В Госдуме активно обсуждается возможность снижения НДС

В Госдуме активно обсуждается возможность снижения НДС

04.03.2008 распечатать

С 1 января 2008 года в действие вступили поправки, которые внесли изменения в исчисление и уплату некоторых налогов. Более подробно о нововведениях, а также о том, что планируется реформировать в этом году, журналу «Московский бухгалтер» рассказал заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Государственной думы Александр Коган.

— Александр Борисович, какие изменения в налоговом законодательстве Вы считаете наиболее значимыми?
— Одно из существенных изменений в отношении малого и среднего бизнеса — это увеличение предельной величины доходов, при котором малое предприятие может перейти на упрощенную систему налогообложения. К тому же теперь предприятия, применяющие УСН, будут вправе учитывать расходы на реконструкцию, модернизацию, достройку, дооборудование, техническое перевооружение основных средств, а также расходы на НИОКР, приобретение исключительных прав на инновационные продукты, прав пользования данными результатами интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
Также из значимых изменений для спецрежимов следует отметить принятие нового перечня видов деятельности, в отношении которых индивидуальными предпринимателями может применяться упрощенная система налогообложения на основе патента.
Говоря в целом о налогообложении, есть смысл сказать о создании условий для развития холдингов. Одним из таковых является введение нулевой ставки налога на дивиденды для стратегических инвесторов. В случае если стратегический инвестор одной организации вкладывает средства в другие российские компании, то полученные им дивиденды по таким средствам с 2008 года облагаются нулевой ставкой налога (при соблюдении ряда условий, предусмотренных Налоговым кодексом). Это позволит решить одну из крупных проблем — вывоз капитала из страны. До сих пор у налогоплательщиков был стимул регистрировать управляющие компании там, где ставка налога на дивиденды оказывалась минимальной или вовсе отсутствовала — в оффшорах. Именно поэтому Президентом РФ в Бюджетном послании 2007 года была поставлена задача создать условия для развития холдингов внутри нашей страны. Нулевая ставка будет стимулировать регистрацию управляющих компаний не в оффшорах, а в России, а также отчасти решит проблему трансфертных цен.
— Как Вы считаете, насколько эффективным будет введение льготного налогообложения для инновационного бизнеса? Будет ли это способствовать более быстрому развитию инноваций?
— Одна из стратегических задач — диверсификация экономики и придание ей инновационного характера. Россия все еще продолжает оставаться «интеллектуальным донором», где процветает «серый» рынок интеллектуального сырья и сотни изобретений, появившихся в нашей стране и вовремя не запатентованных, за бесценок уплывают за границу. А уже оттуда закупаются нами в виде технологий, оборудования, готовых изделий. Например, технология непрерывного розлива стали, изобретенная в нашей стране, вернулась к нам в виде готового оборудования с Запада.
Государственная дума IV созыва провела большую работу в этом направлении. Была принята четвертая часть Гражданского кодекса, внесены изменения в Налоговый кодекс, приняты другие законодательные акты по защите интеллектуальной собственности. Мы освободили от НДС реализацию исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии микросхем, секретов производства и программы, а также прав на их использование на основании лицензионного договора.
Но можем ли мы сегодня сказать, что благоприятный правовой климат создан? Пока еще нет.
Нам необходимо идти дальше по пути снижения налоговой нагрузки для изобретателей, научных коллективов, внедренцев и инвесторов. Во всех странах, которые являются лидерами в инновационной сфере — Японии, Корее, США, Китае, — максимально снижено налоговое бремя. В результате, например в Китае, за год иностранцы регистрируют большее количество патентов, чем резиденты страны.
— Что сегодня происходит у нас? Мы взимаем с изобретателя или научного коллектива не только государственную пошлину за регистрацию его изобретения, но и НДС. То есть мы, по сути, облагаем налогом мозги!
— Считаю, что для стимулирования инновационной деятельности нам необходимо и дальше последовательно уходить от налога на добавленную стоимость.
Я сам автор нескольких патентов, и скажу честно: это довольно хлопотное и затратное дело — получить патент. Для содействия этому непростому процессу во всех странах, в том числе и в России, существует уполномоченный институт патентных поверенных. Понятно, что они предоставляют эту услугу за деньги, также как адвокаты, юристы, нотариусы, которые, кстати, освобождены от уплаты НДС. Но кроме обычной платы за эту услугу, с нее взимается еще и налог на добавленную стоимость, а кроме того, необходимо также заплатить государственную пошлину за регистрацию изобретения.
Поэтому необходимо освободить от НДС услуги, связанные с признанием, передачей и предоставлением прав на результаты интеллектуальной деятельности, предоставляемые патентными поверенными, как это сделано во многих странах мира, например: в Японии, Корее, Индии, Бразилии, США, которые сегодня являются лидерами по количеству внедренных изобретений. Поэтому, я думаю, вслед за первым шагом нужно сделать и второй для того, чтобы уйти от «налогообложения идей».
— Глава 30 Налогового кодекса дополнена статьей 386.1 «Устранение двойного налогообложения». Насколько эффективно устранение этого барьера будет стимулировать развитие внешнеэкономической деятельности?
— Не думаю, что одна мера даст серьезный толчок внешнеэкономической деятельности — это задача решается комплексно. Хотя частично это изменение ликвидировало противоречие с точки зрения уплаты налога на имущество.
— Чиновники и предприниматели в прошлом году активно обсуждали проблему снижения ставки НДС, однако конкретных действий так и не было предпринято. Как Вы считаете, можно ли рассчитывать на снижение ставки этого налога? Если нет, то почему?
— Безусловно, снижение ставки НДС не является табу, и мы рассматриваем определенные варианты. В частности, снизить ставку этого налога на один процент или же снизить его ставку до 15 процентов, но сделать налог единым. Правда, все эти предложения нуждаются в детальной доработке и анализе.
Рассматривается возможность замены косвенного налога на добавленную стоимость прямым. Это нужно для того, чтобы налог полностью взимался не в процессе производства, а при продаже продукции.
По поводу снижения НДС пока есть только предположения, точные расчеты по финансово-экономическому обоснованию уменьшения НДС еще не сделаны. Но не стоит забывать о том, что уменьшение налога влечет за собой высвобождение средств. Если даже налог будет уменьшен, мы хотим понять, как будут использоваться эти средства. На сегодняшний день идет достаточно оживленная дискуссия по поводу снижения налога на добавленную стоимость, и после того как будут подготовлены все «за» и «против», начнется обсуждение этой инициативы в бюджетном комитете.
— С этого года по ТКС должны отчитываться компании с численностью работников свыше 100 человек. Как, на Ваш взгляд, зарекомендовала себя система представления электронной отчетности? Как Вы считаете, какие минусы до сих пор не устранены?
— Я думаю, что тут задействовано достаточно много факторов, которые начинают работать более слаженно по мере претворения планов в жизнь. У электронной отчетности еще есть недостатки. В результате введения такой формы отчетности компании терпят большие расходы на установку и обновление не только соответствующих программ, но и на оплату системы защиты информации.
Но недостатки электронной отчетности на данном этапе устранимы. И в перспективе благодаря такой форме обмена информацией между налогоплательщиками и налоговыми органами уменьшится влияние человеческого фактора, снизится количество ошибок, возникающих порой по вине налоговых инспекторов. К тому же процесс обработки данных значительно ускорится. В будущем это приведет к прозрачности и четкой структуризации системы. Ко всему прочему возможен более быстрый переход к международным стандартам отчетности, так как программа электронной отчетности выстроена в соответствии с формами мировых стандартов. Есть польза во введении электронной отчетности и для самих налогоплательщиков, так как теперь нет необходимости самим ходить в ИФНС. Налоговики сами будут приезжать с проверкой раз в два года, согласно действующему законодательству.
— Какие проблемы в налоговой сфере, на Ваш взгляд, были решены, а какие пока нет? И какие вопросы, по Вашему мнению, являются первоочередными для реформирования?
— В этом году произошло много изменений. Претерпели изменения ЕСН, налог на прибыль, НДС, а также налог на имущество. В следующем году возможны изменения в работе с ценными бумагами с ипотечным покрытием. Ожидаются изменения и в отношении подоходного налога. Так что 2009 год будет богат на изменения в налоговом законодательстве не меньше текущего.

Евгения Бутенко

Александр Борисович Коган родился 26 февраля 1969 года в городе Орске Оренбургской области. В 1994 году окончил Оренбургский политехнический институт, факультет «Промышленная электроника» по специальности инженер-электронщик.

В 1992 году стал одним из основателей компании «КомИнКом». С 1994 по 2003 год являлся генеральным директором и председателем правления компании.

С 7 декабря 2003 года избран депутатом Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации IV созыва. 2 декабря 2007 года избран депутатом Государственной думы ФС РФ V созыва. Назначен заместителем председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...