Место инвалюты в «первичке»

Место инвалюты в «первичке»

30.08.2007

Кризис 1998 года, когда рубль чуть было не погиб и его курс упал почти на 70 процентов по сравнению с долларом, забыть сложно. А ведь именно тогда многие предприниматели, дабы подстраховаться, стали указывать в договорах цены в условных единицах. В настоящее время благодаря усилиям Центробанка да и общей экономической политике нашей страны курс рубля более чем стабилен, так что привязываться к доллару особого смысла нет. Примечательно, что совсем недавно и Минфин решил поддержать отечественную денежную единицу, но довольно оригинальным способом.

Кому какая разница?

Как известно, при учете покупателем валютных сделок появляется множество вопросов относительно возникающих из-за колебаний курса суммовых разниц. Например, такое может случиться, если размер обязательств, исчисленных по курсу на дату реализации, не соответствует фактически поступившей на счет организации оплате в рублях (подп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК).

В налоговом учете эти «недостатки» относятся к внереализационным расходам. Причем момент их признания для расчета налога на прибыль при различных выплатах может не совпадать. В письме от 17 июля 2007 г. № 03-03-06/2/127 специалисты Минфина разъяснили, что возникающие у покупателя услуг суммовые разницы следует признавать расходом в момент погашения кредиторской задолженности, а в случае уплаты аванса — на дату приобретения услуг. Не стоит забывать и о том, что суммы налога, предъявленные покупателю, в составе расходов не учитываются (п. 19 ст. 270 НК), а значит, и определять возникшую разницу в учете следует без НДС (письмо Минфина от 14 февраля 2007 г. № 03-03-06/1/85).

Кстати говоря, проблемы возникновения суммовых разниц можно и вовсе избежать, если стороны договорятся об установлении фиксированного курса валюты для всех операций сделки. Причем вне зависимости от того, что согласованный курс может превышать официально установленный Центробанком, фирмы вправе учесть их при налогообложении прибыли (письмо Минфина от 23 июля 2007 г. № 03-03-06/1/515). Разумеется, если они будут экономически обоснованны и документально подтверждены.

Избежать неприятностей...

С документальным обоснованием расходов дело обстоит несколько сложнее, чем хотелось бы. Дело в том, что Налоговый кодекс при методе начисления предусматривает пересчитывать в национальную валюту сами расходы (п. 10 ст. 274), но при этом не содержит прямого указания на то, что подтверждающая их «первичка» также должна быть рублевой.

Таким положением дел не преминуло воспользоваться финансовое ведомство. В своем творении от 12 июля 2007 г. № 03-03-062/127 Минфин отметил, что оформление первичной документации в иностранной валюте неправомерно. Свою позицию финансисты аргументировали тем, что требования к составлению документов, установленные Законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ), предполагают ведение учета имущества, обязательств и хозяйственных операций в валюте Российской Федерации. А значит, как первичные документы, так и аналитические регистры налогового учета должны быть оформлены в рублях. Причем подобное мнение высказывалось не единожды (письмо Минфина от 12 января 2007 г. № 03-03-04/1/866, письмо Росстата от 31 мая 2005 г. № 01-02-9/381).

Получается, что самый простой способ — отказаться от сделок в иностранной валюте и вести все расчеты в рублях. Есть также вариант прописать в договорах с поставщиками их обязанность оформлять документы только в российской валюте, а при несоблюдении этого условия оговорить обязанность уплаты контрагентом штрафа. Однако подобный метод решения валютного вопроса может и вовсе лишить фирму партнера, особенно если тот иностранец.

Тем не менее есть способ и от валютных сделок не отказываться, и возможность документально обосновать свои расходы не потерять. Дело в том, что в статье 9 Закона № 129-ФЗ указаны только обязательные для первичной документации реквизиты: наименование документа, дата его составления, содержание хозяйственной операции и т. д. При этом запрета на введение дополнительных строк и столбцов нет. Кроме того, свое «добро» на внесение в «первичку» дополнительных сведений в случае, если при оформлении сделки используются унифицированные формы, утвержденные постановлением Госкомстата от 25 декабря 1998 г. № 132, специалисты этого ведомства зафиксировали в постановлении от 24 марта 1999 г. № 20. Выходит, что добавить в первичные документы необходимые реквизиты никто не запрещает. А значит, фирма, не нарушая законодательства, может разнообразить свою «первичку» дополнительными столбцами и строками, в которых можно указать цены и в рублях, и в валюте. Главное — не забыть отразить такие нововведения в учетной политике (письмо УФНС по г. Москве от 14 декабря 2005 г. № 20-12/93198).

Е. Амаргорова, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное