Прежде чем перейти на «упрощенку»...

Прежде чем перейти на «упрощенку»...

31.10.2007

Взвесив все «за» и «против», вы все-таки решили перейти на «упрощенку». Выбрали объект обложения по единому налогу, подали заявление в свою налоговую инспекцию. Но, ожидая наступления нового года, не забудьте, что, прежде чем воспользоваться преимуществами данного спецрежима, надо еще быть к нему подготовленным.

Пересматриваем заключенные договоры

Применение упрощенной системы налогообложения освобождает от уплаты НДС, за исключением осуществления «импортных» операций.

И если фирма занимается поставкой товаров, работ и услуг, то ей лучше пересмотреть договоры с контрагентами, в которых упоминается налог на добавленную стоимость. Так как покупатели (заказчики) будут перечислять деньги, например в виде аванса, включая НДС, на основании договора, выделяя сумму налога в платежном поручении. Может сложиться ситуация, когда фирма получит предоплату и отгрузит товар в разных налоговых периодах. Причем на момент отгрузки она уже не будет НДС-плательщиком, так как применяет «упрощенку». Как следует из письма УФНС России по Московской области от 26.02.2007 № 23-26/ 0252, в такой ситуации вычет по налогу компании не положен. Однако способ получить его все-таки есть. Для этого нужно изменить условия договора поставки таким образом, чтобы в нем была отражена стоимость товара без НДС. А сумму налога, переплаченную покупателем, необходимо ему вернуть. Тогда потенциальный «упрощенец» сможет воспользоваться НДС-вычетом. Но, конечно, это нужно успеть сделать до перехода на спецрежим.

С 2008 года возможность принять к вычету сумму налога на добавленную стоимость с авансов заранее, не дожидаясь реализации товара (выполнения работы, оказания услуги), при условии возврата суммы НДС покупателю будет закреплена в пункте 5 статьи 346.25 Налогового кодекса.

Восстанавливаем НДС

Перед переходом на УСН в декабре уходящего года необходимо восстановить НДС: по товарам (работам, услугам) — в сумме, ранее принятой к вычету, а по основным средствам и нематериальным активам — пропорционально их остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки. Ведь в дальнейшем материальные ценности, средства и активы вы будете использовать как лицо, не являющееся НДС-плательщиком. Восстановленный налог надо заплатить в бюджет. Он учитывается в составе прочих расходов (п. 3 ст. 170 НК РФ). Обратите внимание: по полностью самортизированному имуществу НДС не восстанавливают.

Пример

С 1 января 2008 года ООО «Актив» переходит на УСН. По состоянию на 1 января 2008 года у него числится амортизируемое основное средство первоначальной стоимостью 315 000 руб. Сумма начисленной по нему амортизации составила 260 000 руб. Нематериальных активов фирма не имеет. Налог на добавленную стоимость, который был принят к вычету при вводе основного средства в эксплуатацию, составлял 20% от стоимости, что равняется 63 000 руб.

Бухгалтер ООО «Актив» рассчитал сумму НДС, которую необходимо восстановить с остаточной стоимости основного средства, — 11 000 руб. (63 000 × (315 000 – 260 000) : 315 000).

В декабре 2007 года он сделал проводки:

Дебет 19 Кредит 68
— 11 000 руб. — восстановлен налог на добавленную стоимость, ранее предъявленный к вычету по основному средству;

Дебет 91-2 Кредит 19
— 11 000 руб. — сумма восстановленного НДС включена в состав прочих расходов;

Дебет 68 Кредит 51
— 11 000 руб. — налог перечислен в бюджет.

Счета-фактуры, на основании которых суммы налога на добавленную стоимость ранее были приняты к вычету, на сумму, подлежащую восстановлению, необходимо зарегистрировать в Книге продаж (п. 16 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур <...>, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914).

Оплачиваем расходы, закрываем резервы

При выборе объекта налогообложения по единому налогу в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, имейте в виду, что перечень расходов, установленный пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса, закрытый. Поэтому при расчете «упрощенного» налога учитываются только те затраты, что поименованы в нем.

Таким образом, пока вы еще используете общую систему налогообложения, лучше осуществить те расходы, которые не входят в перечень. Например, затраты по подписке на специализированные печатные издания, расходы по найму персонала, маркетинговые расходы. Но они должны быть обоснованными и связанными с получением дохода в этом году.

При упрощенной системе налогообложения резервы по гарантийному и предстоящему ремонту основных средств не создаются, а «ремонтные» затраты уменьшают доход согласно статье 346.16 кодекса. Поэтому в конце уходящего года необходимо при расчете налога на прибыль сумму созданных резервов списать во внереализационные расходы, а в бухгалтерском учете сделать проводку:

Дебет 96 «Резервы предстоящих расходов» Кредит 91 «Прочие доходы»
— сумма резерва отнесена на финансовые результаты.

Если вы рассчитывали налог на прибыль кассовым методом и при «упрощенке» выбрали в качестве объекта налогообложения доходы, особых проблем возникнуть не должно. Но при выборе доходов, уменьшенных на величину расходов, лучше до окончания года, в котором вы применяете общую систему налогообложения, оплатить все расходы. Потому что затраты, относящиеся к деятельности на общем режиме, не могут быть учтены в расходах при «упрощенном» налогообложении. Они не связаны с получением доходов при спецрежиме, а это нарушает критерий обоснованности, указанный в статье 252 Налогового кодекса. Таким образом, желательно, например, выдать на руки оплату труда и перечислить в бюджет «зарплатные» налоги в декабре — до начала применения УСН.

Не спешите с покупкой

Покупку и ввод в эксплуатацию основных средств и принятие на учет нематериальных активов лучше отложить до следующего года. И вот почему.

Если вы приобретете их и начнете использовать при общей системе налогообложения, то при «упрощенке» для начала необходимо будет определить их остаточную стоимость. Она определяется как разница между ценой покупки и суммой начисленной амортизации по данным налогового учета (п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ). В дальнейшем эту стоимость списывают в расходы в зависимости от срока полезного использования имущества. Напомним, он определяется согласно Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. По имуществу со сроком полезного использования до трех лет она уменьшит ваши доходы в размере 100 процентов в течение первого года применения спецрежима. Если срок полезного использования — от трех до 15 лет включительно, то остаточная стоимость списывается в расходы в размере 50 процентов — в течение первого года применения «упрощенки», 30 процентов — в течение второго года, 20 процентов — третьего. Остаточная стоимость средств и активов со сроком полезного использования свыше 15 лет уменьшит доходы равными долями в течение 10 лет, то есть по 10 процентов в год. При этом в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равномерно (подп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

Таким образом, уменьшить доходы в целях исчисления единого налога по УСН на стоимость имущества, введенного в эксплуатацию до начала применения «упрощенки», в одном налоговом периоде вам удастся не по всем объектам.

Все будет обстоять по-другому, если вы приобретете и введете в эксплуатацию (примете на учет) основные средства (нематериальные активы) при упрощенной системе налогообложения. Ведь тогда их первоначальную стоимость можно будет списать в расходы уже в первом налоговом периоде применения этого спецрежима. Но при условии, что объекты оплачены поставщику. Обратите внимание: если имущество введено в эксплуатацию и амортизируется, но не оплачено поставщикам, то в налоговом учете при УСН признать его остаточную стоимость в расходах можно будет только после перечисления денег продавцу. Кроме того, существует еще одна причина, по которой лучше отложить покупку основных средств и нематериальных активов до следующего года. При обычной системе налогообложения расходы на их приобретение, сооружение, изготовление включаются в первоначальную стоимость. При «упрощенке» же все перечисленные ранее затраты в течение налогового периода уменьшат налогооблагаемую выручку равными долями:

  • по основным средствам — с момента ввода в эксплуатацию (подп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ);
  • по нематериальным активам — с момента принятия на бухгалтерский учет (подп. 2 п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

Эксперт компании «Гарант» В.Б. Терентьева

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA