Для налоговой декларации достаточно одной страницы

Для налоговой декларации достаточно одной страницы

27.11.2007

В бескровных, но достаточно тяжелых боях по совершенствованию налогового законодательства бок о бок с чиновниками и депутатами бьются эксперты различных бизнес-ассоциаций. О том, насколько успешно ведется наступление, корреспонденту «ФАФИ» рассказал замдиректора Департамента по законодательству ТПП Дмитрий Фадеев.

— Дмитрий Евгеньевич, в текущем году министр финансов Алексей Кудрин несколько раз озвучивал тезис о том, что налоговая реформа фактически завершена и дело лишь за «косметическими» поправками. Так ли это?
— Знаете, ТПП предпочитает не бросаться в крайности. Мы не говорим, что изменения закончились, что нужно остановиться, но и далеки от того, чтобы переписывать все подчистую. Изменения нужны, причем такие, которые вряд ли назовешь «косметическими», однако к различного рода радикальным идеям и предложениям лично я отношусь с большим опасением. В первую очередь, безусловно, работать нужно над общим исполнением законодательства, совершенствованием налогового администрирования, сокращением документооборота между инспекциями и налогоплательщиками. Словом, над общей моделью взаимоотношений бизнеса и госструктур и приданием налоговой системе, которая постоянно находится в некоем колеблющемся состоянии, хоть какой-то стабильности. Ведь с момента принятия Налогового кодекса в 1998 году в него было внесено порядка 600 поправок, причем многие из них не действовали ни одного дня, поскольку для них был предусмотрен особый порядок вступления в силу, а исполнительная власть слишком часто кардинально меняла свою позицию.
— Попытка улучшить администрирование предпринималась сравнительно недавно... Ее можно считать неудавшейся?
— Если вы имеете в виду Закон № 137-ФЗ, который был призван упорядочить проведение камеральных проверок, уменьшить документооборот в отношениях между налогоплательщиками и налоговыми органами, то скорее да, чем нет. Взаимоотношения между проверяющими и проверяемыми все еще далеки от идеальных. Наше мнение —нужно упрощать принципы бухучета, сокращать объем налоговой отчетности (в Скандинавии, к примеру, она состоит всего из одного листа), переходить на принцип «одного окна», вводить понятие консолидированного налогоплательщика. Мы считаем также, что в рамках дальнейшего реформирования первой части Налогового кодекса необходимо все же рассмотреть вопрос о введении уголовной ответственности работников налоговых инспекций за неправомерные действия в отношении предпринимателей. Я имею в виду проведение несанкционированной проверки, ненадлежащее исполнение своих обязанностей, принятие заведомо незаконных решений. Согласование соответствующего законопроекта мы намерены завершить в течение 2008 года. Знаете, если в Москве ситуация более-менее под контролем, то в регионах субъекты бизнеса ощущают очень серьезное давление со стороны ФНС: в ТПП поступает очень большое количество жалоб на злоупотребления инспекторов. Дополнение Уголовного кодекса определенными составами преступлений могло бы в значительной мере оздоровить ситуацию.
— В Минфине, похоже, ваша инициатива поддержки не найдет. К примеру, замруководителя Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Сергей Разгулин считает, что в УК вполне достаточно статей, по которым можно наказывать нерадивых инспекторов и добавлять в него «налоговую конкретику» совершенно ни к чему.
— Я с Сергеем Викторовичем неоднократно полемизировал на эту тему. Да, есть статьи про ответственность должностных лиц, превышающих полномочия. Но на наш взгляд, стоило бы ввести в рамках этой же статьи какую-то отдельную часть для сферы налоговых отношений. Ведь что бы там ни говорили, налоговые отношения — вещь достаточно специфическая и не вполне вписывается в общую уголовно-правовую квалификацию.
— Дмитрий Евгеньевич, тот же Закон № 137-ФЗ предписывает предпринимателям следовать разъяснениям госорганов, в частности, Минфина. Между тем представители финансового ведомства пытаются уйти от ответственности за собственные комментарии, данные неограниченному кругу лиц, дескать, никого и ни к чему они не обязывают.
— Ну что я могу сказать... Ситуация действительно парадоксальная складывается. Ведь если брать практику западных государств, то там даже устное публичное высказывание министра финансов, сделанное при обсуждении каких-либо законов, является источником налогового права. У нас же Минфин выпускает какое-то разъяснение, налогоплательщик его применяет, а потом привлекается к ответственности. Такой подход, мягко говоря, нелогичен. Так что позиция Высшего Арбитражного Суда, последнее время пытающегося образумить представителей финансового ведомства, вполне аргументированна и более предпочтительна.
— Если говорить о налоговых поправках, принятых в этом году и вступающих в силу с 1 января следующего, то чего в них больше — позитива или негатива?
— Негатива особого не усматривается, хотя и позитива не густо... Скажем, вводится уведомительный порядок применения нулевой ставки по НДС: это, безусловно, плюс. Однако и минусы остаются — чрезмерное количество документов, проблемы с возмещением. Или вот летом был принят правительственный законопроект о налоговом стимулировании инновационной деятельности, который вступит в силу 1 января 2008 года. Мощного стимула для развития инновационной отрасли он явно не даст, поскольку авторы ограничились, опять же, косметическими мерами... Мы ко второму чтению предлагали более сильные изменения — льготы по земельному налогу, налогу на имущество, но не были услышаны. Предлагали увеличить до 4 процентов отчисления в научные фонды — увеличили лишь до 1,5 процентов.
Упомяну о еще одном проблемном моменте — амортизации ОС. Очевидно, что 10-процентная амортизационная премия не стала адекватной заменой отмененной инвестиционной льготе. Именно поэтому компании не спешат обновлять свои основные фонды. Принимая во внимание призывы руководства страны поставить экономику на инновационные рельсы, мы предложили увеличить премию до 30 процентов, а для прогрессивного технологического оборудования — до 80-100 процентов. Удалось найти общий язык с МЭРТ, однако Минфин категорически против принятия предложения в данной редакции, поскольку по его оценкам бюджет в этом случае недосчитается 6-7 миллиардов рублей. Предложенный финансовым ведомством компромисс состоит в следующем: предоставить фирмам право выбирать между двумя амортизационными премиями — либо 10 процентов для всех вновь вводимых ОС, либо 30 процентов, но только для машин и оборудования.
Одновременное применение не допускается. Сейчас проект находится на стадии голосования и, по всей видимости, будет вынесен на весеннюю сессию именно в таком виде.
— Со своей стороны ТПП не собирается инициировать еще какие-либо поправки в Налоговый кодекс в поддержку малого и среднего бизнеса?
— Вопрос налогообложения малого и среднего предпринимательства для ТПП всегда был одним из приоритетных. Что касается конкретных предложений, то на прошлой неделе мы направили в предварительном порядке на межфракционное согласование в Госдуму законопроект, предлагающий повышение верхней планки годового оборота, при котором предприятие может применять УСН, с нынешних 20 до 56 миллионов рублей.
— Недавно с подачи ряда бизнес-ассоциаций вновь была поднята тема реформирования НДС. Какова позиция ТПП по этому вопросу?
— Да, сейчас активно обсуждается возможность перехода на прямой метод начисления НДС, однако ситуация, согласитесь, выглядит довольно странно: сначала «ОПОРА России» и «Единая Россия» выступили консолидировано, затем первые, по неизвестной мне причине, отозвали свою подпись под предложением. А РСПП и ТПП пока заняли выжидательную позицию. Лично для нас очевидно, что предложение достаточно сырое и его нужно дорабатывать. Ведь фактически, предлагая начислять НДС с той добавленной стоимости, которая была создана самим предприятием в процессе производства, хозяйственной деятельности, авторы ратуют за введение некоего нового налога. В этом случае, если предприятие произвело какую-то новую продукцию, но не реализовало ее, то все равно будет с добавленной стоимости уплачиваться налог. Вряд ли это порадует большинство фирм и даст какой-то положительный заряд экономике в целом. Что касается ТПП, то мы выступаем в первую очередь за снижение ставки НДС при одновременном сохранении льгот (на печатную продукцию, на лекарственные средства). Впрочем, надо всем вместе подумать и принять какое-то взвешенное решение.
— Ну и последний вопрос — о трансфертном ценообразовании...
— Да, эта тема сейчас на слуху. Проект Минфина нас абсолютно не устраивает, поскольку результатом его принятия станет еще большее усложнение процедуры контроля и увеличение издержек компаний — как финансовых, так и административных. Предприниматели понесут дополнительные издержки как финансовые, так и административные. Проект, разработанный Финансовой академией при правительстве при участии РСПП более предпочтителен, поскольку сокращает количество подконтрольных сделок. В ближайшее время мы намерены направить в правительство свои соображения по этому поводу.

В. Хвориков, корреспондент «Федерального агентства финансовой информации»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное