Увы, компании считают, что придет инспектор, скажет, как, где и что неправильно. Работники быстро устранят нарушения и продолжат трудиться.

Чтобы обязать компании изначально следить за качеством ограждений в прошлом году по настойчивому требованию ОАТИ Москомархитектурой был разработан новый альбом проектных решений вариантов новых средств ограждения, обустройства и оформления строительных площадок для внедрения в центральной части города. Для того чтобы подстегнуть строителей к наведению порядка на самой строительной площадке, ограждения сделали более прозрачными, то есть внутренняя территория должна теперь хорошо просматриваться через забор. Кроме этого навесы в местах интенсивного движения людей должны быть оснащены светильниками, пешеходные галереи отделены от проезжей части пластиковыми щитами. Некоторые типы ограждений предусматривают специальные крепления для навешивания сеток, удерживающих строительную пыль. Документ определяет и материалы, из которых должны быть изготовлены ограждения, их цвета, а также указывает безопасные способы монтажа и крепления.

ОАТИ расширили полномочия

В ближайшие месяцы строительный бизнес ожидают значительные перемены. Если раньше ОАТИ оформляло разрешение на ведение земельной деятельности только по Центральному округу города Москвы или по ее основным улицам и магистралям, то через два месяца техническая инспекция будет выдавать ордера по всей столице. Переход к новой системе уже начался, говорит Алексей Дронов:

— Пока мы ищем помещения, работников и технику. Но надо заметить, что на сегодняшний день нами уже оформляются ордера по Южному, Юго-Западному, Северному и Северо-Восточному округу.

Безответственные строители

Но отсутствие правильно оформленных заборов не единственная беда строительных площадок. В число злостных нарушителей в прошлом году попала одна из крупнейших организаций, которая занимается реконструкцией Таганского тоннеля. У них был выявлен целый ряд нарушений, но основным стал факт загрязненности территории стройки и вынос мусора за пределы строительного объекта. Инспекторы ОАТИ не только не раз обращались к руководству компании, но и поднимали эту тему на встречах с мэром Москвы. Правда, итог до сих пор печален — нарушения не ликвидированы.

Начальник технической инспекции недоволен этим фактом, ведь, по его мнению, стройка — это один из объектов внешнего благоустройства города, и он должен содержаться в чистоте, как и любая другая территория. Таганский же тоннель очищается от строительной грязи от случая к случаю. Решение проблемы банально, но все упирается в значительные траты, говорит Григорий Чепурной:

— Фирме необходимо создать организованную систему уборки: нанять технику или бригаду людей. Но на это потребуются капиталовложения. В планы строителей трата лишних, по их мнению, средств не входит. Между прочим, тем же нарушением грешит строительная компания, проводящая работы на Дмитровском шоссе. Удивительно, но обе названные фирмы продолжают нарушать и новое правило, которое было внедрено в конце прошлого года.

Дело в том, что строителей заставили оборудовать стройплощадки специализированными сертифицированными мойками. Основное их предназначение — чистка колес автомобилей. К мойкам был применен ряд жестких требований: они должны быть заводского изготовления с оборотным циклом водоснабжения и очисткой стоков. Тем не менее некоторые строители, установив мойку, ею не пользуются. Или есть случаи, когда мойка вышла из строя и ее не чинят. Основные меры к нарушителям — штрафные санкции, которые регулируются Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, принятым 21 ноября 2007 года и вступившим в действие с 1 января текущего года. По сравнению с предыдущим документом нынешний предусматривает более весомые штрафы. К примеру, за загрязнение дорожного покрытия путем выноса грунта и грязи со стройки установлены штрафные санкции в размере до 80 тысяч рублей.

Еще одним распространенным нарушением, которым грешат строители, является проведение работ в ночное время. Несмотря на то что шум, который раздается при строительстве, разрешен лишь с семи утра до десяти вечера, компании продолжают нарушать это правило. За 2007 год инспекторами ОАТИ выявлено 524 случая ведения работ в ночное время без соответствующего разрешения. По таким объектам были применены самые жесткие меры: с недобросовестных строителей взыскано свыше 7 млн рублей. По словам Григория Чепурнова, сотрудники инспекции продолжают борьбу со строителями, страдающими бессонницей, и в текущем году. Поэтому любому жителю столицы, под окнами которого ведутся ночные работы, стоит обращаться с этой проблемой напрямую в ОАТИ по телефонам горячей линии: 912-16-28 или 812-42-45. Оператор примет заявку пострадавшего и направит к нарушителям инспектора. После проверки объекта ревизор обязательно вышлет заявителю письменное уведомление о проведенной ревизии и принятых мерах. А уставший от ночного шума москвич наконец-то начнет спать спокойно.

Мария Дудко

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное