Сдаем расчет «по выбросам»

Сдаем расчет «по выбросам»

06.12.2007

В октябре фирмам предстоит первый раз отчитаться по новой форме расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за III квартал 2007 года. Форма расчета утверждена приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204. Этим же приказом утвержден порядок заполнения и представления этой формы. Прокомментировать «новинки», а также ситуацию с уплатой «негативных» платежей владельцами автотранспортных средств мы попросили Светлану Винокурову, ведущего специалиста-эксперта Управления государственного экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора).

Постановка на учет

«Загрязнители» окружающей среды обязаны встать на учет в соответствии с приказами Ростехнадзора от 2 августа 2005 г. № 545 и от 24 ноября 2005 г. № 867. Фирмы должны это сделать по каждому объекту, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду: стационарному и передвижному. К стационарным объектам относят объекты, прочно связанные с землей, от которых произошел выброс (сброс) загрязняющих веществ, и объекты размещения отходов. Передвижными «вредными» объектами являются транспорт, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, которые работают на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном нефтяном или природном газе.

Что изменилось в форме расчета?

С вступлением в силу приказа Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 прежняя форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденная приказом Ростехнадзора от 23 мая 2006 г. № 459, применяться не должна.

Новая форма расчета заполняется организациями, оказывающими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия на окружающую среду:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов производства и потребления.

Расчет должен быть представлен плательщиками в территориальные органы Ростехнадзора по местонахождению объекта, оказывающего негативное воздействие (если объект стационарный), либо по месту государственной регистрации объекта (если он передвижной) не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

По объектам, оказывающим негативное воздействие, которые находятся в разных субъектах Российской Федерации, представляются отдельные расчеты.

Если плательщиком эксплуатируются два и более объекта на территории одного субъекта Российской Федерации, то по данным объектам составляется единый расчет. Между тем, плата исчисляется и вносится отдельно по местонахождению каждого объекта негативного воздействия.

Новый расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду состоит из титульного листа, расчета суммы платежа, подлежащего уплате в бюджет, и четырех разделов. Так, раздел 2 «Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами» заполняют сразу по всем транспортным средствам, которые зарегистрированы на территории одного муниципального образования.

Для каждого транспортного средства в расчете отведена отдельная строка в таблице раздела 2, в которой введена специальная графа для указания регистрационных номеров объектов.

Также из раздела 2 исключена строка для указания реквизитов разрешения на выброс, так как на выбросы вредных веществ в атмосферу транспортными средствами никакие разрешения получать не нужно.

Размер штрафа за невнесение в установленные сроки «негативного» платежа составляет от 3000 до 6000 рублей для должностных лиц и от 50 000 до 100 000 рублей для юридических лиц (ст. 8.41 КоАП РФ).

Штраф и пени за неуплату

Если фирма не вносит платежи за негативное воздействие на окружающую среду, ей грозит штраф. В таких случаях суды обычно привлекают нарушителей к административной ответственности (постановление ФАС Дальневосточного округа от 4 июля 2007 г. по делу № Ф03-А73/07-2/2502, постановление ФАС Поволжского округа от 27 февраля 2007 г. по делу № А12-17766/06-С22).

Что касается начисления пеней за «просроченный» платеж, то этот вопрос является неоднозначным.

Так, контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду осуществляет исключительно Ростехнадзор. ФНС России администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду не является. Соответственно на данные платежи не распространяются и нормы Налогового кодекса, которые позволяют взыскивать недоимку в бесспорном порядке (ст. 46 НК РФ).

Таким образом, если плата за негативное воздействие на окружающую среду плательщиком не внесена в бюджет, взыскать ее можно только в судебном порядке. Об этом свидетельствует и арбитражная практика (постановление ФАС Дальневосточного округа от 15 февраля 2006 г. № Ф03-А24/05-2/5022).

Исходя из того, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются фискальными, а не налоговыми платежами, начисление пеней за их несвоевременную уплату на основании статьи 75 Налогового кодекса неправомерно (постановление ФАС Дальневосточного округа от 15 февраля 2006 г. № Ф03-А24/05-2/5022).

Однако в ряде округов судьи полагают, что начисление пеней за несвоевременную уплату экологических платежей правомерно. Судьи считают, что поскольку такие платежи являются фискальным сбором и обладают всеми признаками, которые относятся к сбору, на них распространяются нормы Налогового кодекса (постановления ФАС Дальневосточного округа от 21 марта 2006 г. № Ф03-А16/06-1/76).

Поэтому фирмам-«загрязнителям» лучше не забывать об уплате своего рода «компенсации» природе за негативное воздействие на нее.

И. Угланова, эксперт «ПБ»

Мнение:

«Далеко не все фирмы сегодня своевременно и в полном объеме вносят плату за негативное воздействие на окружающую среду и, в частности, за выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта. Это нарушение природоохранного законодательства является одним из самых распространенных. В первом полугодии 2007 года за невнесение платы за негативное воздействие инспекторами Ростехнадзора наложено 1 629 штрафов на сумму 23 398 000 рублей, из них взыскано — 19 058 000 рублей.

Невнесение платы за автотранспорт характерно в основном для небольших фирм. Собственный автотранспорт сейчас имеют практически все фирмы, и осуществить проверку каждой достаточно сложно.

Являясь администратором платежей за негативное воздействие на окружающую среду, надзирающим органом по вопросам платы является Ростехнадзор. Проверка своевременности и полноты внесения платежей, как правило, происходит при проведении комплексных проверок производственных объектов.

Следует обратить внимание, что введенные в действие с 10 августа 2007 года правила заполнения новой формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204, имеют ряд отличий. В частности, теперь вместе с «бумажным» отчетом необходимо предоставлять также отчет в электронном виде — в формате XML (Extensible Markup Language — расширенного языка разметки) стандарта ISO 8879. Подробный порядок составления электронного документа расчета размещен на официальном сайте Ростехнадзора www.gosnadzor.ru».

С. Винокурова, ведущий специалист-эксперт Управления государственного экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное