Бумажная отчетность канет в Лету?

Бумажная отчетность канет в Лету?

20.02.2008

Последние годы ФНС стремится максимально ограничить влияние субъективных факторов при взаимодействии с налогоплательщиками. Поэтому все активнее происходит внедрение отчетности по телекоммуникационным каналам связи. Несмотря на то что бумажные декларации уходят в прошлое, в некоторых случаях они оказываются удобнее электронных.

«Электронизация» бухгалтерии

В целях совершенствования работы с налогоплательщиками ФНС с каждым годом делает все большую ставку на использование ТКС в деятельности организаций. Например, план деятельности ФНС на 2007 год предусматривал увеличить до 25 процентов количество таких налогоплательщиков. Кроме того, в прошлом году был осуществлен специальный «пилотный проект»: с осени налоговики стали по телекоммуникационным каналам связи отвечать на письменные запросы. Но только тех фирм, которые сдают электронную отчетность.

Способы, которые используют налоговики для внедрения ТКС, напоминают советские времена, когда было принято «гнать план», уверен аналитик инвестиционной компании «Финам» Игорь Ермаченков:

— Сейчас показатель сотрудничающих со спецоператорами связи организаций, в зависимости от региона, составляет 15—20 процентов. И чтобы выполнить указание руководства, налоговые инспекции начинают выкручивать руки налогоплательщикам. Такие действия незаконны — следует видеть разницу между стимулированием и принуждением.

Если проекты налоговиков по внедрению электронной отчетности будут осуществлены, это положительно скажется на развитии рынка услуг специализированных операторов связи и на производителях программного обеспечения электронного документооборота. В ближайшие годы доходы таких компаний будут стремительно расти, ведь ФНС рассчитывает значительную часть отчетности перевести в электронный вид, рассказывает Игорь Ермаченков:

— Если у организации есть подозрение, что ИФНС навязывает услуги определенного оператора связи, то можно обратиться в местное управление ФАС, которое вправе наказать инспекторов за недобросовестную конкуренцию. Хотя вряд ли кто-то из налогоплательщиков захочет портить отношения с налоговиками.

С 1 января отчетность в электронном виде должны представлять фирмы со среднесписочной численностью более 100 человек (п. 3 ст. 80 НК). Тем не менее чиновники пояснили, что при условии небольшой численности персонала, которая с начала года составляет не более 100 человек, налоговую отчетность по-прежнему можно отправлять на бумажных носителях (письмо Минфина от 14 ноября 2007 г. № 03-02-07/1-472 — с полной версией этого документа вы можете ознакомиться в справочной правовой системе КонсультантПлюс). В ведомстве утверждают, что, согласно пункту 4 статьи 80 Налогового кодекса, инспекция не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной организацией по установленной форме.

Бумага сдается... инспектору

Сдача отчетности по телекоммуникационным каналам связи удобна, но не все предприятия считают необходимым прибегать к использованию услуг спецоператоров. В основном так происходит по причине экономической целесообразности установки программы сдачи отчетности. Например, не каждая небольшая фирма может позволить себе ежемесячно оплачивать абонентскую плату за ТКС. Ведь зачастую работодатель экономит на всем, говорит бухгалтер одного из малых предприятий столицы Елена Андреева:

— Иногда у бухгалтера нет даже рабочего компьютера. Поэтому некоторые до сих пор заполняют документы вручную или на домашнем компьютере. А заполненные вручную документы легче отправить по почте или отнести в ИФНС самому.

Порядок представления бумажных деклараций определен статьей 80 Налогового кодекса. Там приведены точные разъяснения о форме подачи документов по почте, разъясняет положения Налогового кодекса специалист столичного адвокатского бюро Дмитрий Безруков:

— Декларация или расчет могут быть представлены организацией в ИФНС лично или через представителя (п. 4 ст. 80 НК). Доставка может быть произведена через почтовое отправление с описью вложения или через телекоммуникационные каналы связи.

Опись вложения — обязательный атрибут отправки отчетности по почте, ведь ее наличие способно доказать факт отправки отчетности в налоговую инспекцию. Но есть одно условие: в случае отправки документов заказным письмом инспектор сам должен прийти на почту и забрать свои письма. И зачастую отчеты просто лежат в почтовом отделении. Но при доставке корреспонденции без описи инспектор может посчитать отчетность несданной. В таком случае доказать свою правоту организация может лишь в суде. Правда, судебная практика на стороне налогоплательщиков.

В одном из случаев у организации не было описи и налоговые органы посчитали декларацию непредставленной. Но судьи ФАС Московского округа в постановлении от 9 сентября 2002 г., вынесенном по делу № КАА41/5852-02, решили иначе. По их мнению, отсутствие описи вложения не является основанием для непредставления налоговой или бухгалтерской отчетности.

В другом случае, дошедшем до суда, сотрудник ИФНС посчитал, что декларация не сдана по причине отсутствия регистрации полученного письма в журнале входящей корреспонденции. Однако в постановлении от 20 июля 2005 г. по делу № А82-14608/2004-27 ФАС Волго-Вятского округа судьи посчитали, что указанный факт еще не является доказательством несданной отчетности. Решение Арбитражного суда основано на пункте 6 статьи 108 Налогового кодекса. Согласно ему, в случае если документы были отправлены в инспекцию, но в ИФНС они не попали, инспекторы обязаны сами доказывать факт отсутствия отчетности.

Решения арбитражных судов могут помочь в отстаивании своей точки зрения в инспекции, но для этого нужно искусно ими апеллировать. Поэтому в случае проблем с несданной налоговой документацией стоит просмотреть судебные постановления и на их основе доказывать налоговикам свою точку зрения. Другой выход — суд. Однако не всякая фирма захочет тратить свое время на сутяжничество, которое длится не один месяц. Елена Андреева ведет бухгалтерию сразу у нескольких фирм, поэтому ей часто приходится пользоваться почтой. По ее словам, отправка бумажной отчетности по почте порой вызывает ряд сложностей:

— В марте прошлого года я отправила годовой баланс. Он дошел с большим опозданием, в результате чего ИФНС начислила штраф фирме. Пришлось идти на почту разбираться. Благо, что документ отправлен был с уведомлением. Оказалось, что налоговики отправили годовой отчет как квартальный. Поэтому инспектор и не получил его вовремя. Тогда все закончилось благополучно: на почте признали свою вину, а штраф так и не был начислен.

Специальная почта

В целях борьбы с очередями во время отчетного периода некоторые инспекции практикуют альтернативный традиционному способ сдачи налоговой отчетности. Он заключается в том, что в зданиях ИФНС устанавливаются индивидуальные ящики, в которых бухгалтеры организаций оставляют декларации. Уже оттуда налоговый инспектор забирает оставленные документы. После проведенной проверки, если бумаги в порядке, сотрудник ИФНС принимает отчетность. Если декларация требует уточнения, организация получает бумаги также через индивидуальный ящик. Однако на всех налогоплательщиков ящиков не хватает, поэтому они, как правило, достаются крупным организациям.

Непредставление и наказание

В случае непредставления декларации в 10-дневный срок налогоплательщику грозит наказание, говорит Дмитрий Безруков:

— В пункте 3 статьи 76 Налогового кодекса указано, что если по каким-либо причинам в течение 10 дней после установленного срока налоговики не получат налоговую декларацию, они вправе «заморозить» банковские счета налогоплательщика. Основанием для привлечения фирмы к ответственности в указанном случае будет являться непредставление налоговой декларации.

Однако существует и отсрочка, прописанная в статье 6.7 Налогового кодекса. Она действует только тогда, когда срок сдачи отчетности истекает в выходной или праздничный день. В этом случае компания имеет возможность отправить документы по почте или через телеграф до 24 часов следующего за ним рабочего дня.

Но такие ситуации случаются редко, поэтому налоговую отчетность лучше сдавать не в последние дни срока подачи налоговой отчетности, а заблаговременно. Обычно в этот период в инспекциях слишком много налогоплательщиков и их представителей, говорит Елена Андреева. Личная явка в ИФНС хуже почтовой отправки, но избавляет бухгалтеров от нервотрепки по причине недоработок почтового отделения или спецоператора.

Евгения Бутенко

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное