Бухгалтерия кинотеатров

Бухгалтерия кинотеатров

17.08.2007

Полутемный зал, удобные кресла и десятки глаз, устремленных на огромный экран... Что же заставляет людей вновь и вновь приходить в кино и погружаться в мир, рожденный фантазией сценариста, режиссера, талантливой игрой актеров?... На эти и другие вопросы отвечали главные бухгалтеры кинотеатров.

Давно канули в Лету те времена, когда в кино заходили лишь переждать дождь. Сегодня кинопрокат начинает теснить телевидение с его позиций, отечественная киноиндустрия демонстрирует способность снимать качественные ленты, а на российских и международных кинофестивалях наши режиссеры все громче заявляют о себе. Растет число кинозалов, и зритель все чаще рассматривает посещение кинотеатра именно как отдых и развлечение. Мы же попытались выяснить, какова роль специалистов по учету в деле возрождения этого «важнейшего из искусств».

Одной из наших собеседниц стала Светлана Боришевич, главный бухгалтер сети кинотеатров «Пять звезд». Со Светланой Александровной мы встретились в уютном кафе кинотеатра «Ролан» — одного из четырех в московской сети. По словам Светланы Александровны, каждый из кинотеатров, бухгалтерию которых она ведет, — это не просто помещение для просмотра фильмов, но настоящий развлекательный центр, куда можно приходить целыми семьями, и где каждый найдет себе занятие по душе. Например, взрослые могут пойти на киносеанс, а детей оставить под присмотром няни, с которой те проведут время интересно и с пользой: будут играть, рисовать и даже снимать собственные фильмы. Светлана Александровна призналась, что в последнее время люди стали смотреть фильмы в кинотеатрах гораздо чаще, чем, к примеру, в 90-х годах, когда наблюдался спад интереса к кино. Впрочем, как заметила главный бухгалтер, летом в кинотеатрах тоже затишье: все в отпусках.

— Зато есть у нас сугубо наша, киношная, примета: дождь — к деньгам, — смеется Светлана Александровна. Где же еще переждать непогоду, как не в уютном кинозале под хороший фильм?

Кино и цифры

Работа кинотеатров относится к сфере услуг, и специфика бухгалтерских операций здесь своя. Основная особенность бухгалтерии кинотеатра — работа с бланками строгой отчетности, которыми в данном случае выступают входные билеты. Их форма утверждена правительством.

Оторванные корешки билетов, оказывается, хранятся 5 лет, и за этим следят материально ответственные люди. Впрочем, не все так однозначно и с НДС. По этому налогу ведется раздельный учет: дело в том, что перед показом фильма обычно идет реклама, а ее прокат облагается НДС. Вот и приходится бухгалтерии высчитывать разницу: отдельно по продаже билетов, отдельно — по прокату рекламы.

Другая особенность — так называемая прокатная плата. Сеть кинотеатров работает с дистрибьюторами, которые сдают прокатчику, то есть кинотеатру, фильм в аренду на неделю или две. В контракте с дистрибьютором оговаривается масса деталей, причем на каждую ленту приходится заключать отдельный договор:

— Получается, что документооборот у нас просто огромный, ведь репертуар обновляется каждую неделю, — рассказывает Светлана Александровна. — В договоре оговаривается процентное соотношение доли прокатчика и дистрибьютора от выручки, которую собрал тот или иной фильм. Доля дистрибьютора для прокатчика и есть прокатная плата, которую он отправляет ему, после того как фильм прошел на экранах кинотеатров.

— А почему какие-то фильмы зритель может посмотреть по льготной цене, а какие-то нет?

— Этот вопрос в компетенции дистрибьютора, а не кинотеатра. Чаще всего льготы ограничиваются на кассовые фильмы.

Удивили...

Еще одна особенность бухгалтерии кинотеатра — компьютеризированный контроль за продажей билетов. Для этих целей разработано специальное компьютерное приложение, которое не только помогает продавать билеты, но и позволяет бухгалтеру вести учет по выручке. Светлана Александровна рассказала, что благодаря этой программе она может прямо из своего кабинета в любую минуту отслеживать, в каком кинотеатре на какой сеанс сколько билетов продано.

Светлана Александровна немало удивила нас, рассказав, что отчетность у них сдается по-прежнему в бумажном виде. Главный бухгалтер объясняет это тем, что больше доверяет документу, заверенному подписью инспектора. К тому же иногда случаются накладки технического свойства в налоговой.

— Мои знакомые сдавали отчетность через Интернет целый год, и все было нормально. А потом пришла налоговая и заявила, что за целый год фирма не предоставила ни одного финансового документа. Пришлось обращаться к оператору, доказывать, что отчетность сдавалась. Поэтому лишней нервотрепки не хочется, и приходится полагаться в этом вопросе только на себя. Понятно, что работы становится больше, как и бумаг, но зато я уверена, что не окажусь в подобной ситуации. К тому же, в штате у нас много помощников: юристов, аудиторов, которые могут помочь в разрешении каких-то спорных вопросов. Правда, к их помощи ни разу не приходилось прибегать в решении проблем с налоговой — просто потому, что таких проблем у нас пока нет. Хотя проверки происходят часто, это не вызывает причин для волнений — мы ведь открыты, у нас все на виду. Плюс ко всему постоянно следим за изменениями в налоговом законодательстве, повышаем свой профессиональный уровень, посещаем семинары. В нашей стране это просто необходимо: ведь регулярно переписываются законы, постоянно меняются формы отчетности, и проходится работать со все большим количеством основных средств.

Что готовит МСФО?

С нетерпением главный бухгалтер сети кинотеатров «Пять звезд» ждет перехода на МСФО. Ей кажется, что это значительно облегчит труд бухгалтеров: ведь тогда отчетность придется сдавать раз в год. Но есть и опасения, что переход к международным стандартам в области бухучета окажется не столь простым, как хотелось бы, потому что изменится не только форма сдачи финансовой отчетности, но и сам подход.

— Сейчас ведь мы имеем дело в основном с внутренним учетом, результаты которого предоставляются ревизорам. А в случае перехода на МСФО нам всем придется в корне менять представления об учете и уходить от стереотипов, оставшихся в этой области с советских времен.

Бухгалтерия в 3D формате

Шелест листвы доисторических деревьев, динозавры, до которых, кажется, можно дотронуться — новейшая технология IMAX позволяет добиться небывалого эффекта присутствия, который подчас заставляет добрую половину зрительного зала вжиматься в кресла от ужаса. Впервые в России такая техника была использована в кинотеатре Nescafe-IMAX. Недавно в России появились еще два кинозала, где показывают фильмы трехмерного формата — в Санкт-Петербурге и в Казани. Ощущения при просмотре таких кинолент потрясающие: кажется, что можно протянуть руку и коснуться любого объекта на экране.

Главный бухгалтер кинотеатра Nescafe-IMAX Наталья Гречинская работает здесь с 2003 года, то есть практически с момента его открытия. Она с удовольствием рассказала не только о нюансах своей работы, но и о том, как снимают трехмерное кино. Технология IMAX 3D на сегодняшний момент наиболее прогрессивная в мире. 3D-фильмы, в отличие от обычной, 35-миллиметровой пленки, снимают двумя камерами на 70-миллиметровую пленку. При показе они синхронно движутся через один проектор. Картинки для левого и правого глаза одновременно проецируются на гигантский экран размером с семиэтажный дом. Для того чтобы увидеть объемное изображение, зрители надевают специальные поляризационные очки, а объективы проектора снабжены поляризационными фильтрами. Это позволяет каждому глазу воспринимать только свое изображение, и человеческий мозг формирует из них единую картину. В результате зритель наслаждается совершенно необыкновенным зрелищем.

Основные затраты, по словам Натальи Анатольевны, — это, во-первых, содержание и техническая поддержка кинооборудования, а, во-вторых, прокатная плата. Дистрибьюторы, то есть владельцы фильмокопий, поставляют их кинотеатру и в соответствии с обычной практикой составляются договоры с прокатными организациями на каждый фильм. В качестве вознаграждения за право показа фильма и его поставку кинотеатр уплачивает прокатную плату — так называемое «роялти». Это английское слово означает компенсацию за использование патентов, авторских прав, природных ресурсов и других видов собственности, выплачиваемую в виде процента от стоимости проданных товаров и услуг, при производстве которых использовались патенты и авторские права. Цены на билеты кинотеатр обычно устанавливает сам в соответствии со своей ценовой политикой. Об их изменении обязательно следует ставить в известность дистрибьютора, ведь именно проценты от выручки билетов и составляют прокатную плату. Перед дистрибьюторами кинотеатр отчитывается по определенной процедуре: каждый день им отправляют отчет о количестве зрителей и выручке за предыдущий день.

Наталья Анатольевна рассказала и о любопытном ноу-хау: только в их кинотеатре можно купить билет с открытой датой. Благодаря этому, зритель может в течение 3 месяцев посмотреть любой фильм по выбору. Понятно, что в связи с введением такой услуги бухгалтерский учет значительно усложняется.

Особенности бухгалтерского учета хозяйственных операций в кинотеатре связаны с тем, что кинотеатр оказывает услуги как освобожденные от уплаты НДС — например, продажа билетов на кинофильмы, так и облагаемые им. Следовательно, возникает необходимость в ведении раздельного учета.

«Дорогу осилит идущий»

Конечно, как и в любом деле, в бухгалтерии кинотеатра Nescafe-IMAX не обходится без трудностей. Большинство из них связаны с влиянием человеческого фактора. Поскольку необходимо постоянно контролировать продажу билетов, хранение БСО, соблюдение кассовой дисциплины, то неизбежна путаница и неразбериха. Бывает, что ошибается кассир, или клиент путает зал, время сеанса, день показа киноленты. Иногда возникает необходимость в оформлении возврата билетов. Случается, что дает сбой программное обеспечение. Поэтому важно, чтобы сотрудники бухгалтерии были универсальными специалистами и могли работать на разных участках бухгалтерского учета. Конечно же, не менее важным фактором успешной работы коллектива является сплоченность и взаимовыручка.

— В нашей бухгалтерии работают грамотные специалисты, поэтому трудности не превращаются в неразрешимые проблемы, — говорит Наталья Анатольевна. — Самое главное, воспринимать внештатные ситуации не как непреодолимые преграды, а как дорогу, которую надо пройти.

С прогрессом на «ты»

Преодолеть эти трудности помогают технические новинки. Компьютеризация учета, по словам главного бухгалтера, чрезвычайно важна в кинобухгалтерии.

— Вручную вести учет просто немыслимо, поскольку у нас достаточно специфическое производство. Этот рынок программного обеспечения пока не очень насыщен предложениями. У нас ведется учет продажи билетов, и фирма, специализирующаяся на такого рода услугах, написала программу специально для нас. Это приложение позволяет вести учет продажи билетов, делая необходимые поправки на социальные программы и скидки по клубным картам кинотеатра Nescafe-IMAX. То есть фактически, у нас два направления автоматизации: по учету продажи билетов и по бухгалтерскому учету. Отчетность сдаем в электронном виде. Я считаю, что это очень удобно.

Значительно облегчает жизнь бухгалтерского отдела помощь аудиторов. Специалисты одной из таких фирм, с которой у кинотеатра заключен договор, ежеквартально проверяют правильность ведения финансовой документации. Сотрудничество длится уже не первый год, да и большинство операций типовые, поэтому Наталья Анатольевна обращается к консультантам в основном по поводу тех или иных изменений в законодательстве. Что касается проверок, то здесь кинотеатру приходится иметь дело не только с налоговиками, но и с милицией и санэпидемслужбой:

— Естественно, это прибавляет нам работы: приходится готовить копии всевозможных документов по учету деятельности кинотеатра, но мы рассматриваем такие отношения как рабочий процесс.

Островок советского кино

Ангелина Ипатова работает бухгалтером саратовского кинотеатра «Виктория» на протяжении пятнадцати лет.

Кинотеатр у нас «советский», — смеется Ангелина Витальевна. Впрочем, она не вкладывает в это слово только негативный смысл. Конечно, средств на капитальный ремонт кинотеатра нет, посетителей немного, да и в программе значительную часть составляют старые советские фильмы. В последнем обстоятельстве бухгалтер «Виктории» видит и положительную сторону. «Викторию» посещают в основном пожилые люди, благо цены на билеты не кусаются, да и не понимают они современных фильмов, которые показывают в большинстве других кинотеатров.

— Более того, приходят к нам одни и те же люди, так что можно сказать, у нас есть своя сложившаяся аудитория, пусть и небольшая, — рассказала Ангелина Витальевна.

По словам Ангелины Витальевны, государственные кинотеатры сегодня не выдерживают конкуренции с частными. Там и в репертуаре в основном хиты, и оборудование новое, и перекусить есть где. Но, тем не менее, закрывать их или передавать в частные руки не стоит, ведь тогда от посещения кинотеатров будут отсечены люди с небольшим уровнем доходов. Особенно это актуально в провинции, ведь далеко не у всех есть возможность смотреть кинофильмы в домашних условиях на компьютере или видеомагнитофоне.

Какой-то особой специфики в организации учета в кинотеатре бухгалтер «Виктории» не видит. Даже отчетность по-прежнему сдается на бумаге. По мнению главного бухгалтера, так надежнее и проще. Не может местная бухгалтерия похвастать и автоматизацией учета. Компьютеризация, приобретение специальных программ для ведения статистики, по словам Ангелины Витальевны, дело полезное. Но «Виктория» — кинотеатр маленький, аншлагами он похвастать не может, и мощные средства автоматизации учета попросту не нужны. Поэтому бухгалтеры обходятся своими силами:

— Конечно, мы работаем не по старинке: в бухгалтерии стоят компьютеры, помощники у меня грамотные подобраны. К примеру, ведем оперативный учет продаж билетов, в конце дня я могу запросить статистику, мне все распечатают, и на стол положат. А универсальная программа, при помощи которой можно было бы реализовывать множество функций, нам ни к чему. Например, возврат билетов. Допустим, в силу каких-то причин отменился запланированный сеанс. Для крупного кинотеатра это большая проблема, ведь нужно вернуть деньги нескольким сотням людей, и этот процесс, конечно, должен быть автоматизирован. А к нам приходит по 15–20 человек на сеанс. Был случай, когда по нашей вине отменился показ: техническая неполадка произошла. Извинились перед зрителями, объявили, что приобретенные билеты можно сдать обратно в кассу. Пришлось, конечно, повозиться с возвратом денег, но это был единичный случай, который никак не повлиял на нашу работу в целом.

Оказалось, что бухгалтерия кинотеатров занимается решением самых разнообразных задач. Приобретение прав на показ фильмов, учет билетов, обновление аппаратуры, привлечение новых технологий — любая бухгалтерия в той или иной степени сталкивается с этими проблемами. Но не будем забывать, что самое главное для любого кинотеатра — найти своего благодарного, постоянного зрителя. И хорошая бухгалтерия делает все от нее зависящее, чтобы способствовать выполнению этой цели.

Татьяна ИЩЕНКО, Кирилл ПАРФЕНОВ

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA