«Вмененный» режим для «штраф-стоянок»

«Вмененный» режим для «штраф-стоянок»

21.01.2008

Переход на ЕНВД, как известно, происходит отнюдь не на добровольной основе. Однако определить, подпадает деятельность компании под данный спецрежим или нет, довольно проблематично. Сомнение могут вызвать даже такие, казалось бы, четко прописанные в Налоговом кодексе услуги, как хранение автотранспорта на платных стоянках. Как оказалось, данной трактовки для применения «вмененки» вовсе недостаточно. Именно поэтому бухгалтерам придется изучить дополнительно еще и отраслевое законодательство.

Ситуация, при которой организация осуществляет несколько видов деятельности одновременно, достаточно распространена. Причем, если таковые отвечают требованиям законодательства в части подпадания под уплату ЕНВД, то обязанность фирм вести раздельный учет не возникает, так как подобная необходимость появляется лишь при совмещении налоговых режимов. Кроме того, в зависимости от вида «вмененной» деятельности будут меняться только физические показатели базовой доходности и один корректирующий коэффициент. Во всем же остальном схема расчета единого «вмененного» налога одинакова.

«Допкомплект» к НК

Однако далеко не все «сопутствующие» основной деятельности услуги можно отнести к вмененным. В качестве яркого примера приведем ситуацию с транспортной организацией, которая помимо основной «вмененной» деятельности осуществляет дополнительную — по хранению эвакуированных задержанных транспортных средств на специализированной стоянке.

В своем письме от 10 декабря 2007 г. № 03-11-04/3/481 Минфин указал, что данная деятельность не подпадает под систему налогообложения в виде ЕНВД. Есть ли у финансистов законные основания полагать, что применение ЕНВД в данном случае неприемлемо? Ведь тот факт, что деятельность, связанная с предоставлением услуг по хранению автотранспорта на платных стоянках, может быть переведена на ЕНВД, зафиксирован в подпункте 4 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса. Чиновники Минфина считают, что руководствоваться одним лишь Налоговым кодексом при решении вопроса о применении к подобным услугам «вмененки» нельзя. Финансисты обращают внимание и на существование других нормативно-правовых документов, которые, по их мнению, более детально регулируют отношения в сфере оказания услуг по хранению автомобилей, мотоциклов, а также прицепов и полуприцепов к ним. В числе таковых Правила оказания услуг автостоянок (утверждены постановлением правительства от 17 ноября 2001 г. № 795) и Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения к эксплуатации (утверждены постановлением правительства от 18 декабря 2003 г. № 759). Как оказалось, ознакомление с данными актами может в корне изменить ситуацию.

Стоянки с услугами и без

Так, в соответствии с вышеуказанными Правилами, автостоянка предназначена для хранения автомототранспортных средств. Это означает, что на основании приведенной терминологии происходит разграничение понятий «стоянка» (охраняемая территория) и «парковка» (без оказания услуг хранения). В последнем случае предоставляющая территорию для транспорта сторона не отвечает за его сохранность. Кроме того, данные акты сепарируют обычные автостоянки и так называемые штраф-стоянки. Ведь деятельность по хранению задержанных транспортных средств, эвакуированных в принудительном порядке, отличается от услуг по обычному хранению автомобилей на стоянках. Прежде всего, разница между ними заключается в том, что в первом случае между исполнителем и клиентом заключается договор с предварительным доведением до потребителя информации б оказании услуг, а также непосредственное предоставление такого сервиса. Второй же вариант и вовсе не рассматривается как услуга.

Именно на этом отличии (заключение договора на предоставление услуг в первом случае, и отсутствие сервиса, равно как и соглашения, во втором) финансисты и построили свою «теорию» относительно правомерности применения ЕНВД. Она заключается в следующем. Обязательным условием для применения «вмененки» в отношении деятельности по хранению транспортных средств на платных стоянках является заключение договора с владельцем или пользователем автомобиля на данный вид услуг. В логике чиновникам не откажешь, ведь, действительно, как можно применять «вмененку» на услуги при отсутствии таковых? Мало того, договорные отношения владелец такой стоянки оформляет со специализированной организацией, которой поручено эвакуировать и обеспечивать сохранность задержанных автомобилей. Вот и получается, что, несмотря на схожесть с формулировкой «вмененных автостояночных» услуг, приведенной в главе 26.3 Налогового кодекса, данный вид деятельности не отвечает основному требованию, содержащемуся в Правилах оказания услуг автостоянок (в части заключения договора хранения между исполнителем и автовладельцем).

Примечательно, что о невозможности применения «вмененки» к подобному виду деятельности финансовое ведомство говорило не единожды. Аналогичная позиция Минфина зафиксирована в письмах от 19 апреля 2006 г. № 03-11-04/3/216 и от 21сентября 2005 г. № 03-11-04/3/96. И прежде свою позицию чиновники объясняли тем, что автомобили на такие стоянки ставятся в соответствии с Правилами задержания транспортного средства в принудительном порядке и с их владельцами не заключаются договоры на хранение. Договорные отношения владелец такой стоянки оформляет лишь со специализированной организацией, которой поручено эвакуировать и обеспечивать сохранность задержанных автомобилей. Стоит обратить внимание и на то, какие же требования предъявляются к подобным контрактам. Во-первых, он должен быть составлен в письменной форме. Во-вторых, при длительном хранении оформляется не один, а сразу несколько документов: договор в двух экземплярах; акт о товарном виде и комплектности автотранспортного средства; постоянный пропуск. Если же срок хранения разительно мал (например, не более одних суток) то заключение договора может быть осуществлено путем выдачи потребителю соответствующей бумаги (сохранной расписки, квитанции и так далее) с указанием государственного регистрационного знака автомототранспортного средства. При этом копия указанного документа остается у исполнителя (п. 12 Правил об оказании услуг автостоянок).

М. Юрина, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное