«Контрольный выстрел» по туриндустрии

«Контрольный выстрел» по туриндустрии

13.09.2007 распечатать

Текущий год привнес немало нового в сферу туристического бизнеса. Изменен сам принцип регулирования отрасли, а такие нововведения всегда предполагают усиление контроля, о чем и не преминул сообщить руководитель Роспотребнадзора в письме от 31 августа 2007 г. № 0100/8935-07-23. Благо наряду с предупреждением главный защитник потребителей подробно рассказал и об особенностях правоприменительной практики в сфере туристического обслуживания, которыми будут руководствоваться инспекторы ведомства.

Туриндустрия всегда была объектом внимания Роспотребнадзора. Эта отрасль экономики реализует конституционное право человека на отдых, и защита прав потребителей в данной области особо актуальна. Теперь же надзорные функции этого ведомства непосредственно закреплены и в Правилах оказания услуг по реализации туристского продукта, которые утверждены постановлением правительства от 18 июля 2007 г. № 452 (далее — Правила).

Отметим, что на вооружении ведомства статей КоАП немного (ст. 14.5, ст. 14.7, ч. 1, 2 ст. 14.8), однако список возможных нарушений, которые подпадают под их действие, не так уж мал.

Оформление путевки

Проще всего разобраться с применением статьи 14.5 КоАП. Она устанавливает ответственность компаний за «продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин». Для граждан предусмотрен штраф в размере от 1,5 до 2 тысяч рублей, для должностных лиц — от 3 до 4 тысяч, для юрлиц — от 30 до 40. В отношении туристической компании данная норма применима только в том случае, если ею реализуются услуги не просто без применения кассового аппарата, но и без оформления туристской путевки.

Дело в том, что турфирмы вправе не использовать ККТ, однако только при условии выдачи потребителям утвержденного бланка строгой отчетности, которым и является «путевой лист» (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Требования к форме и содержанию данного документа определены приказом Минфина от 9 июля 2007 г. № 60н. Кроме того, оформить путевку и впоследствии передать ее клиенту обязывает компанию и п. 19 Правил. При этом глава Роспотребнадзора особо отмечает, что оплата потребителем контракта в безналичном порядке не освобождает организацию от обязанности выдать БСО. При этом в него вручную должны быть вписаны способ поступления денежных средств и реквизиты платежа.

Не ущемляйте граждан!

Ответственность по части 2 статьи 14.8 КоАП турфирма будет нести в том случае, если включит в договор с клиентом условия, ущемляющие установленные законом или иными нормативными актами права потребителей. За подобный проступок должностным лицам придется расстаться с 1-2 тысячами рублей, юрлицу — с 5-10 тысячами. Прежде всего, указывает руководитель Роспотребнадзора, незаконными являются положения контракта, согласно которым в случае его расторжения с «сорвавшегося» клиента удерживается часть внесенных денежных средств в виде фиксированной суммы или в процентном отношении к цене турпродукта. Согласно пункту 1 статьи 781 Гражданского кодекса и статье 32 Закона о защите прав потребителей (Закон от 7 февраля 1992 г. № 2300-1), покупатель услуги вправе отказаться от исполнения договора в любое время при условии погашения только фактически понесенных исполнителем расходов.

Конечно, «неправомерная неустойка» далеко не единственное условие контракта, которое может быть расценено как ущемляющее права потребителя. Так что глава Роспотребнадзора посчитал необходимым «зрить в корень». Причиной правонарушения, подпадающего под указанную норму КоАП, по его мнению, чаще всего является отсутствие выбора у потребителя положений договора, которые законодательством не отнесены к существенным (обязательным). Посему инспекторам ведомства в целях профилактики поручено принять меры, которые бы обеспечили реализацию турфирмами такого права их клиентов. В чем именно должны заключаться эти меры, главный санитарный врач, к сожалению, не указал.

Доводим до сведения...

Пожалуй, самую обширную сферу применения имеет часть 1 статьи 14.8 КоАП — «нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге)». В этом случае с должностных лиц взыщут от 500 рублей до 1000, с юрлиц — от 5 до 10 тысяч. Чтобы избежать подобной меры пресечения, турфирмам, в первую очередь, необходимо с особым вниманием подойти к заключению договора, ведь это главный источник сведений для клиента. Отсутствие контракта или хотя бы одного из его существенных условий уже является составом административного правонарушения по указанной статье, так же, как и указание недостоверных сведений. А поскольку соглашение обязательно должно быть оформлено в письменном виде, такой «проступок» еще и легко доказуем.

Порядок заключения, исполнения и прекращения договора о реализации туристского продукта в целом регламентирован положениями раздела IV Правил. Обязательные для контракта условия определены статьей 10 Закона об основах туристской деятельности (Закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ в редакции Закона от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ) и пунктом 13 Правил. Так, в документе должны быть указаны сведения о реестровом номере туроператора, его реквизиты как юридического лица, а также реквизиты договора страхования ответственности или банковской гарантии, потребительские свойства турпродукта, его общая цена и многое другое. При этом следует учитывать, что договоры, заключаемые турагентом от своего лица, должны также содержать дополнительные существенные условия, которые поименованы в статье 10.1 Закона об основах туристской деятельности и пункте 14 Правил. Стоит отметить, что, как пояснил глава Роспотребнадзора, отсутствие общей цены туристской услуги в договоре изначально не является нарушением права потребителя на информацию. Дело в том, что неотъемлемой частью соглашения должна быть туристская путевка, в которой также указывается стоимость продукта.

К сожалению, правильно оформленным контрактом «осведомительная» функция турфирм не исчерпывается. Так, глава Роспотребнадзора отмечает, что особое внимание следует уделить должному информированию граждан о пределах ответственности сторон как по специальному, так и по общему законодательству. К примеру, по мнению главного санитарного врача, из положений закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (Закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ) следует обязанность туроператора проверять правильность оформления выездных документов. Следовательно, в случае выявления ошибок фирма должна своевременно сообщить о них потребителям. Административное взыскание ждет фирму и в случае непредставления клиенту сведений, обеспечивающих его безопасность. При этом согласно статье 14 Закона об основах туристской деятельности подразумевается не только личная безопасность, но и сохранность имущества туристов.

Должным образом должен быть проинформирован покупатель услуги и о потребительских свойствах турпродукта. К ним относятся сведения: о программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, проживания и питания, а также об услугах по перевозке в стране назначения, о наличии экскурсовода, гида-переводчика, инструктора-проводника. При этом, указывает руководитель Роспотребнадзора, в отдельных случаях непредставление данной информации или сообщение недостоверных сведений, с учетом последствий, к которым это привело, может трактоваться уже как непосредственно обман потребителя. Тогда ответственность провинившемуся придется нести по статье 14.7 КоАП, предусматривающей штрафы в размере от 1 до 2 тысяч рублей — для граждан и должностных лиц; и от 10 до 20 тысяч рублей — для юридических лиц.

...под роспись

Однако глава Роспотребнадзора, надо отдать ему должное, вовсе не оспаривает того факта, что и туристы не всегда бывают добросовестными и вполне могут злоупотребить своими правами. К примеру, потребитель может нести ответственность за последствия собственных действий только в том случае, если предварительно был информирован туроператором или турагентом о своих конкретных обязанностях. Если же необходимые сведения клиенту сообщили в устном порядке, то ничто не мешает ему заявить, что должной информации он не получал. Главный санитарный врач советует турфирмам, чтобы обезопасить себя, знакомить клиента с его обязанностями под роспись. Такой документ может выступать как приложение к договору, в самом же контракте необходимо указать способ информирования туриста.

Ю. Ивлева, корреспондент «Федерального агентства финансовой информации»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.