Расходы на содержание столовой

Расходы на содержание столовой

05.10.2007

Желая проявить заботу о своих тружениках, многие компании организуют на своей территории столовые. Однако что в радость работнику - в тягость бухгалтеру. В свое время Минфин практически «за уши» притягивал такие общепиты к обслуживающим производствам со всеми вытекающими отсюда последствиями. Благо чиновники изменили свою позицию, так что в злободневном «столовом» вопросе наконец-таки поставлена точка.

Нужен ли раздельный учет?

Под обслуживающим производством компании понимается объект, который реализует товары, работы, услуги сотрудникам фирмы либо сторонним лицам. Согласно статье 275.1 Налогового кодекса к ним относят:

  • подсобные хозяйства;
  • объекты жилищно-коммунального хозяйства;
  • объекты социально-культурной сферы;
  • учебно-курсовые комбинаты;
  • иные аналогичные хозяйства, производства и службы.

Подпадает ли под понятие «обслуживающее производство» собственная столовая предприятия? До недавнего времени этот вопрос был весьма спорным. С одной стороны, контролирующие органы настаивали на том, что если объекты прямо указаны в статье 275.1 Налогового кодекса как обслуживающие производства и хозяйства, то вне зависимости от того, кому оказываются услуги — своим работникам или же сторонним лицам, налогообложение должно производиться с учетом требований данной нормы. Подобные разъяснения содержатся в письмах Минфина от 14 ноября 2005 г. № 03-03-04/4/86, УМНС по г. Москве от 7 июня 2004 г. № 11-14/37441. Таким образом, и финансисты, и контролеры обращали внимание на то, что компании обязаны вести раздельный учет и ни в коем случае не уменьшать «прибыльную» базу по основной деятельности на убытки, полученные собственными столовыми. Чиновники твердо придерживались мнения, что «покрыть» отрицательный финансовый результат можно лишь в последующих периодах за счет прибыли того же общепита.

Наряду с этим арбитры высказывали прямо противоположную точку зрения. Так, в постановлении ФАС Уральского округа от 6 апреля 2005 г. № Ф09-1210/05-АК служители Фемиды указали, что фирма вправе беспрепятственно уменьшать «обычные» доходы на «столовые» расходы, причем в том периоде, когда они были произведены. Аналогичная позиция судей просматривается и в постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 26 февраля 2006 г. № А38-522-17/99-2005, Северо-Западного округа от 14 марта 2007 г. № А56-53270/2005.

Однако, оказывается, не все так плачевно. Лед тронулся, и финансисты изменили свой взгляд на проблему. Так, в письме от 29 марта 2007 г. № 03-03-06/1/186 Минфин заявил, что в случае если столовая находится на территории предприятия и обслуживает его работников, то затраты на содержание общепита следует относить к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Эксперты журнала «Нормативные акты для бухгалтера» отмечают, что данные траты нужно учесть в соответствии с подпунктом 48 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. К счастью компаний, минфиновцы в последующем не опровергли своих рекомендаций, а лишь закрепили старую позицию, выпустив в свет письмо от 11 сентября 2007 г. № 03-03-06/1/659. Следовательно, прежние послания чиновников можно смело считать «черновыми» вариантами и применять в своей деятельности более свежие, тем более что арбитражи явно этому способствуют.

«Столовая» зарплата

Зачастую Налоговый кодекс не дает ответов на некоторые вопросы. Один из таких «пробелов» — учет расходов на оплату труда работников столовой. Понятное дело, единственным, кто может хоть как-то прояснить ситуацию, является Минфин.

В вышеупомянутом письме от 11 сентября 2007 г. № 03-03-06/1/659 представители финансового ведомства пояснили, что если трудящиеся общепита состоят в штате предприятия, то суммы выданной им зарплаты следует включить в расходы на оплату труда. Последние, в свою очередь, учитываются для целей налогообложения прибыли в соответствии со статьей 255 Налогового кодекса. Стоит отметить, что подобная точка зрения наблюдалась у чиновников и ранее (письмо Минфина от 17 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/244).

В. Андронова, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное